Страницы

вторник, 30 сентября 2008 г.

Работы неизвестных художников XIX века, из набора "Театр пушкинской поры"

История русского театра пушкинской поры, охватывающей первые четыре десятилетия XIX века, значительна и богата событиями. Отечественная война 1812 года, восстание декабристов и последовавшая за ним реакция — основные вехи времени — оказали на нее решающее влияние.
Отношение А. С. Пушкина к театру в этот период было неоднозначным. В послелицейские годы театр для него — «волшебный край». Туда устремлялись каждый вечер современники, друзья, единомышленники, чтобы упоенно насладиться зрелищем, игрой любимых актеров, обменяться мнениями, услышать последние новости. Впечатления тех лет сохранились в душе поэта навсегда.
Театр первых двух десятилетий XIX века и впрямь был замечателен. Он переживал момент бурного подъема, становился общественной необходимостью, приобретал массового зрителя. Спектакли в столицах с начала XIX века шли регулярно, строились новые театральные здания, красивые, каменные, в отличие от старых, деревянных.
На сцене Большого Петербургского театра — того самого, где «неслись» «младые дни» Пушкина,— вперемежку шли оперы, драмы, балеты. Нередко все жанры можно было увидеть в один вечер. Еще в силе были пришедшие из Франции законы классицизма (в России они служили идеям патриотизма и гражданственности), но самые талантливые актеры — Е. С. Семенова, А. С. Яковлев, И. И. Сосницкий, Е. И. Колосова, А. И. Истомина — умели наполнить свое творчество «чувством живым и верным» и не зависеть от навязанной формы.
Если воздействие драматических представлений почти полностью связывалось с исполнением того или иного актера, то балет воспринимался как целостный спектакль, как произведение ведущего балетмейстера и педагога тех лет Ш. Л. Дидло. Проработав до 1801 года в европейских театрах, Дидло обосновался в России и нашел здесь благодатную почву для создания русской национальной балетной школы. «Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной»,— писал Пушкин. Исследователи пушкинской поэзии находят следы прямых влияний балетов Дидло на описание некоторых сцен в поэме «Руслан и Людмила» (1820).
В первые десятилетия XIX века заметно поднялась общая культура сценических представлений. Пережив полосу заимствований в XVIII веке, русская сцена теперь превосходила уровень западноевропейского театра. В значительной степени этому способствовала деятельность П. Гонзаго, отдавшего русскому театру свой зрелый талант архитектора и художника.
Художественные идеалы Гонзаго близки пушкинским: естественность, простота, разумность, гармония. «Музыкой для глаз» называл декоратор архитектурные композиции, которые должны, по его мнению, оказывать эмоциональное воздействие и, подобно музыке, находить отклик в душе зрителя.
И все же молодой Пушкин был не просто очарованным зрителем и восторженным завсегдатаем мира кулис. Его ранняя незавершенная статья «Мои замечания об русском театре» (1820) выдает трезвый взгляд поэта на современный театр. Тогда же проявилась его огромная требовательность к театральному искусству, требовательность эта неуклонно росла и намного опередила возможности театра того времени.
В период южной ссылки, тоскуя о театре, Пушкин много размышлял и писал о самом слабом звене русского театра — о драматургии. Но Петербургский театр продолжал жить в нем, наполняя собой «театральные» строфы первой главы «Евгения Онегина».
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит...
«Евгений Онегин», глава первая, 1823
Отрыв от живого театра произошел в Михайловском. Здесь, находясь в «строгом уединении», поэт создал трагедию «Борис Годунов». В Михайловском Пушкину открылась другая Россия, неведомая светскому Петербургу, и явственно вырисовался новый герой — народ. Несмущаемый никаким светским влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении типов, Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени. Источники богатые!» («Наброски предисловия к „Борису Годунову"», 1830). Подлинный историзм диктовал Пушкину новые законы творчества, требовал иного метода отражения жизни в искусстве — реализма, который Пушкин называл «истинным романтизмом».
На постановку «Бориса Годунова» на сцене был наложен цензурный запрет. Но не только в цензуре видел Пушкин «непреодолимые преграды» для народной трагедии: «...для того, чтобы она могла расставить свои подмостки, надобно было бы переменить и ниспровергнуть обычаи, нравы и понятия целых столетий» («О народной драме и драме „Марфа Посадница"», 1830).
Что же происходило с самим театром в эпоху царствования Николая I? После возвращения из ссылки Пушкин застает на сцене засилье мелодрамы с ее чрезмерными бессмысленными страстями, завораживающую роскошью и пышностью обстановки большую волшебную оперу, официозную псевдоисторическую трагедию, пустой развлекательный водевиль — все прогрессивное в драматургии из репертуара изъято. В пестроте авторских имен и названий на афишах использовано и имя Пушкина. В театре идут инсценировки поэм, отдельных его стихотворений. Независимо от воли поэта ставятся многочисленные переделки его произведений разными драматургами, сочинения композиторов, балетмейстеров. Приспосабливая пушкинское творчество к потребностям текущего момента, авторы обедняли поэтический язык, искажали текст, а порой и смысл первоисточника. Но даже в таком виде произведения Пушкина обогатили русский театр: оперу, балет, исполнительское искусство актеров, дали обильную пищу театральным художникам.
Как ни холоден был поэт к театральной практике конца 1820—1830-х годов, как ни чуждо звучали для его слуха фамилии новых артистов, театр не исчезал из круга его интересов. «Дух века требует важных перемен и на сцене драматической»,— писал Пушкин в «Набросках предисловия к „Борису Годунову"». Продолжая разрабатывать тему «судьбы человеческой, судьбы народной», он в своих «Маленьких трагедиях» и в «Сценах из рыцарских времен» до последних лет искал новые формы драмы. Пушкин верил в будущее русского театра и прокладывал пути развития сценическому реализму. А в современном ему театре он видел немногих сподвижников. Это были самые значительные фигуры, гении русского искусства: драматурги А. С. Грибоедов и Н. В. Гоголь, композитор М. И. Глинка, актер М. С. Щепкин. Именно они, создатели бессмертных произведений и сценических образов, пользовались вниманием и поддержкой Пушкина.
С. Меркина

