пятница, 28 марта 2008 г.

Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905 гг.)

Савицкий, Константин Аполлонович (1844-1905) - живописец, Отец Г.К. Савицкого. Первоначально учился живописи, пользуясь советами Л.Ф. Лагорио и А.Е. Бейдемана. В 1867-1873 гг. учился в Академии художеств, затем совершенствовался в Париже. С 1872 г. - экспонент, с 1874 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1895 г. - действительный член Академии художеств, с 1897-го - академик. Автор реалистических многофигурных картин на острые социальные темы. Его героями выступают народные массы. Одним из первых в русском искусстве отобразил труд рабочих в картине "Ремонтные работы на железной дороге" (1874, ГТГ). Крестьянская тема остро поднимается в картинах "Спор на меже" (1897, Государственный центральный музей современной истории России), "Павшая лошадь" (ГТГ). Трагедийное звучание приобретают народные сцены в полотне "На ворйну" (1888, ГРМ) - блестящем в композиционном отношении. Работал в области книжной и журнальной иллюстрации. Исполнил офорты и литографии. Преподавал в Центрольном училище технического рисования барона Штиглица, Московском училище живописи и зодчества. С 1897 по 1905 г. - директор Пензенского художественного училища. Среди его учеников - Г.Н. Горелов, Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. Работы Савицкого К.А. также имеются в музеях Архангельска, Астрахани, Екатеринбурга, Казани. Пензы, Перми, Саратова, Смоленска, Минска, Полтавы.
Панихида в 9-й день на кладбище. 1885 г. Холст, масло. 86х140 см. Государственная Третьяковская галерея
Эта картина, экспонированная как на XIII, так и на XIV выставках передвижников, была для Константина Аполлоновича Савицкого одним из его самых любимых и творчески глубоко выношенных произведений. Художник показывает освященную народным обычаем встречу осиротевшей семьи у свежей могилы на девятый день после погребения. ...Мерно рокочет голос священника. Поток выработанных вековой традицией слов-формул воздействует на присутствующих не содержанием, а лишь общим торжественным звучанием, под которое каждый из присутствующих предается воспоминаниям, связанным с памятью об ушедшем из жизни человеке. Выразительны старик в шинели и склонившаяся на его плечо женщина в крепе. Проникновенности изображения способствует и мотив зимней природы. Если в предшествующих работах Савицкого пейзаж чаще всего обозначал место и время действия, то в «Панихиде» он связывает все компоненты картины общей эмоциональностью. Серьезные творческие успехи Савицкого в разработке проблемы колорита — еще одно подтверждение того, какую большую роль в деятельности передвижников в восьмидесятые годы играло художественное воплощение распространяемых ими идей.
Спор на меже. 1897 г. Государственный музей Революции СССР.
Холодно и голодно
У мирового суда. 1894 г. Пермская государственная художественная галерея
Встреча иконы. 1878 г. Холст, масло. 141х228 см. Государственная Третьяковская галерея
Передвижничеству с его смелой программой обличения пореформенной деятельности, приходилось не раз, говоря словами Н. А. Некрасова, ловить «...звуки одобрения Не в сладком рокоте хвалы А в диких криках озлобления».
Это особенно наглядно обнаруживает «встреча», которую дружно оказала реакционная печать картине Константина Аполлоновича Савицкого «Встреча иконы», находившейся в составе шестой передвижной выставки. Так обозреватель газеты «Русские ведомости» безоговорочно заявлял: «Здесь что ни фигура — то или идиот, или большая каналья. Лицо выползающего из колымаги попа с малиновым нагрудником и болтающимся наперстным крестом просто отвратительно. Ни одного человеческого лица не встретите вы и в этой группе несчастных забитых крестьян, взапуски спешащих подлезть под икону... Я все-таки не понимаю, зачем же нужно изображать эти вульгарные, отталкивающие сцены». И в заключение, как главный аргумент «основательности» своей критики, он записал: «Такое полотно я ни за что не повесил бы в своем кабинете».
Но передвижники и не ставили своей творческой целью украшение гостиных или кабинетов господских холуев. Именно поэтому В. В. Стасов, приветствуя быстрое возмужание таланта Савицкого в коллективе Товарищества, указал, что выдающиеся достоинства его картины «делают ее одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы».
Путешественники в Оверни. 1876 г. Государственный Русский музей
Пожар в деревне. Государственная Третьяковская галерея
Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Женитьба"
"С нечистым знается" 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Дети кормят цыплят у хлева. Офорт
Иллюстрация к повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист"
У крутого спуска. 1902 г. Холст, масло. 71,5х89. Пензенская областная картинная галерея

четверг, 27 марта 2008 г.

