Страницы

среда, 27 февраля 2008 г.

Ярошенко Николай Александрович (продолжение)

Портрет молодой дамы. Холст, масло. 56х51. Костромской областной музей изобразительных искусств
Студент. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея
Заключённый. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея
Иерусалим. 1896 г. Кисловодский дом-музей Н.А. Ярошенко
Крестьянская девушка. 1870-е гг. Кисловодский дом-музей Н.А. Ярошенко
Девушки, собирающие цветы. 1880-е гг. Кисловодский дом-музей Н.А. Ярошенко
Кочегар. 1878 г. Холст, масло. 14х89 см. Государственная Третьяковская галерея
Николай Александрович Ярошенко начал показывать свои произведения у передвижников (с четвертой выставки) после окончания Академии художеств, в которой он занимался одновременно с обучением в военной, так называемой Михайловской Академии. Поистине блистательным было его выступление на шестой передвижной выставке, когда он экспонировал четыре портрета и картины «Кочегар» и «Заключенный», привлекшие к себе общее внимание. Первым в русском изобразительном ис-кусстве художник отметил рождение новой категории трудящегося люда — промышленного пролетария. Образ героя картины «Кочегар» им был несомненно списан с натуры. (По долгу службы он руководил штамповочной мастерской Петербургского патронного завода и повседневно общался с рабочими.) Как свидетельствует В. Г. Короленко в очерке «Всеволод Михайлович Гаршин». живописец даже показал реальный прототип своего произведения. «Кочегар» Ярошенко породил появление в русской литературе знаменитого рассказа Гаршина «Художники», где словно бы произошло перевоплощение ярошенковского «кочегара» в образ «глухаря», клепальщика, принимавшего собственной грудью сквозь тонкие стенки котла страшные удары молота, как удары судьбы, падавшие на все его сословие.
Женский портрет. 1883 г. Государственный Русский музей
Портрет молодого человека. 1886 г. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького
Старое и молодое. 1881 г. Государственный Русский музей
Спорт старого поколения с молодым. Эскиз к картине 1881 года. Государственный Русский музей

Комментариев нет:

Отправить комментарий