Неизвестный художник (первая половина XIX века).С оригинала Фреми
А. М. Колосова в роли Гермионы в трагедии Ж. Расина «Андромаха». 1821. Гравюра на меди. 26,6X20,6. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
Александра Михайловна Колосова, в замужестве Каратыгина (1802—1880), дочь известной танцовщицы Е. И. Колосовой, была близкой знакомой Пушкина. Она дебютировала в Большом Петербургском театре в декабре 1818 года в трагедиях В. А. Озерова. Очевидец шумного успеха юной дебютантки, Пушкин в 1820 году отмечал спад интереса к игре молодой актрисы. «Если Колосова будет менее заниматься флигельадъютантами е. и. в., а более своими ролями; если она исправит свой однообразный напев, резкие вскрикивания и парижский выговор буквы Р, очень приятный в комнате, но неприличный на трагической сцене... если будет подражать не только одному выражению лица Семеновой, но постарается себе присвоить и глубокое ее понятие о своих ролях, то мы можем надеяться иметь со временем истинно хорошую актрису — не только прелестную собой, но и прекрасную умом, искусством и неоспоримым дарованием» («Мои замечания об русском театре»).
В 1830-е годы, уже занявшая видное положение в труппе как исполнительница драматических и комедийных ролей, А. М. Каратыгина вместе с мужем, В. А. Каратыгиным безрезультатно добивались разрешения на постановку в театре сцены у фонтана из «Бориса Годунова».
А. М. Колосова-Каратыгина написала интересные воспоминания о Пушкине.

Неизвестный художник (первая половина XIX века) Портрет И. И. Сосницкого. 1820-е годы Холст, масло. 38,7 X 33,6 Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
Ивана Ивановича Сосницкого (1794—1871) Пушкин застал в театре, когда тот был одним из основных актеров петербургской труппы, признанным исполнителем амплуа светских молодых повес и преуспевающих любовников. Ученик Ш. Л. Дидло, Сосницкий принес на драматическую сцену развитую культуру движения, а природная склонность к пародированию и имитации позволила ему неузнаваемо разнообразить однотипные роли. Живость и артистичность Сосницкого, владение естественной манерой сценического слова, особенно в стихотворном тексте, сразу расположили к себе Пушкина. В плане задуманной им в 1821 году «Комедии об игроке» главное действующее лицо обозначено фамилией Сосницкого.
Художнику удалось запечатлеть блеск и обаяние молодого актера. С годами Сосницкий стал мастером характерных ролей, отлично играл Городничего в «Ревизоре». В первой постановке «Моцарта и Сальери» (1832) исполнял роль Моцарта.

