воскресенье, 28 июля 2013 г.

С.И. Васильковский (1854-1917)

С.И. Васильковский (1854-1917). «Отара»

С.И. Васильковский (1854-1917). «Хата в Мерефи»

С.И. Васильковский (1854-1917). «Ловят снеговика»  (? - по украински - «Ловлять снігура»)

См. также:

Сергей Иванович Васильковский

суббота, 27 июля 2013 г.

Н.А. Брейкш (1887-1967) - «Натюрморт с лимоном»

Н.А. Брейкш (1887-1967). «Натюрморт с лимоном»
Брейкш, Николай Антонович (10.01.1911 - 01.08.1972). Живописец.
Учился в отделе архитектуры Рижского государственного техникума. В 1937 году он закончил мастерскую видовой живописи В. Пурвитиса в Латвийской Академии искусств.
В 1939 – 40 годах художник работал учителем рисования в начальной школе Виляки, в 1940 – 41 годах – учителем математики и каллиграфии в экономическом техникуме Резекне, в 1941 – 42 годах – учителем рисования в 1-ой начальной школе Резекне. С 1945 года работал педагогом в Латвийской Государственной Академии художеств, с 1952 года доцент, с 1971 года – профессор.
В выставках Н. Брейкш участвовал с 1935 года. Персональная выставка в Риге (1971(72)), памятная выставка в Риге (1986).
В 1942 – 1945 годах художник был членом кооператива Изобразительного искусства. С 1944 года член Союза художников, в 1958 – 1960 годах член бюро секции живописцев, в 1960 – 1967 годах – заместитель председателя правления. Н. Брейкш был членом художественного совета и председателем (1959 – 63) в Художественном фонде. Также художник был членом комиссии экспертов в Министерстве Культуры и председатель комиссии Дней Искусства (1960). С 1971 года он Народный художник СССР

четверг, 25 июля 2013 г.

Отто Екабович Скулме (1889 - 1967)


О.Е. Скулме (1887-1967). «Гладиолусы»

О.Е. Скулме (1887-1967). «Сирень»

Скулме, Отто Екабович (1889 - 1967) - народный художник Латвийской ССР (1959), член-корреспондент АХ СССР (1954). Учился в студиях Я. Розентала в Риге (1906‒1907), Р. К. Жуковского и К. Ф. Юона в Москве (1907‒08), а также в училище Штиглица в Петербурге (1909‒14). Ректор АХ Латвийской ССР (1944‒61). Председатель правления Союза художников Латвийской ССР (1952‒53). Среди станковых произведений Скулме ‒ первые в латвийском. искусстве образцы историко-революционного жанра («Восстание каугурцев», 1945, Художественный музей Латвийской ССР, Рига). Являясь одним из ведущих мастеров латвийского театрально-декорационного искусства, Скулме оформил более 250 постановок в Художественном театре им. Я. Райниса в Риге («Огонь и ночь» Я. Райниса, 1947; Государственная премия СССР, 1947). Награжден 3 орденами, а также медалью. 

См. также:

Джемма Оттовна Скулме (род. 1925 г.)- «На лугу»

Н.П. Ульянов (1875-1949) - «Оркестр»

Н.П. Ульянов (1875-1949). «Оркестр». Исполнено в 1921 году. Холст, масло. 48х101 см. Тульский областной художественный музей

Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986. 

См. также:

среда, 24 июля 2013 г.

А.В. Куприн (1880-1960) - «Натюрморт»

А.В. Куприн (1880-1960). «Натюрморт». Исполнено в 1920 году. Холст, масло. 128х144 см. Тульский областной художественный музей

Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986.

См. также:

понедельник, 22 июля 2013 г.

Ф.П. Глебов (1914-1980). Иллюстрации к книге М. Пришвина «Весна света»

Художник Ф.П. Глебов (1914-1980). «Рассказы старого охотника». (Иллюстрация к книге М. Пришвина «Весна света».

