Страницы

суббота, 3 ноября 2007 г.

КРАМСКОЙ Иван Николаевич - продолжение

Портрет певицы Е.Л. Лавровской. 1878 г. Холст, масло. 171х121 см. Государственный Русский музей
На седьмой передвижной выставке художник среди своих работ экспонировал два женских портрета, в том числе портрет Е. Л. Лавровской. Критика по поводу этих произведений отмечала: «До сих пор Крамскому удавались только мужские портреты, но нынешняя выставка показала, что ему одинаково доступен и представляющий несравненно более трудностей женский портрет». Рецензент имел в виду, конечно, технические трудности. В женском портрете приходилось много работать над передачей драгоценных материалов — камней, мехов, тканей и т. д. Ведь и в новых, буржуазных условиях женщина, по-прежнему исключенная из участия в общественной и экономической жизни, расценивалась зачастую как вещь. Роскошь ее наряда являлась для супруга рекламой солидности его общественного положения
Крамской берется за решение проблем женского портрета потому, что ищет новую арену для ударов по академизму (именно здесь были особенно сильны традиции салонного искусства). Живописец противопоставляет образам салонных дам образ женщины-деятельницы: Лавровская была известна как страстный пропагандист национальной культуры. Кстати, это она подсказала П. И. Чайковскому идею создания оперы «Евгений Онегин» Крамской запечатлел певицу выступающей на концерте в память М. И. Глинки (в глубине сцены виден бюст композитора). Концертное платье актрисы позволило мастеру работать над передачей драгоценного материала и, следовательно, побить противников в той области, в которой они считали себя недосягаемыми.

За чтением. (Портрет С.Н. Крамской, жены художника). 1863 г. Государственная Третьяковская галерея

Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876 г. Масло, холст. 75х63,5 см. Государственный Русский музей
Встав с момента основания Товарищества во главе передвижничества, Крамской был по существу идейным руководителем этого течения в искусстве. В живописи наряду с В. Г. Перовым. Крамской был крупнейшим мастером, в значительной мере основоположником передвижнического портрета. Острый наблюдатель, человек недюжинного аналитического ума, он глубоко проникал в сущность человеческих характеров. Его портреты правдивы и достоверны. При безусловной схожести с моделью, они почти всегда обладают и чертами типическими. По ним можно судить о времени и о социальной принадлежности изображенного человека. Чаще всего Крамской писал художников, ученых, писателей, то есть людей тогокруга русской интеллигенции, к которому принадлежал сам. В созданной им портретной галерее современников отразились черты, характерные для русских демократов-просветителей 70-х — 80-х годов. Портрет М. М. Антокольского принадлежит к числу лучших произведений Крамского, бота несколько не закончена, и это не только не мешает, но скорее придает портрету большую живость. Страстный, темпераментный характер выдающегося скульптора передан достаточно верно. Независима, уверенна поза портретируемого, повернута гордо голова, горяч, напряжен и как-то по-особому тверд взгляд его больших глаз. Колорит портрета построен на тревожном сочетании красных и черных тонов с несколькими мазками.

Портрет Ивана Николаевича Крамского, написан И.Е. Репиным в 1882 г.
Портрет С.Н. Крамской. Государственный Русский музей

Комментариев нет:

Отправить комментарий