|
А.Г. Венецианов (1780-1847). «Крестьянский мальчик». Холст, масло. 47х36 см. Омский музей изобразительных искусств |
Открытка из набора «Омский музей изобразительных искусств. Выпуск первый». «Изобразительное искусство» Москва. 1985.
См. также:
Александр Гаврилович Венецианов
Омский музей изобразительных искусств — один из богатейших и самых старых музеев в Сибири. Первая экспозиция музея (тогда еще картинной галереи Западно- Сибирского краевого музея) открылась в 1924 году. В начале двадцатых годов сюда было передано много произведений отечественного и западноевропейского искусства из государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда, из бывших дворцовых и крупных частных собраний. В настоящее время коллекции музея — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство — включают в себя около шести тысяч экспонатов.
Данная подборка открыток знакомит с произведениями русской живописи XIX — начала XX века.
Одно из значительных произведений в собрании — «Крестьянский мальчик» кисти А. Г. Венецианова. Искусство этого художника открыло истинную поэзию в повседневном быте русской деревни. В облике изображенного мальчика, как и в других крестьянских образах Венецианова, подчеркнуты благородство и нравственная красота. Точно передано состояние легкой задумчивости подростка. Дополняющий характеристику жест изящной руки написан по правилам академической школы и несколько манерен.
Работами крупнейших мастеров второй половины XIX века представлена в музее русская пейзажная живопись. Творчество
И. И. Шишкина стало важным шагом на пути демократизации русского пейзажного жанра. Его поздний, написанный в 1894 году пейзаж
«Старые липы» раскрывает лирическую сторону дарования художника, его интерес к передаче световоздушных эффектов.
Ф.А. Васильев сумел наполнить свое полотно
«Пейзаж(Крестьяне с лодкой у берега)» (1868), написанное им в восемнадцатилетнем возрасте, ощущением движения жизненных Сил в природе. Живописное решение пейзажа с контрастами света и теней, сиянием красок станет определяющим для последующих его работ, в которых скромные мотивы родной природы получат эмоционально-художественное воплощение.
В картинах
И.И. Левитана запечатлен обобщенный образ русской природы. Пейзаж
«Осень. Усадьба» (1894) Левитан писал в имении своих знакомых. Образный строй этого произведения проникнут элегическим настроением природы, охваченной печалыо увядания.
Значительную часть обширного наследия
И.Е. Репина составляют портреты. Остро выявлено индивидуальное своеобразие личности в
портрете Леонида Андреева. Л. Н. Андреев в последний период жизни жил недалеко от Куоккалы и был частым гостем репинских «Пенат»; там и писал Репин его портреты — в 1904 и 1905 годах. Художественные приемы, которыми пользуется мастер, сообщают композиции динамику и напряженность и помогают раскрыть сложность духовного мира писателя. В образе Леонида Андреева художник сумел верно отразить душевное состояние значительной части русской интеллигенции в начальный период революции 1905 года, воспринявшей революцию как стихийный бунт.
В жанре портрета с наибольшей полнотой раскрылось многогранное дарование
В. А. Серова. Продолжатель традиций Репина, Серов передает в
«Портрете неизвестной» (1895) тончайшие душевные движения. Уверенность и темпераментность линии и благородство звучного колорита усиливают выразительность женского образа.
В идиллическом плане писал «бытовые» сцены из античной жизни
Г.И. Семирадский, представитель академической школы, мастер пышных зрелищных полотен. Такова его композиция
«Рим. Деревня», изображающая молодых женщин с детьми, направляющихся к роднику. Звучные краски, высветленная цветовая гамма с яркими пятнами солнечных бликов передают атмосферу жаркого итальянского полдня.
Гордостью музейной коллекции являются произведения
М.А. Врубеля. Это декоративные
панно-плафоны, предназначавшиеся для украшения богатого московского особняка. Созданные в 1890-е годы, когда особенно сильно проявился дар Врубеля как декоратора и в живописи и в прикладном искусстве, плафоны выражают его мироощущение. Художник не находит красоты и гармонии в социальной жизни и обращается к изображению природы. Лепестки роз и орхидей сияют в его панно подобно драгоценным камням. Асимметрия композиции и словно граненые мазки, лепящие форму цветов, вносят в эти произведения характерный для Врубеля драматизм.
Живопись начала XX века характеризуют активный поиск новых выразительных средств, экспериментаторство, заимствование приемов из других областей искусства; взаимовлияния и противоборство многочисленных художественных группировок.
Пленэрные задачи решали и
Д. А. Щербиновский в картине«Ампир» (1904) и
Б.М. Кустодиев в портрете дочери
«У окна» (1910). В поэтическом строе полотна Щербиновского чувствуется влияние его друга К. А. Коровина. Фигура женщины, сидящей на террасе дома, кажется окутанной сгетсм и воздухом свежего майского дня. В кустодиевской работе ощущается тенденция к декоративности форм и символическому подтексту в духе «Мира искусства».
Реальный образ природы получает свое поэтическое претворение в композиции
«Павлин» (1907) М. Ф. Ларионова. В желании превратить изображение в некое прекрасное сказочное видение автор сближается с творческими установками объединения «Голубая роза».
В картине
«Три сестры на диване (Н., Л. и Е. Самойловы)» (1911)
И.И. Машкова, входившего в группу «Бубновый валет», заметно увлечение народным искусством с его юмором, грубоватостью форм, звучностью красок. Появление подобных декоративных портретных композиций было связано у художника с протестом . против психологической усложненности декадентствующего искусства. Творчество Машкова всегда было отмечено красочной экспрессией и жизнеутверждающим содержанием.
Высокая культура живописного мастерства репродуцированных в данном издании произведений может свидетельствовать о художественной ценности обширной коллекции Омского музея изобразительных искусств.
И. Девятъярова
См. также:
Омский областной музей изобразительных искусств