Художник Ф.П. Глебов (1914-1980). «На осенней охоте». (Иллюстрация к книге М.Пришвина «Весна света».

Глебов, Фёдор Петрович (5.01.1914 - 1980) - живописец, член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР.
Родился и умер в Москве. Первоначальное художествен­ное образование получил в 1932-1936 в Московском ху­дожественном училище памяти 1905 года, где занимался у Н.П. Крымова. В 1936-1941 Глебов учился в Московском государ­ственном институте изобрази­тельных искусств, где его пре­подавателями были С.В. Гера­симов и А.А. Осмеркин.
В 1941 художник ушел добровольцем на фронт.
Дип­ломной работой стала картина «НА ФРОНТОВОЙ ДОРО­ГЕ» (1948). С этого времени началась активная творческая деятель­ность художника.
Первые годы он работал в книжной графике — иллюстрировал произведе­ния В. Каверина, Б. Горбатова, А. Фадеева, С. Михалкова и многих других авторов. За что союз писателей ему был очень благодарен, потому что книга с иллюстрациями гораздо больше привлекает читателей, особенно - детей.
Под влиянием Н.П.Крымова, с которым он дружил, Глебов все­рьез увлекся живописью. В пейзаже Глебов желал выразить как можно полнее чувства и переживания, возникшие от восприятия природы. В приро­де Глебова привлекало все — разные времена года, разное время суток, когда любое изме­нение делает один и тот же пейзаж своеобразным по состо­янию, освещению, по чувствам, которые он вызывает. Худож­ник всегда любил писать пей­зажи — завершенные по мыс­ли, строго скомпонованные и гармоничные. Его полотна со­зерцательны, в них раскрыта неторопливая жизнь природы. Ху­дожник много ездил по стране. Писал Севе­р, Крым, работал в Твер­ской и Мурманской областях, в Подмосковье, на Псковщине — в Пушкинском заповеднике. В 1960-х он не оставил без внимания так на­зываемый «суровый стиль»: картина «ЗИМА» (1968) ком­пактным расположением групп деревьев, почти черной нерасчлененной полосой леса вдали напоминает пейзажи художни­ков этого направления.
Однако Глебов скоро отошел от такого понимания пейзажа. Его боль­ше интересовала декоративная живопись, возможность соче­тать большие цветные плоско­сти с живописной гармонией, тончайшей выверенностью ко­лористических отношений. Од­на из самых впечатляющих картин «ЛЕТО» (1972) переда­ет состояние жаркого летнего дня на берегу небольшой реч­ки. Удивительной по общему строю можно назвать картину «ОСЕННИЙ ЛЕС» (1973). Узкая полоска воды у передне­го края, в которой мы видим отражение стволов, за ней, пламенеющий всеми оттенками желтого, ряд деревь­ев.
Особое место в творчестве Глебова занимает серия пейза­жей, посвященных пушкин­ским местам, где он работал в 1973 г. Серия знаменует новый этап творчества художника: ут­верждение монументальности в пейзаже, восприятие природы как величественного, мощного окружения человека, в котором он становится камертоном ее состояния. В картине «В МИ­ХАЙЛОВСКОМ» панорама открывается от веранды дома, колонны которого как бы окаймляют пейзаж, заставляя сосредоточить внимание на глубоком пространстве полей под высоким голубым куполом неба. Подобное панорамное изображение Глебов использо­вал и в других полотнах этой серии: «СОРОТЬ», «ОЗЕРО КУЧАНЕ». В этих работах, по­жалуй, наиболее ясно ощутимо зрелое мастерство художника, свободное владение средствами выразительности.
В течение своей творческой жизни Гле­бов участвовал в многочислен­ных выставках, первой из кото­рых была Выставка начинаю­щих молодых художников Мо­сквы в 1934 году. Этапной для ху­дожника стала персональная выставка в Москве в 1973 году.

