пятница, 13 ноября 2009 г.

С.П. Рычагов (1915-1970) - «Осенняя пора»

Рычагов Сергей Петрович (1915-1970)
В 1936 г. начинает учёбу в изостудии ВЦСПС, которая находилась на Преображенской площади в Москве (руководитель Л.О. Четыркин, преподаватели К.Ф. Юон, С.В. Герасимов).
В 1937 г. по рекомендации И.Э. Грабаря зачислен на второй курс Московского Государственного Художественного Института им. В.И. Сурикова в мастерскую С.В. Герасимова. В 1942 г. с отличием оканчивает Институт дипломной работой «Сдача скота для Красной Армии».
Впервые имя Сергея Рычагова стало известно широкому кругу зрителей в 1946 г. на Всесоюзной художественной выставке, где были представлены работы «Возвращение стала» и «Родные поля».
Персональная выставка прошла в 1977 г. в Москве.
Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Тверской картинной галерее.

Художник С.П. Рычагов (1915-1970), Русская школа. «Осенняя пора»

четверг, 12 ноября 2009 г.

С.В. Рянгина (род. 1891 г.) - «Весна»

Рянгина Серафима Васильевна [13(25).2.1891, Петербург, — 16.6.1955, Москва], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Училась в Петербурге в студии Я. Ф. Ционглинского (1910—12) и в АХ (1912—18 и 1921—1923) у Д. Н. Кардовского. Жила в Москве (с 1923). Член АХРР (с 1924). Картины Р., во многом связанные с традициями русской жанровой живописи, посвящены труду и быту простых советских людей, отмечены живостью персонажей, умением в непритязательной форме воспроизвести типичные черты нового. Писала также портреты, пейзажи, натюрморты. Произведения: «В мастерской художника», «Обед рабочего» (оба — 1927), «Рабочий-изобретатель» (1929), «Подруги» (1945), все — в Третьяковской галерее; «Всё выше!» (1934, Киевский музей русского искусства).
Училась в Петербурге в студии Я.Ф. Ционглинского и в Академии художеств у Д.Н. Кардовского. Жанрист, портретист, пейзажист. В 1918-1923, вместе с мужем художником С.М. Карповым, жила и работала в Оренбурге, участвовала в организации первых объединений оренбургских художников. Активно способствовала открытию областного музея изобразительных искусств, передала ему ряд работ Карпова. Произведения Рянгиной: "В мастерской художника" (1927), "Подруги" (1945), "Беседа" (1947) – в Государственной Третьяковской галерее, "Прошлое" (1926), "Жена" (1929), "В мастерской скульптора" (1947) – в Русском музее. Некоторые работы Рянгиной (жанровые, портреты, пейзажи, натюрморты) хранятся в Оренбургском музее изобразительных искусств.

Художник С.В. Рянгина (род. 1891 г.), Русская школа. «Всё выше»

Т.В. Ряннель (род. 1921 г.) - «Саяны. Дальний выстрел»

Ряннель Тойво Васильевич (25.10.1921 г.р.) Заслуженный художник РСФСР,один из ведущих художников Красноярска. Член Союза художников СССР. Закончив в Южно-Енисейске среднюю школу, Ряннель поступил в 1939 году в Омское художественное училище. Во время войны он оставляет учебу и уезжает к родителям на Север. Преподает рисование в школе, а затем уходит в геологическую партию техником-геодезистом. В его рюкзаке всегда были краски, карандаш, бумага, множество зарисовок и акварельных этюдов. Свои работы Ряннель привез в Красноярск после войны. Он показал их на восьмой краевой художественной выставке в1946 году. Это были небольшие, написанные маслом этюды: "Август в тайге", "Река Сухой Пит", "В долине Вангаша", "Охотничья избушка", "Усть-Питское" и другие мотивы мест, где художнику пришлось побывать с геологической партией. В 1947 году Ряннель участвует на межобластной художественной выставке в Новосибирске, посвященной 30-летию Октября. Его пейзажи "Утро в заповеднике", "Копьева грива", "Охотничья избушка". Он едет в Игарку, в низовья Енисея, в Саяны, в Туву, а позднее в Хакасию, Кузнецкий Алатау, на Таймыр. В результате этих поездок у художника накапливается богатый материал, давший возможность создать ряд больших полотен. Могучая сибирская река Енисей покорила многих художников-красноярцев бесконечной ширью своих просторов, величавой красотой берегов, бурным ритмом могучего течения. Т. Ряннель написал несколько работ, посвященных Енисею: "Енисей. Белая ночь", "Енисей. Восход луны", "Енисей. Порог Дар-Ужур", "Енисей. Казачинский порог", "Енисей у Курейки". С 1966 года на выставках стали появляться работы Ряннеля, которые отражали преобразования, характерные для нашей действительности. Это в первую очередь "Красноярское море", "Плотина Красноярской ГЭС", "Дивногорск. Набережная", триптих "Над Енисеем", посвященные величественной стройке. А дальше - "Саяно-Шушенская ГЭС", "Хантайская ГЭС", большое полотно о героическом труде строителей Саянской ГЭС - "Перекрытие Енисея".
Место проживания: Красноярск

Художник Т.В. Ряннель (род. 1921 г.), Русская школа. «Саяны. Дальний выстрел». Фрагмент картины.

