вторник, 20 мая 2008 г.

Нина Алексеевна Сергеева

Бескрайние просторы Сибири. Могучий Енисей величественно катит свои воды вдоль живописных берегов, покрытых лесом, мимо селений, шоссейных дорог, по которым мчатся машины. Типичный пейзаж нашей Сибири. Все это увидела и запечатлела в своей картине «Енисей» художница Н. А. Сергеева.

Нина Алексеевна Сергеева в 1966 году была в творческой командировке в Сибири. Результатом этой поездки явилась большая и интересная серия работ, рассказывающая о природе этого замечательного края, о его людях, их труде, жизни. Эта серия уже не первый творческий отчет московской художницы о поездке по стране. В 1965 году Н. А. Сергеева побывала в Заполярье. Собранные впечатления, зарисовки, этюды говорят о том, что художница очень тонко и проникновенно почувствовала своеобразие красоты севера нашей страны. В этих двух сериях «Сибирь» и «Заполярье» Н. А. Сергеева проявила себя как пейзажист.

Родилась Нина Алексеевна в 1921 году в городе Донецке. В школе увлекалась музыкой, балетом и рисованием. В 1938 году она поступает в Харьковское художественное училище, а затем в Харьковский художественный институт, где ее застала Великая Отечественная война. Лишь после окончания войны будущая художница сумела продолжить учебу. В 1945 году она переезжает в Москву и поступает на графический факультет Суриковского художественного института. Через два года Н. А. Сергеева перевелась на живописный факультет, где училась мастерству у замечательного художника и педагога И.Э. Грабаря. Ее дипломная работа «Юные фигуристы» сразу привлекла внимание и была экспонирована на Всесоюзной художественной выставке 1950 года. После окончания института художница занимается жанровой живописью. Жизнь молодежи, ее спортивные успехи, отдых вот темы, которые привлекают художницу. В 1957 году произведения Сергеевой экспонировались на выставке Московского фестиваля молодежи. Уже после первых поездок по стране художница отходит в своем творчестве от камерно-жанрового решения темы. Начиная с 1964 года, она совершает поездки на Красноярскую ГЭС, а оттуда в порты Игарку и Дудинку. Художница расширяет свой творческий диапазон, работая непосредственно с натуры, делая там зарисовки, этюды, запечатлевая трудовой ритм портов. Поездка в 1965 году в Заполярье на Кольский полуостров, в Мурманск и порт Владимир также позволила ей увидеть по-своему этот край, почувствовать его красоту и величественность.

Вот что пишет о своей поездке в Заполярье Н. А. Сергеева: «Север покоряет строгим отобранным колоритом, конструктивностью и многообразием форм».

Просматривая пейзажи из серии «Заполярье», мы видим, как очень по-разному в цветовом и живописном отношении решает художница похожие или те же самые сюжеты. Одни («Полуостров Таймыр», «На Крайнем Севере» и др.) благодаря напряженному цвету, гармонично-локальным краскам, строгой продуманной композиции создают величественно-монументальное впечатление Севера, другие («Бухта в Заполярье», «Мурманский порт») решены более живописно, декоративно.

Н. А. Сергеева отказалась от бытующего представления об однообразии природы Севера. Часто меняющееся освещение позволило художнице передать сложнейшую гамму от прозрачно-солнечных картин, насыщенных светом и воздухом, до почти плоскодекоративных пейзажей синих, лиловых и фиолетовых.

В поездках художница естественно делает лишь зарисовки и этюды. Процесс работы над картиной начинается позднее. Но и эти этюды по своему колористическому звучанию и продуманности композиции воспринимаются как законченная картина, и, наоборот, картинам свойственна этюдная свежесть передачи впечатлений. Это же самое мы наблюдаем и в серии работ о Сибири.

Сергеева так вспоминает о поездке в Сибирь: «Если в Заполярье природа своей величавостью подавляет человека, сливаясь с ним, то Сибирь интересна именно присутствием человека, который гармонично дополняет монументальный пейзаж».

Отсюда понятно, почему в этой серии мы наблюдаем жанрово-пейзажное решение темы. Суровый пейзаж Сибири, могучий Енисей, величественные берега и на этом фоне люди, сплавляющие лес по реке («Сортировка леса. Енисей», «Енисейский рейд»), сибиряки, отдыхающие после трудового дня («Вечер в сибирской деревне») во всех этих картинах чувствуется влюбленность художницы в этот край, в его людей, преобразующих свою землю.