Неизвестный художник (первая половина XIX века) А. И. Истомина в роли Флоры в балете Ш. Л. Дидло «Зефир и Флора» на музыку К. А. Кавоса. 1825 Холст, масло. 57 X 44,6. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
«Евгений Онегин», глава первая, 1823
С начала XIX века под руководством балетмейстеров И. И. Вольберха и особенно Ш. Л. Дидло балетный театр в России достиг высокого развития. Имена учениц Дидло А. И. Истоминой (1799—1848), А. А. Лихутиной, Е. А. Телешовой очень популярны среди членов «Зеленой лампы», постоянно на устах у современной молодежи. Отдавая дань модному поклонению танцовщицам, Пушкин сумел разглядеть особые, отличительные черты русского балета, «душой исполненный полет» талантливых русских балерин.
В 1823 году Истомина исполнила роль Черкешенки в балете Дидло «Кавказский пленник», поставленном на сюжет одноименной поэмы Пушкина. Находясь в то время в Кишиневе, поэт в письме брату живо интересовался судьбой балета и исполнением Истоминой (письмо Л. С. Пушкину от 30 января 1823).

Неизвестный художник (первая половина XIX века) Портрет Я. Г. Брянского. 1824 Бумага, акварель. 14 X 11. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
Яков Григорьевич Брянский (1791 —1853) дебютировал на петербургской сцене в 1811 году. Поначалу играл преимущественно комедийные роли, но после смерти трагика А. С. Яковлева в 1817 году стал выступать в его репертуаре.
«Брянский заступил на его место, но не заменил его. Брянский, может быть, благопристойнее, вообще имеет более благородства на сцене, более уважения к публике, тверже знает свои роли, но зато какая холодность! какой однообразный, тяжелый напев!.. Брянский всегда и везде одинаков... Брянский в трагедии никогда никого не тронул, а в комедии не рассмешил». Это суровая оценка Пушкина, высказанная в статье «Мои замечания об русском театре», дает представление о том, как важно, по его мнению, для актера «иметь чувство», «порывы души».
В зрелые годы своего творчества Брянский, умный интеллигентный актер, завоевал популярность как исполнитель драматических ролей, главным образом резонеров.
Брянскому принадлежит заслуга первой постановки в свой бенефис 27 января 1832 года трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», в которой он сыграл роль Сальери.

Неизвестный художник (первая половина XIX века) Большой театр. Москва. 1830-е годы Бумага, акварель. 23,5 X 33 Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
7 января 1825 года в Москве открылся Большой театр, самое крупное театральное строение в России. Его автор — архитектор О. И. Бове, возглавивший Комиссию для строений Москвы после пожара 1812 года,— сделал монументальное классическое здание Большого театра центром архитектурного ансамбля Театральной площади.
8 сентября 1826 года Пушкин по распоряжению Николая I был доставлен из Михайловского в Москву, а 12 сентября он впервые посетил Большой театр. То было время зенита славы поэта. Едва он вошел в партер, «мгновенно пронесся по всему театру говор, повторивший его имя: все взоры, все внимание обратилось на него... У разъезда толпились около него...» — писал Н. В. Путята. В тот вечер игралась комедия А. А. Шаховского «Аристофан, или Представление комедии „Всадники"» с участием П. С. Мочалова. 28 сентября 1826 года Пушкин снова присутствовал в Большом театре, шла опера Россини «Итальянка в Алжире».
Приезжая в последующие годы в Москву, Пушкин бывал на спектаклях Большого театра.
Но там, где Мельпомены бурной
Протяжный раздается вой,
Где машет мантией мишурной
Она пред хладною толпой,
Где Талия тихонько дремлет
И плескам дружеским не внемлет,
Где Терпсихоре лишь одной
Дивится зритель молодой...
«Евгений Онегин», глава седьмая

Неизвестный художник (первая половина XIX века) П. С. Мочалов в роли Мейнау в комедии А. Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние». 1830-е годы Литография. 31,5 X 24. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
Великий русский трагический актер Павел Степанович Мочалов (1800—1848) выступал на московской сцене с 1817 года. Его исполнительское искусство, вдохновенное и трепетное, было наполнено пламенным протестом человека против нравственного насилия, приниженности, духовного рабства. Образы, созданные Мочаловым в трагедиях Вольтера, Шекспира, в романтических драмах Шиллера, Дюма и в многочисленных мелодрамах, обретали особую значительность благодаря их глубинной связи с современностью. Его исполнение роли Гамлета в 1837 году в первом русском переводе с подлинника (переводчик Н. А. Полевой) стало откровением для современников и эталоном постижения шекспировского образа на все времена.
Игра Мочалова, каждый раз заново созидающего на сцене человеческий характер, была неровной. По свидетельству зрителей, роль Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние» была особенно любима артистом, он играл ее охотно и часто, и «всегда, не в пример прочим ролям, выполнял ее с удивительным совершенством с начала до конца, как истинный художник»,— писал В. Г. Белинский в 1848 году.
Мочалов играл Гирея в инсценировке А. А. Шаховским поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан» «Керим-Гирей, крымский хан» (1827), в концертный репертуар Мочалова входили стихотворение «Черная шаль» и поэма «Медный всадник».

