Страницы

вторник, 1 января 2008 г.

Василий Григорьевич ПЕРОВ (Криденер) - русский художник-передвижник

Портрет писателя И.С. Тургенева. 1872 г. Холст, мало. 102х80 см. Государственный Русский музей

Выдающегося писателя запечатлели многие художники не только русские, но и иностранные. Тургенев не раз выезжал за границу и, как известно, умер во Франции. Однако из всех изображений литератора лучшим оказался портрет, исполненный Перовым. Эта работа является примером высоких достижений психологического портрета передвижников.
В западноевропейском искусстве этого времени начавшийся процесс разложения буржуазной культуры уже приводил к утрате внутренней содержательности, выразительности характера и жизненного полнокровия портрета. И. Н. Крамской справедливо отмечал в 1870-х годах: «...самые талантливые представители у французов даже не ищут того, чтобы человека изобразить наиболее характерно... мы ищем другого». «Другое», которого добивались в портретном жанре передвижники, привело в этом произведении Перова к полному соответствию внешнего облика писателя характеру его творчества.
Тургенев изображен на портрете словно на минуту оторвавшимся от чтения, проникновенно задумавшимся над какой-то строчкой, вызнавшей у него размышление. Он держит книгу на коленях так, чтобы не потерять нужную страницу. Профиль фигуры и лица подчеркивает особую утонченную, присущую Тургеневу красоту. От всего его облика веет благородством, покоем и ясностью.
Примечательно, что все портретисты находили облик писателя трудным для передачи. Творческая удача не сразу пришла и к Перову. Портрет 1872 года — второй портрет литератора, созданный живописцем (первый выполнен годом ранее).
Наушница. (Перед грозой). Эскиз-вариант. Рисунок карандашом и пером. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея
Перед грозой (Наушница) Литография
Старики-родители на могиле сына. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея
Делёж наследства в монастыре (Смерть монаха). Рисунок карандашом. 1868 г. Государственная Третьяковская галерея
Угощение странника-семинариста. 1874 г. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького
Спящие дети. 1870 г. Государственная Третьяковская галерея
Последний кабак у заставы. 1868 г. Государственная Третьяковская галерея
Дворник-самоучка. Рисунок карандашом и сангиной. 1868 г. Государственная Третьяковская галерея
Утопленница. 1867 г.
Утопленница. Эскиз картины того же названия. Рисунок карандашом. 1867 г. Государственная Третьяковская галерея
Странник. 1870 г. Государственная Третьяковская галерея
Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея
Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866 г. Эскиз к картине. Граф. кар. 27х30,5 Государственный Русский музей
Генерал, требующий лошадей. Эскиз картины "Сцена на почтовой станции" Рисунок карандашом. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея

6 комментариев:

  1. Забавно, по-вашему Перов еще жил и писал картины в 1970-х?!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте.

    Большое спасибо за Ваши подборки репродукций.

    Меня очень заинтересовал эскиз
    "Приезд гувернантки в купеческий дом".

    Дело в том, что сейчас я оформляю небольшую афишу к научному коллоквиуму под названием "Франкоязычный гувернер в Европе", который должен пройти в Санкт-Петербурге.

    Мне кажется, что именно этот эскиз был бы лучшей иллюстрацией для афиши. Однако я не знаю ни одного альбома, где бы он был опубликован.

    Может быть вы могли бы отсканировать имеющуюся у вас репродукцию в полном размере (300 dpi)? Это очень бы нас выручило.

    Заранее спасибо в любом случае.

    Алексей

    ОтветитьУдалить
  3. Не уверен, что это сильно Вам поможет, но вот ссылка на изображение:
    http://s58.radikal.ru/i159/0906/74/b5f6558cbfa4.jpg

    ОтветитьУдалить
  4. Большое Вам спасибо за помощь.
    Очень любезно.

    Этот скан вполне достаточного качества.

    Алексей.

    ОтветитьУдалить