С какой любовью пишет Н. А. Сергеева сибирские деревянные домики, темнеющие вдали горы, серебристо-серую воду, меняющееся от освещения небо. На фоне пейзажа пестрят разноцветные косынки и платья молодых тружениц. Эти яркие пятна обогащают весь цветовой ритм полотен.

Н. А. Сергеева много и плодотворно работает. Ее картины экспонируются на московских, всесоюзных выставках и за рубежом.

Г. Конечна

Енисей. Фрагмент картины. 1966 г.
Над Кольским заливом. 1965 г.
Полуостров Таймыр. 1965 г.
Енисейский рейд. 1967 г.
На крайнем Севере. 1965 г.
Бухта. Баренцево море. 1965 г.
Лето в Сибири. 1966 г.
Вечер в сибирской деревне. 1966 г.
Сортировка леса. Енисей. 1966 г.
Порт Владимир. Заполярье. 1965 г.
Бухта в Заполярье. 1965 г.
Мурманский порт. 1965 г.
Заполярье. 1965 г.

понедельник, 19 мая 2008 г.

Юрий Станиславович Подляский

Ленинград. 1958-1959
1944-й год. В освобождённом Новгороде. 1964-1965
На заливе
Зимка
Молодые берёзки
Клевер убирают. 1952 г.
Холодный май. Холст, масло. 53х41
Они начинали Братскую ГЭС. 1957-1960
Осень пришла. Холст, масло. 1958 Серый денёк. 1952

Другие работы художника:

Юрий Станиславович Подляский (продолжение). Путешествие по Италии

воскресенье, 18 мая 2008 г.

Могилевский Александр Павлович (1885 - 1980) - художник, иллюстратор.

=А "его местоимение", очевидно, давно уже привыкший к этому своему титулу, серьёзный, строгий, берёт в обе руки голубя и, подняв его выше головы, начинает рассматривать и при этом хмурится и становится ещё более серьёзным, как заговорщик.=
А.П. Чехов. "В Москве на Трубной площади"
Гирей сидел потупя взор;
Янтарь в устах его дымился...
. . . . . . . . . . . .
Всё было тихо во дворце,
Благоговея, все читали
Приметы гнева и печали
На сумрачном лице.
А.С. Пушкин "Бахчисарайский фонтан"
Москва. Дом, где жил В.И. Ленин перед ссылкой в 1897 году.
Москва. ЦПКиО им. Горького. Голицинский пруд

суббота, 17 мая 2008 г.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) - продолжение - рисунки, надроски

Старость художника, женившегося без приданного в надежде на свой талант. 1846-1847 гг. Сепия. Государственная Третьяковская галерея
"Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый орден. 1846 г. Рисунок сепией. Государственная Третьяковская галерея
Объяснение. 1848-1849 гг. Графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Объяснение. 1848-1849 гг. Государственная Третьяковская галерея
Вдовушка. Рисунок. Государственный Русский музей
Начальник и подчинённый. Рисунок. Государственный Русский музей
Взяточник. Рисунок. Государственный Русский музей

пятница, 16 мая 2008 г.

Бокшай Иосиф Иосифович (продолжение)

Жерловская осень
Хутский замок (возможно имелся в виду Хустский замок, но на открытке написано "Хутский")
Горное озеро Балцатул
Встреча на полонине. 1957 г.
Синевирские полорнины. 1967 г.
Осень в горах. Закарпатье. 1955 г.

Другие работы художника:

Бокшай Иосиф Иосифович

четверг, 15 мая 2008 г.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) - продолжение - рисунки, надроски

За чаепитием. Государственный Русский музей
Набросок с гипса к "Вдовушке". . Государственный Русский музей
Майор и Кульков. Государственный Русский музей
Покупка страусового пера . Государственный Русский музей
Иллюстрация к рассказу "Ползунков". 1848 г.
- Хотя я никогда не брал взяток, но в этот раз грешен: положил в карман взятку...
Ну, что делать! Я этак развёл из приличия руки, голову на сторону...
Ф.М. Достоевский
Шарманщик с обезьянкой. Граф. кар. 19,5х12. Государственный Русский музей
Извозчик и квартальный. Государственный Русский музей
Разборчивая невеста. Государственный Русский музей
Молодой человек с бутербродом. Государственный Русский музей
"Нет, не выставлю, не поймут!" Государственная Третьяковская галерея

Н.А. Шишковский

Открытка посвящённая запуску первых искусственных спутников Земли
Подмосковные вечера
Корея. Джонки
Привал туристов