Страницы

суббота, 8 декабря 2007 г.

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение)

Ожидание. 1875 г. Холст, масло. 83х122 см. Государственная Третьяковская галерея
На четвертой передвижной выставке Товарищества Владимир Егорович Маковский экспонировал картину, посвященную вопросам российской действительности того времени.
В мотивах его полотна трудно не усматривать мысленную связь с взволновавшими демократическую интеллигенцию тех лет такими громкими судебными процессами, как «дело девяносто трёх», рассматривавшееся в Петербурге, и «дело пятидесяти», слушавшееся в Москве, связанные с неудачными попытками «хождения в народ». Характерно, что в том же 1875 году, когда была исполнена картина «Ожидание», художник создал первоначальный эскиз своей будущей знаменитой композиции «Вечеринка», запечатлевшей конспиративную встречу революционеров-народников.
Всматриваясь в фигуры собравшихся у пересыльной тюрьмы, зритель пости сразу находит в толпе, ожидающей свидание, интеллигентных людей, родственников тех, кто должен будет проследовать из острога в ссылку по категории «политических». Не выделяя их, живописец сливает воедино в чувствах зрителя и сочувствие к борцам, и сострадание к тем, кого жестокие условия жизни заставили во имя существования нарушить драконовские законы российской империи, направленные, прежде всего, против «униженных и оскорблённых».
Посещение бедных. 1874-1919 гг. Бумага. акварель, карандаш, белила. 26х33,1. Калининская областная картинная галерея
Любители соловьёв. 1872-1873 гг. Государственная Третьяковская галерея
Свидание. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея
Выговор. 1883 г. Холст, масло. 40,5х32,5 см. Картинная галерея Ивановского областного краеведческого иузея
Семейное дело. У мирового судьи. 1885 г. Холст, масло. 68х88,5 см. Государственный музей изобразительных искусств Туркменской ССР
На XIII передвижную выставку Влади­мир Егорович Маковский представил свы­ше сорока полотен. На одном из них — «Семейное дело. У мирового судьи», вос­произведена сценка, наблюденная живо­писцем в Орловской губернии, этнографи­чески точно переданы местные костюмы. Акцентирование праздничности в одеждах объясняется содержанием картины. Худож­ник изобразил крестьян, пришедших к ми­ровому судье, чтобы решить семейное дело, требовавшее авторитетного вмеша­тельства. Придавая событию большое зна­чение, они надели праздничные наряды. Дело более других, надо полагать, ка­сается молодого крестьянина. Именно в его облике особенно отразилась важность происходящего. В этой картине художник в изображении мирового судьи создал об­раз интеллигентного человека, полного глубокого сознания исполняемого им дол­га, одного из тех людей, которые даже куцые нововведения так называемой «эпохи великих реформ» стремились ис­пользовать на благо народа
Дети перетаскивают бомбы
Смерть Нахимова
Матрос Кошка. 1871 г.
В приёмной у доктора. 1870 г. Государственная Третьяковская галерея
Шарманщик с девочкой. 1880 г. Литография
Московские типі. 1879 г.Рисунок. Государственная Третьяковская галерея
Игра в бабки. 1870 г. Государственная Третьяковская галерея

Комментариев нет:

Отправить комментарий