Неизвестный художник (первая половина XIX века). Большой Петербургский (Каменный) театр. 1820-е годы. Бумага, акварель. 40X62 Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
Строительство Большого Петербургского (Каменного) театра велось архитектором Л. Ф. Тишбейном под руководством архитектора фон Брауера с 1775 года. Первое представление состоялось 24 сентября 1783 года. В 1802—1804 годы здание было перестроено Тома де Томоном — у театра появился восьмиколонный портик. После пожара 1811 года восстановление длилось до 1818 года. С этого времени Пушкин и стал его постоянным посетителем.
Спектакли Большого Петербургского театра, имевшего в ту пору блистательную труппу драматических, оперных и балетных актеров, пленили юного Пушкина. Несколько лет спустя, уже находясь в южной ссылке, поэт выразил свое увлечение театром в первой главе «Евгения Онегина». Поэтические строки романа воскрешают атмосферу театра, его внутреннее устройство, репертуар, нравы и обычаи зрительного зала, жизнь и движение окружающей его площади.
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?

«Евгений Онегин», глава первая, 1823

СМ. ТАКЖЕ:

Брюллов Карл Павлович (1799-1852),из набора "Театр Пушкинской поры"

А.А. Осипов (1770—?), из набора "Театр Пушкинской поры"

Степан Филиппович Галактионов (1779-1854), из набора "Театр Пушкинской поры"

 Андрей Адамович Роллер (1805-1891), из набора "Театр Пушкинской поры"

 Карл Осипович Браун (? —1868), из набора "Театр Пушкинской поры"

 Орест Адамович Кипренский (1783-1836), из набора "Театр Пушкинской поры"

Александр Алексеевич Козлов (1816/18-1884), из набора "Театр Пушкинской поры"

Александр Антонович Риццони (1836-1902), из набора "Театр Пушкинской поры"

Василий Венедиктович Баранов (1792-1836), из набора "Театр пушкинской поры"

 

 

Джон Рассел (1745-1806) - "Портрет девушки в капоре"

Художник Джон Рассел (1745-1806), Английская школа. "Портрет девушки в капоре". Пастель на бумаге, наклеенной на холст. 72х55 см. Государственный Эрмитаж (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

Теобальд Мишо (1676-1765)

Художник Теобальд Мишо (1676-1765), Французская школа. "Пейзаж с дорогой, уходящей под арку". Пастель, на серой бумаге 20,7х32 см.. Государственный Эрмитаж (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

Жорж Руо (1871-1958)

Руо (Rouault) Жорж (1871-1958), французский живописец и график. Представитель фовизма, гротескно-драматические, контрастные по цвету произведения на религиозные и социальные темы

Художник Жорж Руо (1871-1958), Французская школа. "Весна". Акварель, пастель, на бумаге. 60х57 см (овал), 72х57,4 (лист). Государственный Эрмитаж (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

Аноним Лекюрье, французский живописец XVI-го века

Художник Аноним Лекюрье, французский живописец XVI-го века (работал между 1550 и 1590 годами), Французская школа. "Портрет мальчика с карими глазами". Чёрный мел, Пастель, сангина на бумаге. 31,5х22 см. Государственный Эрмитаж (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

Отто Нагель (1894-1967)

Художник Отто Нагель (1894-1967), Немецкая школа. "В парке". Пастель, уголь на серой бумаге. 41х47,5 см. Государственный Эрмитаж (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

понедельник, 29 сентября 2008 г.

Неизвестный художник первой половины XIX века. "Портрет мальчика"

Неизвестный художник первой половины XIX века. "Портрет мальчика". Пастель на серой бумаге. 29х22 см. Государственный Эрмитаж (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

Антон Рафаэль Менгс (1728-1779)

Художник Антон Рафаэль Менгс (1728-1779), Немецкая школа. "Этюд женской головы". Пастель, чёрный мел на серой бумаге. 41,5х32 см. Государственный Эрмитаж (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

Макс Либерман (1847-1935)

Художник Макс Либерман (1847-1935), Немецкая школа. "В поле". Пастель на серой бумаге. 54х79 см. Государственный Эрмитаж (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

Франц фон Ленбах (1836-1904) - "Девушка с веером"

Художник Франц фон Ленбах (1836-1904), Немецкая школа. "Девушка с веером". Итальянский карандаш, пастель на серой бумаге. 72х57 см. Государственный Эрмитаж (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

Фриц Таулов (1847-1906)

Художник Фриц Таулов (1847-1906), Норвежская школа. "Пейзаж с рекой". Пастель на холсте. 61х82 см. Государственный Эрмитаж (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

Розальба Каррьера (1675-1757) - "Детская головка"

Художник Розальба Каррьера (1675-1757). "Детская головка". Пастель, чёрный мел на светло-коричневой бумаге.34х28 см. Государственный Эрмитаж (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

Корнелис Трост (1696-1750) - "Сцена из комедии XVIII "Ложная добродетель или Притворная грусть"

Трост (Troost) Корнелис (1697-1750), нидерландский живописец. Остроумные, изящные жанровые сцены (цикл «Пир у Бибериуса», 1740).

