Страницы

воскресенье, 13 августа 2017 г.

Рафаэль - «Алтарь капеллы Ансидеи»

Рафаэль. Алтарь капеллы Ансидеи. Исполнено около 1505 г. Масло, доска (тополь). 209,6 х 148,6 см. Национальная галерея, Лондон. В коллекции с 1885 г.

Из альманаха «Великие музеи мира» №20 «Национальная галерея. Лондон»:
Алтарная картина, изображающая Богоматерь с Младенцем на престоле в окружении Иоанна Крестителя и святого Николая из Бари в митре и с посохом, была заказана семейством Ансидеи для церкви Сан Фиоренцо деи Сервити в Перудже и, вероятно, окончена в 1505 году, в период временного возвращения Рафаэля в Перуджу. Одна из трех панелей, составлявших алтарь, «Проповедь Иоанна Крестителя», хранится в этой же галерее в Лондоне. Отход от композиций, выполненных художником до переезда во Флоренцию (например, «Распятие Монд»), представляется радикальным. Здесь господствует свободное измерение и непрерывность пространства, точность архитектурных элементов, чистый и отражающий цвет. Светящаяся материя становится пространством и мерой, порождая фигуры, аккуратно вырезая их, и в то же время погружая их в атмосферу высокой и эмоциональной гармонии. Ниша в форме свода, открывающаяся в солнечные просторы сельской Умбрии, чьи бледные тона напоминают картины Леонардо, обрамляет священную беседу в композиционном равновесии, которое, должно быть, первоначально казалось вполне интегрированным в архитектуру капеллы церкви в Перудже.
Даниэла Тарабра
Святой Иоанн Креститель слева от престола задрапирован одеждами в красной гамме, присутствующей в тот же период, например, в портрете Джованни Мария делла Ровере. Открытые части тела являют тончайшую фактуру изящных и тонких анатомических форм,впрочем, прочно привязанных к земле. Крест святого Иоанна -это линия, которую свет, являющийся основным элементом композиции, сделал почти прозрачной.

Общая схема картины передает манеру Перуджино, как можно видеть по балдахину над престолом, поднятым на подножие вровень с красивым пейзажным ландшафтом. Более современные флорентийские пропорции имеет свод, охватывающий всю группу.

Рука Мадонны, вытянутая вперед, опирается на раскрытую книгу на коленях. Как своим ракурсом, так и натуралистическим воспроизведением она выдает виртуозную технику живописи, восходящую к обучению у Перуджино.

Комментариев нет:

Отправить комментарий