Рафаэль. Портрет дамы («Ла Мута»). Исполнено в 1505-1509 гг. Дерево, темпера 64 х 48 см. Национальная галерея Марке, Урбино (В коллекции с 1927 г. Хранилище галереи Уффици, Флоренция). |
Из альманаха «Великие музеи мира» №17 «Национальная галерея Марке. Урбино»:
Имя этой дамы, чьи черты отличаются исключительной миловидностью и психологической тонкостью, отраженными в портрете, неизвестно. По поводу личности героини были высказаны несколько гипотез. Наибольшего доверия на сегодняшний день заслуживает та, согласно которой, женщина на портрете - это Джованна Фельтриа делла Ровере, сестра Гвидобальдо Монтефельтро и жена Джованни делла Ровере.
В любом случае эта работа связана с флорентийским периодом Рафаэля (хотя некоторые ученые отрицают авторство урбинского художника) и датируется между 1505 и 1509 годами (не забывайте, что Джованни делла Ровере покровительствовал молодому Рафаэлю в тосканском городе). Такой широкий размах границ хронологии был подтвержден исследованиями, проводимыми в отношении картины.
В частности, рентгеновские лучи и спектральный анализ в инфракрасных лучах (позволяющие увидеть то, что находится под слоем краски), показали, что в течение нескольких лет с картиной происходили существенные изменения, затронувшие, в частности, черты лица и костюм, которые также привели к значительным изменениям в трактовке образа. В первом варианте, действительно, дама выглядит моложе, с волнистыми волосами, с широким вырезом, с лентами по плечам. Во втором варианте лицо уже приобретает строгость, декольте почти исчезло, скрытое широкой полосой ткани, волосы собраны. Известно, что одежда в картинах Рафаэля имеет большое значение, как для обозначения социальной роли представляемого лица, так и для усиления идеализации позы. Изменения могли быть обусловлены изменением статуса благородной дамы, например, она овдовела.
Комментариев нет:
Отправить комментарий