Художник Корнелис Трост (1696-1750), Нидерландская школа. "Сцена из комедии XVIII "Ложная добродетель или Притворная грусть". Пастель на бумаге.62х59 см. Государственный Эрмитаж (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

Эдгар Дега (1834-1917) - "Голубые танцовщицы"

Художник Эдгар Дега (1834-1917), Французская школа. "Голубые танцовщицы". Пастель на бумаге.65х65 см. Государственный музей изобразительных искусства имени А.С. Пушкина (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

Эдгар Дега (1834-1917)

Художник Эдгар Дега (1834-1917), Французская школа. "Сидящая танцовщица, поправляющая туфли". Уголь, пастель на серой бумаге.47,3х30,5 см. Государственный Эрмитаж
(Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

воскресенье, 28 сентября 2008 г.

Юлий Юльевич Клевер (1850-1924)

Клевер, Юлий Юлльевич (1850-1924) - живописец. Отец Ю.Ю. Клевера-младшего. Учился в Дерпте у Кюгельгена и в Петербургской академии художеств сначала в архитектурном (1867-1868), затем в пейзажном классе у С.М. Воробьёва и М.К. Клодта. В 1878 г. получил звание академика за картину "Запущенный старый парк" (Киевский музей русского искусства). В 1881 г. за картину "Девственный лес" (ГРМ) удостоен звания профессора. Автор многих поэтических и лирических пейзажей. Однако в силу большого спроса на его произведения нередко писал постановочные пейзажи с эффектами освещения. изображая однотипные лесные чащи в лучах закатного или рассветного солнца. Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, музеях Барнаула, Владимира, Волгограда, Калуги, Козьмодемьянска, Костромы Краснодара, Липецка, Великого Новгорода, Севастополя, Серпухова, Ставрополя, Сыктывкара, Тамбова, Ульяновска, Алматы, Еревана.
Художник Ю.Ю. Клевер (1850-1924), Русская школа. "Лодки". 1874 г. Ульяновский областной художественный музей

Юлий Юльевич Клевер (1850-1924)

Художник Ю.Ю. Клевер (1850-1924), Русская школа. "Закат". Тамбовский краеведческий музей

Юлий Юльевич Клевер (1850-1924)

Художник Ю.Ю. Клевер (1850-1924), Русская школа. "Осеннее утро". Тульский областной художественный музей

Юлий Юльевич Клевер (1850-1924)

Художник Ю.Ю. Клевер (1850-1924), Русская школа. "Берег реки". 1887 г. Государственная картинная галерея Армении (Ереван)

Юлий Юльевич Клевер (1850-1924)

Художник Ю.Ю. Клевер (1850-1924), Русская школа. "Абросовичи". 1899 г. Государственный Русский музей


Юлий Юльевич Клевер (1850-1924)

Художник Ю.Ю. Клевер (1850-1924), Русская школа. "Закат в лесу". 1911 г. Государственная Третьяковская галерея


Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905 гг.)

Художник К.А. Савицкий (1844-1905), Русская школа. "Крючник". Государственная Третьяковская галерея


Александр Павлович Попов (1835 - после 1889)

Попов (Московский), Александр Павлович (1835 - после 1889) - живописец-пейзажист. Его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее ("Вид в Кунцеве", 1858) и Государственном русском музее.
Художник А.П. Попов (1835- после 1889), Русская школа. "Деревенский двор". Государственный Русский музей

Сергей Константинович Зарянко (1818-1870)

