|
Художник А.И. Самойловских, Русская школа. «На канале». Первая выставка эстампа Московских художников |
Самойловских Анна Ивановна (09.12.1901, г. Кунгур Перм. губ. - 1986, г. Москва).
Живописец, график. Родилась в семье сапожника. Училась в изостудии в г. Кунгуре (1921 г.) у Г. А. Мелентьева, в Казанском архитектурно-художественном техникуме (1922-1926 гг.) у П. А. Бенькова, А. Г. Платунова, К. К. Чеботарева, во ВХУТЕИНе в г. Москве (1926-1930 гг.) у Н. Н. Купреянова, А. А. Дейнеки, В. А. Фаворского, Д. С. Моора, Л. А. Бруни. Участник выставок (с 1925 г.).
Член и экспонент объединения «Октябрь» (1929 г.). В 1929-1931 гг. совершила ряд творческих поездок в Среднюю Азию (г. Бухара, г. Самарканд). Жизни и быту людей, своеобразию природы посвящена серия акварелей, в которую вошли работы: «Бухара. Солнечный день», «Пекут лепешки», «На улице города Ош». Работала в Сибири на одной из главных строек пятилетки - Кузнецстрое (1931-1933 гг.), куда была направлена по путевке Наркомпроса. С энтузиазмом работала над индустриальной тематикой, переживала вместе с рабочими все этапы грандиозного строительства, изучала производственный процесс. Пафос времени ярко выражен в монументальных, выразительных листах из серий «Строительство Кузнецкстроя», «Кузнецкстрой. Гурьевский завод»: «Котлован», «Подача шихты», «Строительство», «Спуск в шахту». Мастерски сочетала акварель, тушь, графитный карандаш. Обратилась к теме труда шахтеров, совершила поездки в Донбасс, Горловку (1935-1936 гг.), позднее в шахтерский г. Кизел Перм. обл. (1960-е гг.). Сделаны листы: «У террикона», «Перед спуском в шахту», «В ночную смену» (акварель, белила). Графические работы из циклов «Трубниковский переулок», «Московский автозавод» (1930-е гг.) посвящены старой и новой Москве. Совершила ряд творческих поездок в Закавказье (1938-1940 гг.), созданы крупноформатные акварельные пейзажи Армении и Грузии, цикл рисунков, посвященных Гори – родине И. В. Сталина. В годы Великой Отечественной войны жила в эвакуации в г. Кунгуре, работала медсестрой в госпитале, продолжала творчески работать.
В послевоенные годы жила и работала в г. Москве, занималась литографией, руководила литографской студией Московского отделения Союза художников (1945-1958 гг.). Вновь обратилась к индустриальной тематике. Были выполнены серии автолитографий «Разлив стали», «Доменный цех старого завода», «Город шахт», которые демонстрировались на выставках студии.
В 1950-е-1970-е гг. совершает ряд творческих поездок: на Камскую ГЭС (1953 г.), в Дагестан, в Краснодарский край, Дом творчества «Горячий ключ» (1958 г.), по Уралу (1965 г.), в г. Казань (1966 г.), в Дом творчества «Сенеж», в Тарусу (1970-е гг.). Созданы серии графических работ, которые демонстрировались на многочисленных выставках. Художник часто выезжала в г. Кунгур, в течение многих лет работала над серией «Город Кунгур – моя родина». С большой любовью к родным, знакомым с детства местам написаны акварели «Река Сылва», «Кунгур в часы заката», «Ледяная пещера».
Произведения находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном художественном музее Республики Татарстан, Перм. государственной художественной галерее, Кунгурском краеведческом музее.