воскресенье, 21 июля 2013 г.

А.Г. Венецианов - «Крестьянский мальчик» из собрания Омского музея

А.Г. Венецианов (1780-1847). «Крестьянский мальчик». Холст, масло. 47х36 см. Омский музей изобразительных искусств

Открытка из набора «Омский музей изобразительных искусств. Выпуск первый». «Изобразительное искусство» Москва. 1985.

См. также:

Александр Гаврилович  Венецианов

Омский музей изобразительных искусств — один из богатейших и самых старых музеев в Сибири. Первая экспозиция музея (тогда еще картинной галереи Западно- Сибирского краевого музея) открылась в 1924 году. В начале двадцатых годов сюда было передано много произведений отечественного и западноевропейского искусства из государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда, из бывших дворцовых и крупных частных собраний. В настоящее время коллекции музея — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство — включают в себя около шести тысяч экспонатов.

Данная подборка открыток знакомит с произведениями русской живописи XIX — начала XX века.

Одно из значительных произведений в собрании — «Крестьянский мальчик» кисти А. Г. Венецианова. Искусство этого художника открыло истинную поэзию в по­вседневном быте русской деревни. В облике изображенного мальчика, как и в дру­гих крестьянских образах Венецианова, подчеркнуты благородство и нравственная красота. Точно передано состояние легкой задумчивости подростка. Дополняющий характеристику жест изящной руки написан по правилам академической школы и несколько манерен.

Работами крупнейших мастеров второй половины XIX века представлена в музее русская пейзажная живопись. Творчество И. И. Шишкина стало важным шагом на пути демократизации русского пейзажного жанра. Его поздний, написанный в 1894 году пейзаж «Старые липы» раскрывает лирическую сторону дарования художника, его интерес к передаче световоздушных эффектов.

Ф.А. Васильев сумел наполнить свое полотно «Пейзаж(Крестьяне с лодкой у берега)» (1868), написанное им в восемнадцатилетнем возрасте, ощущением дви­жения жизненных Сил в природе. Живописное решение пейзажа с контрастами света и теней, сиянием красок станет определяющим для последующих его работ, в которых скромные мотивы родной природы получат эмоционально-художествен­ное воплощение.

В картинах И.И. Левитана запечатлен обобщенный образ русской природы. Пейзаж «Осень. Усадьба» (1894) Левитан писал в имении своих знакомых. Образ­ный строй этого произведения проникнут элегическим настроением природы, охва­ченной печалыо увядания.

Значительную часть обширного наследия И.Е. Репина составляют портреты. Остро выявлено индивидуальное своеобразие личности в портрете Леонида Андре­ева. Л. Н. Андреев в последний период жизни жил недалеко от Куоккалы и был частым гостем репинских «Пенат»; там и писал Репин его портреты — в 1904 и 1905 годах. Художественные приемы, которыми пользуется мастер, сообщают ком­позиции динамику и напряженность и помогают раскрыть сложность духовного мира писателя. В образе Леонида Андреева художник сумел верно отразить душев­ное состояние значительной части русской интеллигенции в начальный период революции 1905 года, воспринявшей революцию как стихийный бунт.

В жанре портрета с наибольшей полнотой раскрылось многогранное дарование В. А. Серова. Продолжатель традиций Репина, Серов передает в «Портрете неиз­вестной» (1895) тончайшие душевные движения. Уверенность и темпераментность линии и благородство звучного колорита усиливают выразительность женского образа.

Жанровая живопись в XIX веке получила принципиально новую трактовку у передвижников. В обыденном мотиве сцены «У часовни (Нищие на церковной паперти)» (1883) Н.А. Касаткина звучат ноты обличения и горького сострадания.

В идиллическом плане писал «бытовые» сцены из античной жизни Г.И. Семирадский, представитель академической школы, мастер пышных зрелищных поло­тен. Такова его композиция «Рим. Деревня», изображающая молодых женщин с детьми, направляющихся к роднику. Звучные краски, высветленная цветовая гамма с яркими пятнами солнечных бликов передают атмосферу жаркого италь­янского полдня.

Гордостью музейной коллекции являются произведения М.А. Врубеля. Это деко­ративные панно-плафоны, предназначавшиеся для украшения богатого москов­ского особняка. Созданные в 1890-е годы, когда особенно сильно проявился дар Врубеля как декоратора и в живописи и в прикладном искусстве, плафоны выра­жают его мироощущение. Художник не находит красоты и гармонии в социальной жизни и обращается к изображению природы. Лепестки роз и орхидей сияют в его панно подобно драгоценным камням. Асимметрия композиции и словно гране­ные мазки, лепящие форму цветов, вносят в эти произведения характерный для Врубеля драматизм.

Живопись начала XX века характеризуют активный поиск новых выразитель­ных средств, экспериментаторство, заимствование приемов из других областей искусства; взаимовлияния и противоборство многочисленных художественных группировок.

Пленэрные задачи решали и Д. А. Щербиновский в картине«Ампир» (1904) и Б.М. Кустодиев в портрете дочери «У окна» (1910). В поэтическом строе полотна Щербиновского чувствуется влияние его друга К. А. Коровина. Фигура женщины, сидящей на террасе дома, кажется окутанной сгетсм и воздухом свежего майского дня. В кустодиевской работе ощущается тенденция к декоративности форм и симво­лическому подтексту в духе «Мира искусства».

Реальный образ природы получает свое поэтическое претворение в композиции «Павлин» (1907) М. Ф. Ларионова. В желании превратить изображение в некое прекрасное сказочное видение автор сближается с творческими установками объ­единения «Голубая роза».

Поэтическая созерцательность при плоскостно-декоративной манере письма свой­ственна П. В. Кузнецову в его работе «Натюрморт с подносом» (1913).

В картине «Три сестры на диване (Н., Л. и Е. Самойловы)» (1911) И.И. Машко­ва, входившего в группу «Бубновый валет», заметно увлечение народным искус­ством с его юмором, грубоватостью форм, звучностью красок. Появление подоб­ных декоративных портретных композиций было связано у художника с проте­стом . против психологической усложненности декадентствующего искусства. Твор­чество Машкова всегда было отмечено красочной экспрессией и жизнеутверждаю­щим содержанием.

Высокая культура живописного мастерства репродуцированных в данном изда­нии произведений может свидетельствовать о художественной ценности обширной коллекции Омского музея изобразительных искусств.

И. Девятъярова

См. также:

 Омский областной музей изобразительных искусств

А.А. Мыльников (1919 г.р.) - «Стрельня»

А.А. Мыльников (1919 г.р.). «Стрельня». Исполнено в 1975 году. Картон, масло. 34,5х41 см. Тульский областной художественный музей
Мыльников, Андрей Андреевич (1919, Саратовская губерния). Действительный член Академии Художеств (с 1966 г.), Народный художник CCCР 1976). Дважды лауреат Государственной премии СССР (1951, 1977), Лауреат Ленинской премии (1984 г.), Лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина. В детстве занимался в художественной студии у К. С. Петрова-Водкина, учился на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Академии Художеств у Г. И. Котова, А. С. Никольского, Л. В. Руднева. Испытал влияние И. Э. Грабаря. Много работал над монументальными произведениями, создал портрет Ленина для занавеса Кремлевского Дворца съездов, мозаики и росписи Ленинградского ТЮЗа, принимал участие в создании мозаик и росписей метрополитена и общественных зданий Ленинграда. В 1974-1979 гг. посетил Испанию, результатом поездки стал триптих «Испания», за который в 1982 г. художник был награжден золотой медалью Академии Художеств СССР. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, во всех крупных музеях страны. 


Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986.