Кившенко, Алексей Данилович (1851-1895) – живописец. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского и в Академии художеств (1867-1877) у К.Ф. Гунна. Был близок к передвижникам. Автор реалистических картин на исторические, батальные и бытовые темы, мастер анималистического жанра. Наибольшую известность ему принесла картина «Военный совет в Филях в 1812 году» (1880,ГРМ), повторение – 1882, ГТГ). Автор серии батальных картин на темы русско-турецкой войны. К числу лучших бытовых картин Кившенко можно отнести «По тетеревиным выводкам» (1888), Сортировка перьев» (1891, ГРМ). В последние годы жизни руководил мастерской батальной живописи в Академии художеств. Его работы имеются также в Музее коневодства, музеях Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска, Омска, Рязани, Тюмени, Харькова.
А. Д. КИВШЕНКО (1851-1895). Военный совет в Филях в 1812 году. 1880. Холст, масло. 92х164. Государственный Русский музей
После битвы под Бородином, 1(13 н. с.) сентября 1812 г. в деревне Фили под Москвой в доме крестьянина Севастьянова состоялся военный совет генералитета русской армии. Слева направо изображены: П. С. Кайсаров, генерал от инфантерии; главнокомандующий М. И. Кутузов; граф А И. Остерман-Толстой. генерал от инфантерии, командующий пехотным корпусом: Н. Н. Раевский, генерал от кавалерии, под Бородином командовал 7-м кавалерийским корпусом; П. П. Коновницын, генерал от инфантерии; М.Б. Барклай де Толли. генерал от инфантерии, в Бородинском сражении командовал правым флангом русской армии; граф Ф.П.Уваров, генерал от кавалерии, командующий кавалерийским корпусом; Дохтуров Д.С., генерал-адъютант, в Бородинском сражении командовал центром русских войск, а после ранения П.И. Багратиона -левым флангом; стоит А. П. Ермолов, генерал от инфантерии; К. Ф. Толь, генерал-квартирмейстер главной армии; Л. Л. Беннигсен, генерал от кавалерии, начальник главного штаба армии.
Обсуждается вопрос: сдать ли Москву французам без боя с тем, чтобы сохранить армию, или дать еще одно сражение. Вопрос решает своей властью главнокомандующий: «С потерею Москвы еще не потеряна Россия, с потерею же армии Россия потеряна. Приказываю отступать».
Существует другое толкование в размещении фигур на картине. При этом отмечается, что художник довольно точно следует за описанием сцены заседания военного совета в Филях, приведённом Л.Н. Толстым в романе «Война и мир» В кресле сидит Кутузов, за ним стоит Кайсаров. У стены сидят (начиная от Кутузова): Коновницын, Раевский, Толстой, Барклай-де-Толли (в углу под образами), Уваров, Дохтуров. Справа стоит Ермолов; на передней скамье сидят Толь и (левее) Беннигсен. В действительности Кайсарова на совещании не было, а кроме лиц, изображённых на картине, были ещё атаман Платов и генерал Ланский.
За эту картину Кившенко получил от академии художников заграничную командировку. Повторение картины, написанное в 1882 г. находится в ГТГ.
По тетеревинным выводкам. 1888 г. Государственный Русский музей |
Переяславкая рада 1654 года. Акварель |
Сортировка перьев. 1891 г. Холст, масло. 61,5х106. ГРМ |
Затравили. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий