вторник, 30 июля 2013 г.

Античные камеи из собрания Эрмитажа

Гера
Юлия Домна 
Фрагмент камеи Рим. Конец II в. Сардоникс. 3,3 X 2,9 см Государственный Эрмитаж 
Изображена прекрасная сириянка Юлия Домна, жена императора Септимия Севера. Возвышенный и идеальный образ „первой дамы империи лишен здесь каких-либо противоречий и диссонансов. 
Julia Domna 
Fragment of a cameo Rome. Late 2nd century Sardonyx. 3.3 X 2.9 cm The Hermitage 
The beautiful Syrian Julia Domna, wife of Emperor Septimlus Severus, is depicted in an idealized manner. No inner conflicts or faults of character are revealed in this portrait of the "first lady" of the empire.

Зевс
 Александрия (?). III в. до н. э. Сардоникс. Диаметр 6,1 см Государственный Эрмитаж 
Античные мастера умели достигать в резьбе по камню подлинного эффекта живописи. Меняя толщину слоев сардоникса, резчик добивался полной иллюзии светотеневой моделировки.
 Zeus 
Alexandria (?). 3rd century В. C. Sardonyx. Diam. 6.1 cm The Hermitage 
Their wonderful skill permitted the masters of antiquity to achieve truly pictorial effects in carving stone. By varying the thickness of the layers in sardonyx, the carver created a perfect illusion of modelling by colour, light and shade.

Похищение Ганимеда 
Фрагмент камеи Александрия (?). 1 в. до н. э. Сардоникс. 3,3X3,0 см Государственный Эрмитаж 
Атмосфера празднеств и наслаждений, царившая при александрийском дворе Птолемеев, порождала интерес к гедонистическим темам. Сюжет этой графически тонкой камеи восходит к утраченному памятнику древней живописи. 
The Rape of Ganymede 
Fragment of a cameo Alexandria (?). 1st century В. G. Sardonyx. 3.3X3.0 cm The Hermitage
 Interest for such subjects as the rape of Ganymede was roused by the hedonistic atmosphere of the Ptolemaic court. The subject of this exquisite cameo executed with all the delicacy of a fine graphic work, goes back to some lost masterpiece of ancient painting.

Агриппина Младшая 
Рим. Начало I в. Сардоникс. 4,4 X 3,5 см Государственный Эрмитаж 
Для портретных камей I века характерно стремление мастеров к отбору главного и наиболее значительного в человеке. Нормативность классицизма приводит к тому, что сложные и противоречивые образы трактуются героически-приподнято. 
Agrippina the Younger Rome. 
Early 1st century Sardonyx. 4.4 X 3.5 cm The Hermitage 
The portrait cameo of the 1st century shows a tendency to concentrate on the most essential features of the model. Strict adherence to this principle in the representation of cruel and capricious rulers led to the creation of Idealized, elevated and heroic images.

Гор-Гарпократ 
Александрия. I в. до н. э. Сардоникс. 2,5X1,5 см Государственный Эрмитаж 
Юный бог света изображен торжественно восседающим на троне из лотосов, как того требовали каноны египетского искусства. Но греческий мастер сумел вдохнуть в традиционный образ трепетную жизнь и придать ему человечность, присущую гуманистической культуре Эллады. 
Horus-Harpokrates 
Alexandria. 1st century В. C. Sardonyx. 2.5X1.5 cm The Hermitage 
The young god of light is portrayed according to the canons of Egyptian art, seated on a throne of lotus blooms. But the Greek master breathed new life into the conventional image, endowing his god with a human quality, in the humanistic tradition of the Hellenic culture. 

Aurora Art Publishers. Leningrad. Издательство "Аврора". Printed In the USSR. № 756. 5 коп.

Александр Север 
Рим. Начало III в. Халцедон. 2,9 X 2,3 см Государственный Эрмитаж 
Миниатюрный скульптурный портрет из цветного камня хранит черты своеобразного "импрессионизма" в римской пластике III века. Лаконизм и экспрессивность образа свидетельствуют об усилившемся влиянии варварских провинций. 
Severus Alexander 
Pome. Early 3rd century Chalcedony. 2.9 X 2.3 cm The Hermitage 
This portrait, carved almost In the round, illustrates a somewhat "impressionistic" tendency In Roman 3rd-century sculpture. The laconic and expressive rendering of character reflects an increasing influence of the barbarian provinces. 

Aurora Art Publishers. Leningrad. Издательство „Аврора". Printed in the USSR. № 756. 5 коп.

Суд над Орестом 
Италия (?). I в. до и. э. Сардоникс. 3,9X2,9 см Государственный Эрмитаж 
Воспроизводя в камеях станковые работы древних живописцев, мастера глиптики сохранили для нас не только сюжеты, композиции, но и высокий драматизм, подлинный накал страстей утраченных навсегда произведений. Патетическое искусство Пергама напоминает камея "Суд над Орестом". 
The Trial of Orestes 
Italy (?). 1st century В. C. Sardonyx. 3.9X2.9 cm The Hermitage 
Masters of glyptics who carved cameos after easel paintings by classical artists, rendered not only the subjects and compositions of the masterpieces now lost but also their dramatism and emotional intensity. The Trial of Orestes is reminiscent of the passionate art of Pergamum.

понедельник, 29 июля 2013 г.

К.А. Коровин (1861-19349) - «Сараи»

К.А. Коровин (1861-19349). «Сараи». Холст, масло. 46х69 см. Тульский областной художественный музей

Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986.

См. также:

Константин Алексеевич Коровин

воскресенье, 28 июля 2013 г.

С.И. Васильковский (1854-1917)

С.И. Васильковский (1854-1917). «Отара»

С.И. Васильковский (1854-1917). «Хата в Мерефи»

С.И. Васильковский (1854-1917). «Ловят снеговика»  (? - по украински - «Ловлять снігура»)

См. также:

Сергей Иванович Васильковский

суббота, 27 июля 2013 г.

Н.А. Брейкш (1887-1967) - «Натюрморт с лимоном»

Н.А. Брейкш (1887-1967). «Натюрморт с лимоном»
Брейкш, Николай Антонович (10.01.1911 - 01.08.1972). Живописец.
Учился в отделе архитектуры Рижского государственного техникума. В 1937 году он закончил мастерскую видовой живописи В. Пурвитиса в Латвийской Академии искусств.
В 1939 – 40 годах художник работал учителем рисования в начальной школе Виляки, в 1940 – 41 годах – учителем математики и каллиграфии в экономическом техникуме Резекне, в 1941 – 42 годах – учителем рисования в 1-ой начальной школе Резекне. С 1945 года работал педагогом в Латвийской Государственной Академии художеств, с 1952 года доцент, с 1971 года – профессор.
В выставках Н. Брейкш участвовал с 1935 года. Персональная выставка в Риге (1971(72)), памятная выставка в Риге (1986).
В 1942 – 1945 годах художник был членом кооператива Изобразительного искусства. С 1944 года член Союза художников, в 1958 – 1960 годах член бюро секции живописцев, в 1960 – 1967 годах – заместитель председателя правления. Н. Брейкш был членом художественного совета и председателем (1959 – 63) в Художественном фонде. Также художник был членом комиссии экспертов в Министерстве Культуры и председатель комиссии Дней Искусства (1960). С 1971 года он Народный художник СССР

четверг, 25 июля 2013 г.

Отто Екабович Скулме (1889 - 1967)


О.Е. Скулме (1887-1967). «Гладиолусы»

О.Е. Скулме (1887-1967). «Сирень»

Скулме, Отто Екабович (1889 - 1967) - народный художник Латвийской ССР (1959), член-корреспондент АХ СССР (1954). Учился в студиях Я. Розентала в Риге (1906‒1907), Р. К. Жуковского и К. Ф. Юона в Москве (1907‒08), а также в училище Штиглица в Петербурге (1909‒14). Ректор АХ Латвийской ССР (1944‒61). Председатель правления Союза художников Латвийской ССР (1952‒53). Среди станковых произведений Скулме ‒ первые в латвийском. искусстве образцы историко-революционного жанра («Восстание каугурцев», 1945, Художественный музей Латвийской ССР, Рига). Являясь одним из ведущих мастеров латвийского театрально-декорационного искусства, Скулме оформил более 250 постановок в Художественном театре им. Я. Райниса в Риге («Огонь и ночь» Я. Райниса, 1947; Государственная премия СССР, 1947). Награжден 3 орденами, а также медалью. 

См. также:

Джемма Оттовна Скулме (род. 1925 г.)- «На лугу»

Н.П. Ульянов (1875-1949) - «Оркестр»

Н.П. Ульянов (1875-1949). «Оркестр». Исполнено в 1921 году. Холст, масло. 48х101 см. Тульский областной художественный музей

Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986. 

См. также:

среда, 24 июля 2013 г.

А.В. Куприн (1880-1960) - «Натюрморт»

А.В. Куприн (1880-1960). «Натюрморт». Исполнено в 1920 году. Холст, масло. 128х144 см. Тульский областной художественный музей

Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986.

См. также:

понедельник, 22 июля 2013 г.

Ф.П. Глебов (1914-1980). Иллюстрации к книге М. Пришвина «Весна света»

Художник Ф.П. Глебов (1914-1980). «Рассказы старого охотника». (Иллюстрация к книге М. Пришвина «Весна света».

Художник Ф.П. Глебов (1914-1980). «На осенней охоте». (Иллюстрация к книге М.Пришвина «Весна света».

Глебов, Фёдор Петрович (5.01.1914 - 1980) - живописец, член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР.
Родился и умер в Москве. Первоначальное художествен­ное образование получил в 1932-1936 в Московском ху­дожественном училище памяти 1905 года, где занимался у Н.П. Крымова. В 1936-1941 Глебов учился в Московском государ­ственном институте изобрази­тельных искусств, где его пре­подавателями были С.В. Гера­симов и А.А. Осмеркин.
В 1941 художник ушел добровольцем на фронт.
Дип­ломной работой стала картина «НА ФРОНТОВОЙ ДОРО­ГЕ» (1948). С этого времени началась активная творческая деятель­ность художника.
Первые годы он работал в книжной графике — иллюстрировал произведе­ния В. Каверина, Б. Горбатова, А. Фадеева, С. Михалкова и многих других авторов. За что союз писателей ему был очень благодарен, потому что книга с иллюстрациями гораздо больше привлекает читателей, особенно - детей.
Под влиянием Н.П.Крымова, с которым он дружил, Глебов все­рьез увлекся живописью. В пейзаже Глебов желал выразить как можно полнее чувства и переживания, возникшие от восприятия природы. В приро­де Глебова привлекало все — разные времена года, разное время суток, когда любое изме­нение делает один и тот же пейзаж своеобразным по состо­янию, освещению, по чувствам, которые он вызывает. Худож­ник всегда любил писать пей­зажи — завершенные по мыс­ли, строго скомпонованные и гармоничные. Его полотна со­зерцательны, в них раскрыта неторопливая жизнь природы. Ху­дожник много ездил по стране. Писал Севе­р, Крым, работал в Твер­ской и Мурманской областях, в Подмосковье, на Псковщине — в Пушкинском заповеднике. В 1960-х он не оставил без внимания так на­зываемый «суровый стиль»: картина «ЗИМА» (1968) ком­пактным расположением групп деревьев, почти черной нерасчлененной полосой леса вдали напоминает пейзажи художни­ков этого направления.
Однако Глебов скоро отошел от такого понимания пейзажа. Его боль­ше интересовала декоративная живопись, возможность соче­тать большие цветные плоско­сти с живописной гармонией, тончайшей выверенностью ко­лористических отношений. Од­на из самых впечатляющих картин «ЛЕТО» (1972) переда­ет состояние жаркого летнего дня на берегу небольшой реч­ки. Удивительной по общему строю можно назвать картину «ОСЕННИЙ ЛЕС» (1973). Узкая полоска воды у передне­го края, в которой мы видим отражение стволов, за ней, пламенеющий всеми оттенками желтого, ряд деревь­ев.
Особое место в творчестве Глебова занимает серия пейза­жей, посвященных пушкин­ским местам, где он работал в 1973 г. Серия знаменует новый этап творчества художника: ут­верждение монументальности в пейзаже, восприятие природы как величественного, мощного окружения человека, в котором он становится камертоном ее состояния. В картине «В МИ­ХАЙЛОВСКОМ» панорама открывается от веранды дома, колонны которого как бы окаймляют пейзаж, заставляя сосредоточить внимание на глубоком пространстве полей под высоким голубым куполом неба. Подобное панорамное изображение Глебов использо­вал и в других полотнах этой серии: «СОРОТЬ», «ОЗЕРО КУЧАНЕ». В этих работах, по­жалуй, наиболее ясно ощутимо зрелое мастерство художника, свободное владение средствами выразительности.
В течение своей творческой жизни Гле­бов участвовал в многочислен­ных выставках, первой из кото­рых была Выставка начинаю­щих молодых художников Мо­сквы в 1934 году. Этапной для ху­дожника стала персональная выставка в Москве в 1973 году.