Н.М. Ромадин (род. 1903 г.) - «Весна»

Ромадин Николай Михайлович (19.05.1903,  Самара – 1987, Москва). Народный художник СССР. Действительный член Академии Художеств СССР. Лауреат Сталинской премии за серию пейзажей «Волга – русская река» (1946), лауреат Ленинской премии 1980 за цикл пейзажей. Учился в Самарском художественном техникуме, затем в Москве во ВХУТЕМАСе/ВХУТЕИНе (1923- 1930) у Р.Р. Фалька, И.И. Машкова, А.Д. Древина. С 1929 - член АХРР. Входил в группу молодых художников РОСТ. Участник выставок с 1931 года. В 1930 писал, главным образом, жанровые сцены. С 1938 основной темой стали лирические пейзажи. Перенял идейные установки «Союза Русских Художников, стремившихся превратить натурное впечатление в символический «Образ России». Произведения Н. М. Ромадина находятся в ГТГ, ГРМ, Австралийском музее искусств в Мельбурне.
***
Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Пейзажист Родился в 1903 году в Самаре (ныне г. Куйбышев). Учился в 1928—1929 гг. в Самарском художественном техникуме у В. В. Гундобина, в 1923—1930 гг. во Вхутеине у Д. А. Щербиновского, Р. Р. Фалька. Участник художественных выставок с 1929 года. Основные произведения: «Село Хмелевка» (1944, ГТГ), «Последний луч» (1945, ГТГ), «Керженец» (1946, ГТГ), «Река Царевна» (1954, ГРМ), «Свежий ветер» (1954, ГТГ), «Весна на Удомле» (1954, ГТГ), «Вид на зал Рембрандта в Эрмитаже» (1955, ГРМ), «У сельсовета» (1957, ГТГ), «В родных местах Есенина» (1957, ГТГ), «Лесное озеро» (1959, ГТГ), «Окно на Волгу» (1961, ГРМ), «Есенинский вечер» (1964, МК РСФСР), «Золотая речка» (1970, МК РСФСР), «Затопленный лес» (1970, ГТГ).

***
[р. 6(19).5.1903, Самара].
Советский живописец, народный художник СССР (1971), действительный член АХ СССР (1967).
Учился в московском Вхутемасе-Вхутеине (1923-30).
Выступал с произведениями на историко-революционную тему ("Прифронтовой ревком", 1934-35, Свердловская картинная галерея), интерьерами ("Белая ночь", 1947, Третьяковская галерея), однако наибольшую известность приобрёл как мастер небольших пейзажей, с проникновенным лиризмом воссоздающих виды русской природы (серия "Волга - русская река", 1944-45, Третьяковская галерея и другие музеи; Государственная премия СССР, 1946); для многих работ Ромадина характерна тонкая передача вечернего и ночного освещения.
Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Художник Н.М. Ромадин (род. 1903 г.), Русская школа. «Весна»

А.А. Ромодановская (род. 1906 г.) - «Петропавловская крепость. Ленинград»

Ромодановская Антонина Алексеевна (23.05.1906) График. Член Союза художников СССР. Место проживания: Москва

Художник А.А. Ромодановская (род. 1906 г.), Русская школа. «Петропавловская крепость. Ленинград»

А. Романов - «Смольный»


Художник А. Романов, Русская школа. «Смольный» . Акварель. Из подборки открыток «Ленинград».
Возможно это: Романов Алексей Михайлович 09.10.1904 - График. Член Союза художников СССР. Кандидат архитектуры, доцент. Место проживания: Ленинград

среда, 11 ноября 2009 г.

