понедельник, 18 августа 2008 г.

Эдгар Дега (1834-1917)

Художник Эдгар Дега (1834-1917). Французская школа. На скачках. Холст, масло. Париж, Лувр

Эдуард Мане (1832-1883)

Художник Эдуард Мане (1832-1883). Французская школа. Угорь и краснобородка.1864 г. Холст, масло. Париж, Лувр

Эдуард Мане (1832-1883)

Художник Эдуард Мане (1832-1883). Французская школа. Флейтист. 1866 г. Париж, Лувр

Поль Сезанн (1839-1906)

Художник Поль Сезанн. Французская школа. Синяя ваза. Париж. Лувр

Поль Сезанн (1839-1906)

Художник Поль Сезанн. Французская школа. Натюрморт. Париж. Лувр

Михаил Шибанов - художник второй половины XVIII века

Шибанов, Михаил (? - после 1789) - живописец. Из крепостных князя Потёмкина. С 1783 г. - "вольный живописец". Возможные его учителя - Д.Г. Левицкий либо И.Г. Козлов. Работал в Петербурге, Москве, а с 1782 по 1786 г. - в Херсоне в качестве "живописца его светлости князя Г.А. Потёмкина". Зачинатель крестьянского жанра в русском искусстве ("Крестьянский обед, 1774; "Празднество свадебного договора", 1777, обе - в ГТГ). Исполнял портреты ("Екатерина II", А.М. Дмитриев-Мамонов, оба - 1787, ГРМ). Картины Шибанова имеются также в музеях Владивостока, Н.Новгорода, Одессы, Херсона.
Празднество свадебного договора. Исполнено в 1777 году.  Холст,масло. 199х244 см. Государственная Третьяковская галерея
Картины художника  М. Шибанова, крепостного графа Потёмкина, - "Крестьянский обед"  и "Празднество свадебного договора" - открывают путь бытовому жанру в русской живописи. На обороте "Празднества свадебного договора" сказано, что картина изображает "суздальской провинции крестьян" и что она написана "в селе Татарове". Сам обряд, народные костюмы изображены Шибановым с этнографической точностью . В картине представлен момент сговора - важного, предшествующего свадьбу действа, когда назначается день свадьбы, жених и невеста обмениваются кольцами, приглашаются гости. 
Картина Шибанова не просто бытовая сцена из народной жизни. Она ближе к историческому бытовому жанру и изображает событие, связанное  с народной обрядностью. Невеста и жених воплощают народный идеал: невеста робка и застенчива, жених простодушен и добр. Поведение молодых трогательно и целомудренно. Гости, миловидные подруги невесты, кумушки, любопытствующие соседи, из которых особенно выразительна старушка с лукавым  и живым лицом, схожи с героями пьес этого времени из народной жизни. Во всех персонажах есть родовая общность: это люди одного общего народного корня. Крестьяне Шибанова исполнены чувства собственного достоинства,  нравственной и физической красоты. В плавном медленном ритме следует торжественная процессия подруг, ведущих невесту. В тёплом колорите картины преобладает "растительная" цветовая гамма: красный, золотистый, коричневый. В монументальном полотне Шибанова классицистическая традиция сочетается с народно-песенным, исконно русским началом. 

Крестьянский обед. 1774 г. ГТГ
Святая Екатерина. 1783-1786 гг. Холст, масло. Херсонский художественный музей

Иван Петрович Аргунов

Аргунов, Иван Петрович (1727-1802) - живописец. Отец Николая и Якова Аргуновых. Был крепостным графа П.Б. Шереметьева. Возможно, учился живописи у двоюродного брата Ф.Л. Аргунова и у Г.Х. Гроота. Автор выразительных парадных и камерных портретов с использованием приёмов барокко, оказавших тем не менее влияние на развитие русской реалистической портретной живописи ("Портрет Б.П. Шереметьева", 1768, Кусково). Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее им. А.А. Бахрушина, Киевском музее русского искусства,музеях Рязани, Ульяновска и других.
И. П. АРГУНОВ (1727-1802). Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. Исполнено в 1784 году. Холст, масло. 67 х 53,6 см. Государственная Третьяковская гелерея
И. П. Аргунов происходил из талантливой крестьянской семьи. Он, как и два его брата, был крепостным художником графа Шереметева.
На этой самой известной картине художника изображена крепостная актриса в русском национальном костюме. Композиция портрета классически уравновешенна и устойчива. Лепка форм, их объемность, ровное и мягкое освещение придают портрету сходство со скульптурой, да и фигура как бы построена по законам греческого ордера, и это не случайно,: архитектура и скульптура были ведущими жанрами в искусстве классицизма.
Изображенная на портрете женщина смотрит на зрителя спокойно и невозмутимо. На ней праздничный русский костюм, колористическое решение которого построено на сочетании излюбленных в народном искусстве цветов — белого, золотистого и красного — но не ярких, а благородно приглушенных; золотое узорочье кокошника, серебряное и золотое шитье сарафана царственно торжественны. Расшитый золотом кокошник воспринимается как корона. Русский костюм изображенной — не маскарадный наряд, он словно призван помочь раскрыть характер модели, воплощающей для автора национальный этический идеал. Художник возводит на пьедестал женщину из народа и утверждает тип красоты, далекий от незыблемых в то время классицистических норм. Позже этот нравственный идеал лег в основу многих картин А. Г. Венецианова.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. Тюменская областная картинная галерея

Выполненные И.П. Аргуновым автопортрет и портрет Толстой, урождённой Лопухиной, можно увидеть в подборке:

Русская живопись 1700-1770 годов

Ирина Васильевна Шевандронова (1928-1993)

Шевандронова, Ирина Васильевна, заслуженный художник России. Училась в Московской средней художественной школе (1943-1947), затем в МГХИ им. В.И. Сурикова до 1953 г. Жила и работала в Москве. Жена А.А. Тутунова. Участвовала в выставках с 1951 г. Регулярно экспонировалась на московских, республиканских и всесоюзных художественных выставках. Работы И.В. Шевандроновой находятся в ГТГ, ГРМ. во многих частных коллекциях.
Миша и тузик. Холст, масло. 1969 г.
В сельской библиотеке (читатели)
Выставка скоро откроется. 1959 г.
На приёме у врача. Алтай.