Зарянко, Сергей Константинович (1818-1870/71) - живописец. Родом из Могилёвской губернии. Занимался у В.М. Аврорина (1830) и А.Г. Венецианова (середина 1830-х годов), одновременно учился в Академии художников в качестве "посторонннего" ученика с 1834 г. у М.Н. Воробёва. На выставках с 1839-го. С 1843 г. академик, с 1850 г. - профессор. Один из крупнейших представителей венециановской школы. Писал преимущественно портреты, ранним из которых присуща трактовка образов ("Портрет художника Ф.П. Толстого", 1850, ГРМ). Позже исполнял большей частью заказные портреты, уделяя главным образом внимание точности и иллюзорности письма. Писал также пейзажи и интерьеры. В 1856-1870 гг. - старший профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников - В.Е. Маковский, Н.В. Неврев, И.М. Пряшников, В.В. Пукирев. Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Киевском музее русского искусства, музеях Волгограда, Екатеринбурга, Иванова, Иркутска, Истры, Козьмрлемьянска, Краснодара, Н. Новгорода, Омска, Орла, Пензы, Пскова, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Саратова, Твери, Минска и других.
Художник С.К. Зарянко (1818-1870), Русская школа. "Девочка в голубом платье". 1870 г. Государственная Третьяковская галерея

Александр Антонович Риццони (1836-1902)

Риццони, Александр Антонович (1836-1902) - живописец. Брат Павла А. Рицциони. Родился в Риге в семье ремесленника-итальянца. Учился в Академии художеств (1852-1857) у Б.П. Виллевальде. С 1866 г. - академик, с 1868 г. - профессор. После 1868 г. жил в Риме. Автор жанровых картин из итальянского народного быта, еврейских жанровых сцен ("В синагоге", 1867,ГТГ). Покончил с собой после резко отрицательной рецензии о его творчестве в журнале "Мир искусства". Его работы имеются также в Госудасртвенном Русском музее, Козьмодемьянском художественно-историческом музеею
Художник А.А. Риццони (1836-1902), Русская школа. "Дворик в Соренто". 1900 г. Государственный Русский музей


суббота, 27 сентября 2008 г.

Алексей Алексеевич Харламов (1842-1922)

Харламов, Алексей Алексеевич (1842-1922) - живописец. Учился в Академии художеств (1854-1868) у А.Т. Маркова. С 1860 г. находился в качестве пенсионера за рубежом. Жил в Берлине и Париже, присылая свои работы на выставки в Россию. С 1872 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1874 г. - академик. Его портреты пользовались большим успехом во Франции. Специализировался на изображении трогательных детских головок ("Бабушка с внучком", 1859,ГРМ; "Девочка-итальянка", 1877, Киевский музей русского искусства). Русская критика отмечала черты салонности в его картинах. Исполнил несколько портретов деятелей русской культуры ("Портрет И.С. тургенева", 1875, ГРМ). Его произведения имеются также в Государственной Третьяковской галерее, музеях Астрахани, Владивостока, Краснодара, Рыбинска, Саратова, Хабаровска, Ярославля.
Художник А.А. Харламов (1842-1922) , Русская школа. "Бабушка с внучком". 1869 г. Государственный Русский музей

Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох (1841-1910)

Лемох, Кирилл (Карл) Викентьевич (1841-1910) - живописец. С 1851 по 1856 г. учился в Московском училище живописи и ваяния, с 1858 по 1863 г. - в Академии художеств у П.В. Басина и А.Т. Маркова. В 1863-м участвовал в протесте 14-ти выпускников Академии во главе с И.Н. Крамским. Член Артели художников. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). С 1875 г. - академик, с 1893 г. - днйствительный член Академии художеств. Мастер бытового жанра. Писал преимущественно сцены из крестьянской жизни, часто изображал детей, порой с налётом сентиментальности ("Сестрёнка", 1890; "Без кормильца", 1898, обе - в ГРМ). В 1897-1909 гг. - хранитель художественного отдела Русского музея в Петербурге. Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, музеях Архангельска, Владивостока, Иванова, Калуги, Краснодара, Курска, Н. Тагила, Перми, Петрозаводска, Саратова, Смоленска, Минска и других.
Художник К.В. Лемох (1841-1910), Русская школа. "Бабушка и внучка". Государственная Третьяковская галерея

Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох (1841-1910)

Художник К.В. Лемох (1841-1910), Русская школа. "Родительская радость". Калужский областной художественный музей

Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох (1841-1910)

Художник К.В. Лемох (1841-1910), Русская школа. "Новый член семьи". Астраханская областная картинная галерея

Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох (1841-1910)

Художник К.В. Лемох (1841-1910), Русская школа. "Без кормильца". 1898 г. Государственный Русский музей

пятница, 26 сентября 2008 г.

