Страницы

четверг, 21 августа 2008 г.

ФРАНСИСКО ДЕ ГОЙЯ (1746—1828) - «Портрет Себастьяна Мартинеса и Переса»

Художник ФРАНСИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ И ЛУСИЕНТЕС (1746—1828). Испанская школа. «Портрет Себастьяна Мартинеса и Переса». Холст, масло. 92,9x67,5. Нью-Йорк. Музей Метрополитен
Страстное, полное драматического накала искусство великого испанского живописца и графика Франсиско Гойи стало одной из вершин не только испанской, но и всей западноевропейской культуры конца XVIII — начала XIX века. В творчестве Гойи нашли свое воплощение прогрессивные и гуманистические идеалы века Просвещения. Вместе с тем оно стало документальным и ярким художественным свидетельством общественных потрясений и исторических событий, которые довелось пережить художнику. Подъем испанской национальной культуры в конце XVIII века, нашествие Наполеона, героическое сопротивление народа, испанская революция и ее трагический исход — все это вылилось в искусстве Гойи в образы, полные необычайной проникновенности и экспрессии. Гойя был представителем плеяды испанских просветителей, его живопись и особенно графика стали активным оружием борьбы против зла во имя победы разума. Не случайно надпись на одном из офортов знаменитой серии «Капричос»: «Сон Разума рождает чудовищ» — воспринимается как девиз творчества художника.
Особую роль в искусстве мастера играет портрет. Проживший жизнь, полную трагизма и любви, Гойя глубоко чувствовал подлинную ценность человека. Его портреты, глубокие и убедительные по внутренней характеристике, богатые по своему живописному решению и композиции, написаны легко и свободно. Себастьян Мартинес и Перес был ровесником и другом художника. В его доме в Кадисе художник видел полотна Леонардо, Тициана, Веласкеса, Мурильо. В собрании Переса было несколько тысяч гравюр

Комментариев нет:

Отправить комментарий