Маркус Герартс Младший (1561 ?- 1635/36) - «Портрет сэра Роберта Сесила, впоследствии графа Солсбери»


Художник Маркус Герартс Младший (1561 ?- 1635/36), Голландская школа, английская школа. «Портрет сэра Роберта Сесила, впоследствии графа Солсбери». 1595 г.  Дерево, масло 114,5х89.  Государственный Эрмитаж

О.П. Раунам (род. 1914 г.) - «Эстонские красногвардейцы на подступах к Раквере»

Раунам Оскар Паулович (24.05.1914 г.р.) С именем художника Оскара Раунама связано становление и развитие эстонского послевоенного изобразительного искусства. Раунам последовательно шел по пути утверждения реалистического видения мира. Менялся живописный язык его произведений. Раунам обращался к разным жанрам и темам: исторической картине, жанру портрета, к пейзажу, работал в графике, занимался прикладным искусством. Столь разносторонняя одаренность и высокий профессионализм объясняются особенностями художественного образования, полученного мастером.
После окончания гимназии в родном городе Пайде в 1932 году Оскар Раунам перебирается в Таллин, где поступает в художественно-промышленное училище. В 1938 году он заканчивает его, получив диплом художника декоративного искусства. Затем он совершенствует свое мастерство в Таллинской педагогической школе и Высшем художественном училище.
Художественная жизнь Эстонии тех лет была достаточно насыщенной. Тартуская школа общества "Паллас" была крупным центром обучения молодых художников. Педагогами здесь были известные живописцы Роман Ниман, Аугуст Янсен и Пет Арен.
Еще во время учебы в 1937 году Оскар Раунам получает почетный заказ. Для павильона Прибалтийских стран на Всемирной выставке в Париже он пишет шесть больших живописных панно. К сожалению, судьба этих произведений в настоящее время неизвестна. В собрании художника сохранились эскизы, два из которых - "Лесное хозяйство" и "Рыболовство" - сам автор называет лучшими. В них художник стремился воплотить суровый пафос труда. В "Рыболовстве" центром композиции становится коренастая фигура старого рыбака, втягивающего в свою лодку веером расходящуюся сеть. Своим сильным движением он словно противостоит водной стихии. Сложный композиционный ракурс позволяет охватить взглядом широкие водные просторы с катером и летящей в разорванных облаках чайкой и громадный парус с крепящим его молодым рыбаком. Раунам сумел преодолеть декоративность и безличность большинства монументальных росписей тех лет и остаться самобытным и национальным художником. Недаром эти панно были замечены критикой и художнику была присуждена высшая награда выставки.
Началась Великая Отечественная война. Раунам без колебаний уходит на фронт. Суровый опыт войны нашел впоследствии отражение в творчестве художника. В 1948 году он создал большое полотно, принесшее ему заслуженную известность, - "Эстонские красногвардейцы на подступах к Раквере в 1918 году" (Государственный художественный музей Эстонской ССР). Это произведение выдвинуло Раунама в ряды выдающихся мастеров тематической историко-революционной картины. Славные события борьбы за Советскую власть нашли в нем талантливого интерпретатора. Зимний пейзаж передает ощущение тревожного ожидания. В глубине мелькают фигуры готовящихся к бою красногвардейцев. На первом плане, деловито сверяясь с картой, отдает последние распоряжения перед атакой командир. Еще мгновение... и вспыхнет смертельный огонь.
Художник вновь вернется к революционной теме в картине "Восстание" (1967), центром которой будет рабочий-знаменосец. Здесь словно сольются воедино и элементы станкового полотна, и своеобразный монументализм, и призывная мощь плаката.
Тематическая картина привела художника к разработке жанрового портрета, в котором особое место занимают "Портрет кузнеца Томпера" (1947, Художественный фонд ЭССР) и "Портрет пожилой женщины" (1948).
Раунам постоянно утверждает созидательное, действенное начало в своих героях. В картине "Полдень. Доение коров" (1949) повседневность колхозного труда в интерпретации художника окрашена жизнеутверждающим оптимизмом.
Среди многочисленных портретов, созданных Раунамом, значительное место занимают образы деятелей эстонской культуры. Ему позировали писатель Л.Реммельгас (1964, Государственный музей Эстонской ССР), художница Айли Винт (1965), керамистка Х.Кума (1982), актер Ю.Ярвет (1984).
На протяжении своей долгой творческой жизни Оскар Раунам постоянно пишет пейзажи, любимый старый Таллин. Особое внимание привлекают такие полотна, как "Стога" (1946), "Зимняя заготовка сена" (1947), акварели "Водопад на реке Суна в Карелии" (1959), "Старый город" (1984). В последние годы художник чаще обращается к жанру натюрморта.
Оскар Раунам ведет большую общественную и преподавательскую работу. В течение десяти лет (1952-1962) он был проректором Художественного института Эстонской ССР. Им был также написан ряд монографий по технике акварельной живописи и прикладной графики.
В 1964 году профессор Оскар Раунам был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Эстонской ССР.

Художник О.П. Раунам (род. 1914 г.), Эстонская живопись. «Эстонские красногвардейцы на подступах к Раквере». 1919 г.