М.М. Иванов (1748-1823)

Иванов, Михаил Матвеевич (1748-1823) - живописец. Брат Архипа М. Иванова. Учился в Академии художеств с 1762 г. у И.Ф. Гроота. С 1770 г. пенсионер за границей. С 1785 г. - академик. Один из основоположников русской пейзажной живописи; вводил в композиции жанровые и батальные сцены. работал главным образом в технике акварели. Во время Русско-турецкой войны как очевидец исполнил акварели "Штурм Очакова" и "Штурм Измаила" (1788,ГРМ) - наиболее значительные из своих произведений. С 1800 г. руководил классом батальной, с 1804 г. - ландшафтной живописи в Академии художеств. Среди его учеников - В.И. Мошков, К.И. рабус, Сильвеств Ф. Щедрин. Помимо Государственного Русского музея, его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее, Всеросийском музее А.С. пушкина (г.пушкин), музеях Твери, Еревана и других.
Художник М.М. Иванов (1748-1823), Русская школа. "Русская эскадра в Константинопольском проливе". 1799 г. Акварель, бумага. 58х102. Государственный Русский музей

И.А. Иванов (1779-1848)

Иванов, иван Алексеевич (1779-1848) - рисовальщик, акварелист и гравёр. Брат живописца Павла Алексеевича Иванова (1776/78-1813). Воспитанник Академии художеств с 1789 г. С 1830 г. - академик. Автор иллюстраций и виньеток к стихотворениям Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А.Х. Востокова, басням И.А. Крылова. Исполнил серию сатирических рисунков на темы Отечественной войны 1812 года, а также пейзажи, изображающие Петербург и его окрестности. Его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, музее Академии художеств, музее-панораме "Бородинская битва" (Москва) и других.
Художник И.А. Иванов (1779-1848), Русская школа. "Изгнание из Москвы 10 /22/ октября 1812 года казаками генерала Иловайского 4-го французов из отряда маршала Мортье, готовившего взрыв Кремля". Гравюра раскрашенная. 1810-е гг.

А.Л. Шустов (1786- 1813)

Шустов, Афиноген Логгинович (1786-1813) - рисовальщик, иллюстратор и живописец, творчество которого характеризуется реалистическими устремлениями, о чём свидетельствуют рисунок карандашом "Козьма Минин" (ГРМ) и превосходно исполненный рисунок-иллюстрация к трагедии В.А. Озерова "Поликсена" (ГТГ).
Художник А.Л. Шустов (1786- 1813), Русская школа. "Козьма Минин". Рисунок карандашом. Государственный Русский музей

Дмитрий Иванович Иванов (1782 - после 1810)

Иванов, Дмитрий Иванович (1782 - после 1810) - живописец и рисовальщик. Воспитанник Академии художеств с 1803 по 1808 г. учился у Г.И. угрюмова. Работал в историческом жанре. В 1809 -1810 гг. принимал участие в археолого-исторической экспедиции по России, изготовлял чертежи, "снимал виды" городов. Его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее ("Марфа Посадница", 1808).
Художник Д.И. Иванов (1782- после 1810), Русская школа. "Марфа Посадница" Эскиз 1808 г. Государственная Третьяковская галерея

П.Н. Грузинский (1837-1892)

Грузинский, Пётр Николаевич 91837-1892) - живописец. Учился в Академии художеств с 1851 г. у Б.П. Виллевальде. В 1863-1872 гг. - пенсионер Академии художеств за границей. С 1872 г. - академик. Работал в бытовом, батальном и анималистическом жанрах ("На сенокосе, 1860; "Оставление горцами аула при приближении русских войск", 1872, обе - в ГРМ). Творчество Грузинского развивалось в русле демократического реалистического искусства. Его картины имеются также в Государственной Третьяковской галерее, музеях Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Краснодара, Новосибирска, Петрозаводска, Раменского, рыбинска, Саратова, Севастополя, Томска и других.
Художник П.Н. Грузинский (1837-1892), Русская школа. "Старый Петербург" 1861 г. Государственная Третьяковская галерея

Н.В. Орлов (1863-1924), Русская школа

Орлов, Николай Васильевич (1863-1924) - живописец. Родился в Тульской губернии в крестьянской семье. Начинал учеником иконописной мастерской, далее учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1893) у В.Е. Маковского и И.М. Пряшникова. С 1894 г. - экспонент, с 1896 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок. В жанровых картинах изображал тяжёлую жизнь русского крестьянства, не поднимаясь, однако, до больших обобщений ("Подати", 1895, ГТГ). В 1908 г. издал альбом картин "Русские мужики", который предваряли тёплые слова Л.Н. Толстого, сказанные в его адрес. Работы Орлова имеются также в Государственном историческом музее, Государственном литературноммузее, Липецком областном краеведческом музее
Художник Н.В. Орлов (1863-1924), Русская школа. "Порка крестьянина в царское время". Исполнено в 1904 году. Издание Музея Революции Союза ССР. Москва. 1929

четверг, 25 сентября 2008 г.

