Страницы

среда, 27 февраля 2008 г.

Поленов Василий Дмитриевич

Поленов, Василий Дмитриевич (1844-1927) - живописец. Брат Е.Д. Поленовой. Родился в Петербурге. Учился в Академии художеств (1863-1871) у П.П. Чистякова. Пенсионер в Италии и Франции (1872-1876). С 1978 г. - член Товарищества передвижников. Участник Абрамцевского кружка с середины 1870-х гг. С 1876 г. академик, с 1892-го - профессор, с 1893-го - действительный член Академии художеств. Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонтрации 9 января 1905 г. С 1926 г. - народный художник РСФСР. Продолжая традиции А.К. Саврасова, в своих пейзажах передавал поэзию и красоту уголков русской природы, проявив себя мастером пленэрной живописи ("Московский дворик", 1878; "Заросший пруд", 1879, все в ГТГ). Обращаясь к евангельским сюжетам, стремился обновитьих академическую трактовку, заостряя нравственную проблематику ("Христос и грешница", 1887, ГТГ). Работал в области театрально-декорационной живописи. В 1892 г. в своей усадьбе Борок (с 1931 г. - Поленово, Тульская область) создал художественный музей. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководил пейзажным классом (1882-1895). Среди его учеников - И.И. Левитан, К.А. Коровин, А.Е. Архипов. Композитор, автор оперы "Призраки Эллады", оратории и других музыкальных произведений. Работы Поленова имеются также в ГРМ, музее-заповеднике "Абрамцево",, музеях Астрахани, Владимира, Воронежа, Иркутска, Калуги, Кирова, Костромы, Краснодара, Н. Тагила, Омска, Ростова, Саратова, Севастополя, Томска, Таганрога, Ульяновска, Хабаровска, Челябинска.

Право господина. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея.

Парфенон. Храм Афины-Парфенос. Этюд из путешествия художника по Востоку. 1881-1882 гг. Государственная Третьяковская галерея.
Примечательна глубокая продуманность композиции почти каждого из этюдных произведений Василия Дмитриевича Поленова, показанных на выставке 1885 года.
Один из лучших этюдов этой серии — «Парфенон», выполненный хмурым днем в серебристых тонах. Храм изображен с точки зрения снизу вверх, на фоне клубящихся облаков. Это подчеркивает особую величественность знаменитого творения древнегреческого зодчества. Художник добивается ощущения красоты и монументальности Парфенона, который и в полуразрушенном состоянии производит впечатление грандиозного сооружения.
Памятник зодчества интересен ему не только как компонент пейзажного образа, но и сам по себе, как выдающийся образец архитектуры. Этюд свидетельствует также о присущем Поленову обостренном чувстве тектоники, впоследствии очень помогавшем ему при создании в 1890-х годах театральных декораций в Московской частной русской опере.
Солнечный день. Мельница. Ольшанка. Государственная Третьяковская галерея
Московский дворик. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930 гг.). 1879 г. Холст, масло . 75х60 см. Государственная Третьяковская галерея.
Олива в Гефсиманском саду. 1882 г. Государственная Третьяковская галерея
Театр "Аквариум" в 1905 году. 1906 г. Государственный музей Революции СССр
Теремной дврец. Наружний вид. 1877 г. Дерево, масло. 34,2х23,7 см. Государственная Третьяковская галерея.
Бейрут. Сирийский порт. Государственная Третьяковская галерея.


Комментариев нет:

Отправить комментарий