Страницы

четверг, 17 января 2008 г.

Василий Иванович Суриков. (продолжение)

Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста. Холст, масло. 1875 г. Государственная Третьяковская галерея

Сюжетом картины послужил эпизод из истории раннего христианства. Согласно легенде, апостол Павел, находившийся дол­гое время в тюрьме по обвинению в осквер­нении иерусалимского храма, т. к. выступил в нем с проповедью христианства, нарушив тем самым иудейские религиозные законы, был вызван римским проконсулом Фестом на суд, где в присутствии иудейского царя Ирода Агриппы и его сестры Береники объяснил ему догматы христианской рели­гии.
Милосердный самарянин Холст, масло. 1874 г. Красноярский краеведческий музей

Картина написана на сюжет библей­ской притчи о добром самарянине, отдав­шем последние капли воды умиравшему от жажды страннику,
Портрет А.И. Емельяновой. Тульский художественный музей
Флоренция. прогулка. 1884 г. Акварель. Собрание семьи художника
Памятник Петру Первому на Сенатской площади в Петербурге. 1870 г. Холст, масло 52х71. Государственный Русский музей
Собор св. Петра в Риме. 1884 г. Бумага, акварель. 17,6х25,2 см. Государственная Третьяковская галерея

Акварель «Собор св. Петра в Риме» экспонировавшаяся наряду с остальными на XIII передвижной выставке, свидетель­ствует, насколько самостоятельно воспри­нимал художник все то, что он встречал во время своей заграничной поездки 1883— 1884 годов. Василий Иванович Суриков не испытал, например, восхищения знамени­тым собором. Такое мнение подтверждает его письмо к П. П. Чистякову, где, в ча­стности, сказано: «Купол св. Петра напо­минает широкоплечего богатыря с малень­кой головой, и шапка будто на уши на­тянута».
Примечательно, что прославленное соо­ружение изображено не с традиционной эффектной точки зрения от колоннады, оформляющей площадь перед фасадом, а со стороны бокового крыла, причем жи­лые дома даже частично закрывают это крыло. Художник словно бы дает понять зрителю, что для Рима, на улицах и пло­щадях которого встречаются буквально все исторические времена и эпохи, отдельные памятники зодчества не занимают исклю­чительного положения, а составляют непосредственный облик города.

Портрет гитариста Ф.Ф. Пилецкого. 1900 г. Рисунок. Государственная Третьяковская галерея
Портрет П.И. Щербатовой. 1910 г. Саратовский Государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Портрет Е.К. Дерягиной. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея

Комментариев нет:

Отправить комментарий