Шевчено Тарас Григорьевич (продолжение)

В Решитиловке. Акварель, тушь, сепия. 1845 г.
Наказание колодкой. Из серии "Блудный сын". Бистр, тушь. 1856-1857 гг.
Казахские дети-байгуши. Сепия. 1853 г.
Сельский суд. Из серии "Живописная Украина" . Офорт. 1844 г.
Форт. Кара-Бутак. Акварель. 1848 г.

Автопортрет Т.Г. Шевченко ЗДЕСЬ

среда, 26 марта 2008 г.

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (продолжение)

Военно-грузинская дорога близ Мцхета. 1837 г. Картон, масло. 36х43,5. Институт русской литературы АН СССР
Вид Пятигорска. 1837 г. Картон, масло. 26,2х33,9. Государственный литературный музей
Эльбрус при восходе солнца. 1837 г. Холст, масло. 26,2х44,5. Институт русской литературы Ан СССР
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. 1837 г. Бумага, автолитография, раскрашенная акварелью. 14,6х22,5. Институт русской литературы АН СССР
Черкес с лошадью. 1834-1835 гг. Бумага, итальянский карандаш. 11х15,9. Институт русской литературы АН СССР
Крестьянин под деревом. 1832-1834 гг. бумага, орешковые чернила, перо. 17х21. Институт русской литературы АН СССР
Тройка у постоялого двора. 1832-1834 гг. Бумага, карандаш. 17х21. Институт русской литературы АН СССР
Стычка французский кирасиров с конно-егерями. 1832-1834 гг. Институт русской литературы АН СССР
Два горца у реки. 1832-1834 гг. Бумага, карандаш. 17х21. Институт русской литературы АН СССР
Дарьяльское ущелье (Вид с арбой). 1837 г. бумага, итальянский карандаш. 15х22,5. Институт русской литературы АН СССР
Тифлис
Военный верхом и амазонка. 1840-1841 гг. Бумага, карандаш. 15,2х24. Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
Вид Бештау близ Железногорска. 1837 г. Бумага, итальянский карандаш. 17,5х27,3 Государственный литературный музей
Тройка. 1832-1834 гг. Институт русской литературы АН СССР
Тамань. Бумага, карандаш. 21х30,6. Институт русской литературы АН СССР
Автопортрет М.Ю. Лермонтова ЗДЕСЬ, другие работы М.Ю. Лермотова ЗДЕСЬ

вторник, 25 марта 2008 г.

Виктор Михайлович Васнецов (продолжение)

Эскиз декорации к трагедии И.В. Шпажинского "Чародейка". Москва. Малый театр. 1884 г. Бумага, акварель. 33х42 см.
В кружале. 1919 г. бумага, акварель, карандаш, белила. Калининская областная картинная галерея
Дубовая роща в Абрамцеве. 1883 г. Государственная третьяковская галерея
С квартиры на квартиру. 1876 г. Государственная Третьяковская галерея
Преферанс. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Иллюстрация к "Фаусту" И. Гёте. Бумага, карандаш. 37х24,5 см. Дом-музей В.М. Васнецова
Зима. Бумага, карандаш. 11,5х17,2 см. Дом-музей Васнецова
Подводный терем. Эскиз декорации к опере А.С. Даргомыжского "Русалка". 1884 г.
Три царевны подземного царства. 1884 г. Киевский государственный музей русского искусства
Молчание. 1900-е гг. Рисунок углём на стене в мастерской художника. 64,5х48,5 см. Дом-музей Васнецова

понедельник, 24 марта 2008 г.

Александр Алексеевич Агин (1817-1875 гг.)

Агин, Александр Алексеевич - рисовальщик. Брат В.А. Агина. Внебрачный сын помещика А.П. Елагина. Учился в Академии художеств с 1834 г. , с 1836 г. занимался у К.П. Брюллова. Видный мастер иллюстрации. Его творчество положило начало реалистическому направлению в русском графическом искусстве. Его работы имеются в Государственной Третьяковской галере, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и других музеяхНепонятый талант. 1846 г. Акварель. Государственный Русский музей

Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души". А.А. Агин был первым иллюстратором этого сочинения:
"Пошла писать губерния!" 1846 г.
Манилов. 1846 г.
Несмотря на то, что минуло более восьми лет их супружеству, из них всё ещё каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек, и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь: "Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек".

Чичиков и Собакевич.
Чичиков попросил списочка крестьян. Собакевич согласился охотно и тут же, подошёл к бюро, собственноручно принялся выписывать всех не только поименно, но даже с означением, похвальных качеств... "Эк наградил-то тебя бог! вот уж точно, как говорят, неладно скроен, да крепко сшит!..."
Чичиков у Плюшкина. Государственный Русский музей
Чичиков и Плюшкин. 1846 г.
Ноздрёв.
... он был очень хорош для живописца, не любящего страх господ прилизанных и завитых подобно цирульным вывескам, или выстриженных под гребёнку.

воскресенье, 23 марта 2008 г.

Виктор Михайлович Васнецов (продолжение)

Царевна-Лягушка. 1818 г. Холст, масло. 185х250 см. Дом-музей В.М. Васнецова
"... Вздумалось царю сделать бал, посмотреть своих сношек, которая лучше пляшет? Собрались все гости и снохи... Начали закусывать... Царевна огложет косточку да в рукав, выпьет чего - остатки в другой рукав. А как пошла плясать - махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой - поплыли по воде белые лебеди..."
Букет. Абрамцево. Государственная Третьяковская галерея
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем. 1918-1936 гг. Дом-музей В.М. Васнецова
Летит Змеище-Горынище,
Хочет Змей Добрыню с конём сожрать.
. . . . . . . . . . . . . . .
Дрался со Змеем он трое сутки
И не мог Добрыня его убить.
. . . . . . . . . . . . . . .
Дрался он со Змеем ещё три часа
И убил Змею ту проклятую
(Из былины)
Несмеяна-царевна. 1914-1926 гг. Дом-музей В.М. Васнецова
Со всех сторон едут, идут и царевичи, и княжевичи, и бояре, и дворяне, полковые и простые. Все стараютс рассмешить царевну, но она всё не смеётся.
(Из сказки)
Иван Царевич на Сером Волке. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея
Ковёр-самолёт. 1919-1926 гг. Холст, масло. 260х187 см. Дом-музей В.М. Васнецова
" .... Сели на ковёр и понеслись, как птица. ... и на ковре влетели в своё государство".
Книжная лавка. 1875 г. Холст, масло. 53х45. Государственный Русский музей
Баба Яга. 1917-1926 гг. Дом-музей В.М. Васнецова
Баба Яга схватила Иванушку, села в ступу, понеслась по кустам, по лесам, по болотам. Пошёл по лесу страшный шум: деревья трещат, сухие листья хрустят - летит в ступе Баба Яга, пестом погоняет, помелом след заметает.
(Из сказки)
Ахтырка. Дом-музей В.Д. Поленова
Кащей Бессмертный. 1917-1926 гг. Холст, масло. 196х306 см. Дом-музей В.М. Васнецова
"Василиса Премудрая ласково Кащея Бессмертного спрашивает: "Да где же твоя смерть?" - "Моя смерть далече: на море, на океане есть остров, на том острове буд стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке заяц, в зайце - утка, в утке яйцо, в яйце - моя смерть..."
Ковёр-самолёт. Горьковский Государственный художественный музей
Спящая царевна. 1900-1926 гг. Холст, масло. 211х457 см. Дом-музей В.М. Васнецова
"Царевна уколола палец заколдованным веретеном и погрузилась в глубокий сон. С нею заснул и весь царский двор. Прошло много лет. Вокруг дворца вырос непроходимый лес, а царевна всё спит. На ступеньках ложа спит девочка - семилеточка, читавшая царевне Голубинную книгу. Спят сенные девушки, старая няня, скоморохи, спит стража. Спт звери и птицы..."