Иван Андреевич Пелевин (1840-1917)

Пелевин, Иван Андреевич (1840-1917) - живописец. Учился в Академии художеств на живописном (1856-1864) отделении и отделении мозаики (1868-1870). В 1869 г. за картины "Молодая мать" (ГРМ, уменьшенный вариант - в ГТГ), "Детский завтрак", Два врага" и другие получил звание академика. Экспонировал свои произведения на выставках Академии художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, Санкт-Петербургского общества художников. Писал жанровые картины, портреты, пейзажи. Его работы имеются также в музеях Курска, Палеха, Минска.
Художник И.А. Пелевин (1840-1917), Русская школа. "Вдова" 1869 г. Курская областная картинная галерея

Иван Андреевич Пелевин (1840-1917)

Художник И.А. Пелевин (1840-1917), Русская школа. "Молодая мать" 1869 г. Государственная Третьяковская галерея

Николай Андреевич Кошелев (1840-1918)

Кошелев, Николай Андреевич (1840-1918) - живописец. Родился в Пезенской губернии в семье крепостного крестьянина. При содействии местной богатой помещицы в 1860 г. поступил в качестве вольноопределяющегося ученика в Академию художеств. Первый успех ему принесла картина "1-е число" (1862,ГТГ). С 1864 г. - член Артели художников. Кроме жанровых картин ("Офеня-коробейник", "Крестный ход", обе - 1865, ГТГ) писал портреты. За работу в храме Христа Спасителя в 1873 г. удостоен звания академика, в 1878-м - профессора. В 1880 - 1890-е гг. преподаёт в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Его работы имеются также в Государственном Русском музее, музеях Барнаула, Н.Новгорода, Пскова, Ставрополя, Донецка, Минска.
Художник Н.А. Кошелев (1840-1918), Русская школа. "Офеня-коробейник" 1865 г. Государственная Третьяковская галерея

Н.А. Кошелев (1840-1918)

Художник Н.А. Кошелев (1840-1918), Русская школа. "Аллея парка" 1888 г. Чечено-Ингушский республиканский музей изобразительных искусств г. Грозный

А.Н. Шурыгин (1841-1873)

Шурыгин, Арсений Николаевич (1841-1873) - живописец. Родился в Твери в семье бедного чиновника. Приехав в 1864 г. в Москву, получил возможность посещать классы Академии художеств. С этого же времени - член Артели художников под руководством В.М. Максимова. Одновременно сотрудничал в иллюстрированных журналах ("Будильник" и другие). В 1860-х гг. создал свои наиболее известные жанровые картины ("Развлечение в приёмной", 1865; "Пойми меня", 1867; "Современные идеалисты",1868, все - в ГТГ). В 1868 г. получил звание свободного художника. учер от скоротечной чахотки. Его работы имеются также в музеях Казани и Минска.
Художник А.Н. Шурыгин (1841-1873), Русская школа. "Современные идеалисты" 1868 г. Холст, масло. 47,6х 40,6 см. Государственная Третьяковская галерея
Художник А.Н. Шурыгин (1841-1873), Русская школа. "Пойми меня" 1867 г. Государственная Третьяковская галерея

Художник Г.И. Семирадский (1843-1902) - "Танец среди мечей"

Семирадский, Генрих (Хенрык) Ипполитович (1843-1902) - русско-польский живописец. Родился в Харьковской губернии. Учился на физико-математическом факультете Харьковского университета (1860-1864) и в Академии художеств (1864-1870) у К.Б. Венига и Б.П. Виллевальде. За картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу", выполненную по программе, получил большую золотую медаль. В 1870-1877 гг. - пенсионер в Германии и Италии. В 1873 г. за полотна "Христос и грешница" был удостоен звания академика. Действительный член Академии художеств с 1893 г. Автор картин из античной жизни, отличающихся внешним влеском и эффектностью, которые пользовались шумной известностью в Европе. Среди самых известных его картин следует назвать "Светочи христианства" (1878, Краковский художественный музей), за которую художник был удостоен звания профессора, "Танец среди мечей" (1881, ГТГ), "Похороны русса в Булгаре" (1883, Государственный исторический музей), "Фрина на празднике Посейдона" (1889, ГРМ). Выполнял эскизы розписей для храма Христа Спасителя в Москве. Был почётным членом академий художеств в Берлине, Париже, Риме, Стокгольме и Турине. Умер в Польше. Его работы имеются также в музеях Архангельска, Н.Новгорода, Омска, Севастополя, Варшавы, Минска и других. (Во Львовской картинной галерее имеется картина "У источника", 1898 г)
Художник Г.И. Семирадский (1843-1902), Русская школа. "Танец среди мечей" 1881 г. Государственная Третьяковская галерея