Страницы

суббота, 3 ноября 2007 г.

КРАМСКОЙ Иван Николаевич - продолжение

Христос в пустыне. 1872 г. Холст, масло. 180х210 см. Государственная Третьяковская галерея
Эту картину, экспонированную на второй передвижной выставке, передовая общественность встретила как выражение этической и художественной программы передвижничества. В образе Христа, согласно евангельской легенде, уединившегося в пустыню, чтобы в сорокадневном размышлении подготовить сети к тяжелому, но необходимому пути спасения человечества, критика и зрители увидели мысленную связь с проблемой гражданской роли русской интеллигенции, с готовностью ее лучших представителей к самопожертвованию в борьбе с социальной несправедливостью. Картина имела огромный общественный резонанс. Показательно, что даже консервативный лагерь отказывался расценивать ее в качестве творения религиозного жанра. Автора «обличали» в недостаточной «возвышенности и идеальности» образа. Крамской в письме к писателю В. М. Гаршину утверждал, что он и не собирался выполнять иллюстрацию на тему христианского мифа. Он воспользовался фигурой Христа как «языком иероглифа». Художник писал: «...есть один момент в жизни каждого человека... когда на него находит раздумье — пойти направо или налево, взять ли за господа бога рубль, или не уступать ни шагу злу... Итак, это не Христос... Это есть выражение моих личных мыслей». Полотно как бы повторило гражданственный призыв поэзии Н. А. Некрасова — совершить окончательный выбор между станом «ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови» и лагерем погибающих за великое дело любви».
Портрет художника А.Д. Литовченко (1835-1890). 1878 г. Государственная Третьяковская галерея
Художник Н.А. Ярошенко на натуре. Государственный Русский музей
Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. 1880 г. Масло, холст. 115х83,5 см. Государственный русский музей
Галерея портретов деятелей русской культуры, созданная И.Н. Крамским, велика и раз-нообразна. Это своеобразная серия представляет наиболее характерные образы передовой, демократической интеллигенции второй половины прошлого столетия. Многие из портретируемых были личными друзьями Крамского, среди них и Иван Иванович Шишкин — известный пейзажист, знаток русского леса. На портрете и могучий, сильный человек, а первое впечатление портрета — легкость, ясность, непринужденность во всем. Эти черты вообще отличают передвижнический портрет в целом и в особенности свойственны портретам Крамского, да и сама натура Шишкина позволила выявить их здесь особенно ярко. При строгой продуманности композиционного построения, постановки модели, в портрете нет ни малейшего элемента позирования. Шишкин представлен в своем естественном повседневном облике. непринужденно стоящим перед зрителем, как бы в кругу своих друзей. Его взгляд умен, светел, строго-внимателен. Немолодое, доброе и серьезное русское лицо, легкие седеющие волосы, светлые глаза и детали обычного повседневного костюма написаны свободно, хотя и достаточно подробно. Портрет лаконичен и прост.
Портрет художника А.И. Куинджи (1842-1910). 1877 г. Государственная Третьяковская галерея

Комментариев нет:

Отправить комментарий