Страницы

пятница, 21 марта 2008 г.

КУКРЫНИКСЫ

КУКРЫНИКСЫ - творческий коллектив художников, ставших самыми знаменитыми и авторитетными мастерами российской карикатуры 20 века.
В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), вошли: Михаил Васильевич Куприянов [8(21) октября 1903, Тетюши, ныне в Татарстане — 11 ноября 1991, Москва], Порфирий Никитич Крылов [9 (22) августа 1902, дер. Щелкуново, Тульская обл. — 15 мая 1990, Москва] и Николай Александрович Соколов [8 (21) июля 1903, Москва — 15 апрель 2000, Москва]. Сдружившись во время учебы во Вхутемасе (1921-29), они с той поры постоянно работали втроем.
С 1927 активно печатались в прессе (газеты «Правда» и «Комсомольская правда», журнал «Крокодил»). В 1930-е большую популярность среди творческой интеллигенции завоевали их иронические шаржи на известных деятелей культуры; чаще всего графические, иногда эти шаржи исполнялись в виде скульптур, а затем переводились в керамику. В графике Кукрыниксы предпочитали рисунок тушью и (для плакатных композиций) гуашь; позднее часто обращались к смешанной технике. Их графические серии («Старая Москва», 1931-34; «Транспорт», 1933-34; «О дряни», 1959-60; и др.) впечатляют свои неистощимым остроумием, составляя сатирическую летопись периодов индустриализации и послевоенной «оттепели».
В плакатах военных лет их графическая манера стала более броской и лаконичной. Целый ряд их плакатов-карикатур этого времени («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941; и др.) завоевал мировую славу.
Еще до войны обращались к станковой живописи (серия «Старые хозяева», 1936-37), но широкой известности добились в этой сфере лишь в 1940-е гг. Придерживались принципов соц-реалистической «тематической картины», героической («Таня», 1942-47; и др.) или решенной в духе зловещего гротеска («Бегство фашистов из Новгорода», 1944-46, «Конец», 1947-48, оригинал не сохранился; повторение 1961-64). Лучше всего удавались им картины второго рода, органически и весьма самобытно соединяющие живопись с карикатурой. Недаром «Конец» с Гитлером и его подручными в берлинском бункере, обреченно прислушивающимися к канонадам и взрывам последнего штурма, по-праву считается самым значительным их живописным опытом.
Внесли значительный вклад и в искусство книги. Здесь тоже, как в графике и живописи, проявилось их острое чувство гротеска, принимающее порой ирреально-экспрессионистский характер (замечательные рисунки тушью к «12 стульям» И. Ильфа и Е. Петрова,1933 и 1967; к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя 1937, «Сказкам» и «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937-39).
Но в иллюстрациях к «Жизни Клима Самгина» М. Горького (1933) наметился иной подход: работая черной акварелью, которая после войны стала их излюбленной книжно-иллюстративной техникой, они стремились в данном случае к углубленно-драматической образности. Эта линия продолжилась в более поздних книжных циклах (к «Фоме Гордееву» М. Горького 1948-49 и др.), самым удачным из которых стала серия лирических рисунков к «Даме с собачкой» А. П. Чехова (1945-46).
За свои карикатуры, плакаты, картины и книжные иллюстрации были удостоены пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Ленинской (1965) премий, Государственной премии СССР (1975), а также званий Героей Социалистического труда.
"Конец". 1948 г.
Последний выход Керенского
Залп "Авроры". 1961 г.
"Порхающий бабочник" Из сатирической серии "О дряни". 1959-1960 гг.
Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Портрет". 1951 г.
Но художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом в больших, когда-то великолепных рамах, но на которых чуть блестели теперь следы позолоты.
Иллюстрация к повести "Шинель"
"Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами?... " тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять.
Н.В. Гоголь
Заставка к повести Н.В. Гоголя "Шинель". 1952 г.
Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днём не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались ещё глуше и уединённее: фонари стали мелькать реже...

Иллюстрации к трилогии А.Н. Толстого "Хождение по мукам":
В этот час, в этом месте, как обычно, нашло на него [Бессонова] состояние мрачного вдохновения
Под крики и ругань, щелканье кнутов и треск осей об оси, в грязи и дожде, двигались сплошной лавиной обозы наступающей русской армии.
Пароход... зашёл с западной стороны острова... Здесь ошвартовались. Люди с острова высыпали на песчаный берег, - было их человек пятьдесят, ободранные, взлохмаченные.
Ещё сильнее содрогнулась бы Катя, знай, что перед ней стоит сам батько Махно. Он рассматривал сидевшую на кровати молодую женщину, в пыльных башмаках, в помятом, ещё изящном шелковом платье, в тёмном платочке, повязанном по-крестьянски, и, видимо, не мог угадать - что это за птица залетевшая в избу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий