Художник Фра Беато Анжелико (1387-1455). Итальянская школа. «Явление Христа Марии Магдалине». Фреска монастыря Сан Марко во Флоренции
Творчество фра Беато Анжелико следует характеризовать как своеобразный переход от средневекового художественного мышления к ренессансному. Фра Беато Анжелико был наделен подлинно лирическим дарованием и замечательным живописным талантом. Он вступил в орден доминиканцев двадцати лет отроду, жил и работал в монастырях Кортоны, Фьезоле и Флоренции. Он, начав заниматься живописью с подражания позднеготической книжной миниатюре, на всю жизнь сохранил привязанность к нежным высветленным тонам и утонченной линейной манере.
Фра Беато Анжелико прошел сложную творческую эволюцию, не оставшись равнодушным к новым веяниям в искусстве. Сам характер его религиозности имеет совершенно иную по отношению к средневековью сущность, так как лишен аскетизма. Его искусство полно наивной прелести и трогательной радости.
Последние годы жизни художник провел в монастыре Сан Марко во Флоренции, где расписал фресками его дворы, залы, коридоры и кельи. В них находит проявление новая грань его дарования — умение почувствовать монументальную значительность образа, возникшую у художника, несомненно, под влиянием Мазаччо. Одна из лучших фресок «Явление Христа Марии Магдалине» пронизана тонким лирическим настроением. Нежной мелодии певучих линий, легких жестов и движений вторит благозвучная гармония холодных красок, создающих впечатление весеннего прозрачного воздуха. Розовый цвет одежды Магдалины и золото ее волос вносят чуть приметный оттенок мирской взволнованности в этот идеальный мир весны, добра и красоты. Анжелико первый из итальянских художников с таким восторгом пишет природу. В отличие от ранних работ он уже тонко выдерживает пространственные отношения и передает объем фигур.