понедельник, 29 июля 2013 г.

К.А. Коровин (1861-19349) - «Сараи»

К.А. Коровин (1861-19349). «Сараи». Холст, масло. 46х69 см. Тульский областной художественный музей

Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986.

См. также:

Константин Алексеевич Коровин

воскресенье, 28 июля 2013 г.

С.И. Васильковский (1854-1917)

С.И. Васильковский (1854-1917). «Отара»

С.И. Васильковский (1854-1917). «Хата в Мерефи»

С.И. Васильковский (1854-1917). «Ловят снеговика»  (? - по украински - «Ловлять снігура»)

См. также:

Сергей Иванович Васильковский

суббота, 27 июля 2013 г.

Н.А. Брейкш (1887-1967) - «Натюрморт с лимоном»

Н.А. Брейкш (1887-1967). «Натюрморт с лимоном»
Брейкш, Николай Антонович (10.01.1911 - 01.08.1972). Живописец.
Учился в отделе архитектуры Рижского государственного техникума. В 1937 году он закончил мастерскую видовой живописи В. Пурвитиса в Латвийской Академии искусств.
В 1939 – 40 годах художник работал учителем рисования в начальной школе Виляки, в 1940 – 41 годах – учителем математики и каллиграфии в экономическом техникуме Резекне, в 1941 – 42 годах – учителем рисования в 1-ой начальной школе Резекне. С 1945 года работал педагогом в Латвийской Государственной Академии художеств, с 1952 года доцент, с 1971 года – профессор.
В выставках Н. Брейкш участвовал с 1935 года. Персональная выставка в Риге (1971(72)), памятная выставка в Риге (1986).
В 1942 – 1945 годах художник был членом кооператива Изобразительного искусства. С 1944 года член Союза художников, в 1958 – 1960 годах член бюро секции живописцев, в 1960 – 1967 годах – заместитель председателя правления. Н. Брейкш был членом художественного совета и председателем (1959 – 63) в Художественном фонде. Также художник был членом комиссии экспертов в Министерстве Культуры и председатель комиссии Дней Искусства (1960). С 1971 года он Народный художник СССР

четверг, 25 июля 2013 г.

Отто Екабович Скулме (1889 - 1967)


О.Е. Скулме (1887-1967). «Гладиолусы»

О.Е. Скулме (1887-1967). «Сирень»

Скулме, Отто Екабович (1889 - 1967) - народный художник Латвийской ССР (1959), член-корреспондент АХ СССР (1954). Учился в студиях Я. Розентала в Риге (1906‒1907), Р. К. Жуковского и К. Ф. Юона в Москве (1907‒08), а также в училище Штиглица в Петербурге (1909‒14). Ректор АХ Латвийской ССР (1944‒61). Председатель правления Союза художников Латвийской ССР (1952‒53). Среди станковых произведений Скулме ‒ первые в латвийском. искусстве образцы историко-революционного жанра («Восстание каугурцев», 1945, Художественный музей Латвийской ССР, Рига). Являясь одним из ведущих мастеров латвийского театрально-декорационного искусства, Скулме оформил более 250 постановок в Художественном театре им. Я. Райниса в Риге («Огонь и ночь» Я. Райниса, 1947; Государственная премия СССР, 1947). Награжден 3 орденами, а также медалью. 

См. также:

Джемма Оттовна Скулме (род. 1925 г.)- «На лугу»

Н.П. Ульянов (1875-1949) - «Оркестр»

Н.П. Ульянов (1875-1949). «Оркестр». Исполнено в 1921 году. Холст, масло. 48х101 см. Тульский областной художественный музей

Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986. 

См. также:

среда, 24 июля 2013 г.

А.В. Куприн (1880-1960) - «Натюрморт»

А.В. Куприн (1880-1960). «Натюрморт». Исполнено в 1920 году. Холст, масло. 128х144 см. Тульский областной художественный музей

Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986.

См. также:

понедельник, 22 июля 2013 г.

Ф.П. Глебов (1914-1980). Иллюстрации к книге М. Пришвина «Весна света»

Художник Ф.П. Глебов (1914-1980). «Рассказы старого охотника». (Иллюстрация к книге М. Пришвина «Весна света».

Художник Ф.П. Глебов (1914-1980). «На осенней охоте». (Иллюстрация к книге М.Пришвина «Весна света».

Глебов, Фёдор Петрович (5.01.1914 - 1980) - живописец, член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР.
Родился и умер в Москве. Первоначальное художествен­ное образование получил в 1932-1936 в Московском ху­дожественном училище памяти 1905 года, где занимался у Н.П. Крымова. В 1936-1941 Глебов учился в Московском государ­ственном институте изобрази­тельных искусств, где его пре­подавателями были С.В. Гера­симов и А.А. Осмеркин.
В 1941 художник ушел добровольцем на фронт.
Дип­ломной работой стала картина «НА ФРОНТОВОЙ ДОРО­ГЕ» (1948). С этого времени началась активная творческая деятель­ность художника.
Первые годы он работал в книжной графике — иллюстрировал произведе­ния В. Каверина, Б. Горбатова, А. Фадеева, С. Михалкова и многих других авторов. За что союз писателей ему был очень благодарен, потому что книга с иллюстрациями гораздо больше привлекает читателей, особенно - детей.
Под влиянием Н.П.Крымова, с которым он дружил, Глебов все­рьез увлекся живописью. В пейзаже Глебов желал выразить как можно полнее чувства и переживания, возникшие от восприятия природы. В приро­де Глебова привлекало все — разные времена года, разное время суток, когда любое изме­нение делает один и тот же пейзаж своеобразным по состо­янию, освещению, по чувствам, которые он вызывает. Худож­ник всегда любил писать пей­зажи — завершенные по мыс­ли, строго скомпонованные и гармоничные. Его полотна со­зерцательны, в них раскрыта неторопливая жизнь природы. Ху­дожник много ездил по стране. Писал Севе­р, Крым, работал в Твер­ской и Мурманской областях, в Подмосковье, на Псковщине — в Пушкинском заповеднике. В 1960-х он не оставил без внимания так на­зываемый «суровый стиль»: картина «ЗИМА» (1968) ком­пактным расположением групп деревьев, почти черной нерасчлененной полосой леса вдали напоминает пейзажи художни­ков этого направления.
Однако Глебов скоро отошел от такого понимания пейзажа. Его боль­ше интересовала декоративная живопись, возможность соче­тать большие цветные плоско­сти с живописной гармонией, тончайшей выверенностью ко­лористических отношений. Од­на из самых впечатляющих картин «ЛЕТО» (1972) переда­ет состояние жаркого летнего дня на берегу небольшой реч­ки. Удивительной по общему строю можно назвать картину «ОСЕННИЙ ЛЕС» (1973). Узкая полоска воды у передне­го края, в которой мы видим отражение стволов, за ней, пламенеющий всеми оттенками желтого, ряд деревь­ев.
Особое место в творчестве Глебова занимает серия пейза­жей, посвященных пушкин­ским местам, где он работал в 1973 г. Серия знаменует новый этап творчества художника: ут­верждение монументальности в пейзаже, восприятие природы как величественного, мощного окружения человека, в котором он становится камертоном ее состояния. В картине «В МИ­ХАЙЛОВСКОМ» панорама открывается от веранды дома, колонны которого как бы окаймляют пейзаж, заставляя сосредоточить внимание на глубоком пространстве полей под высоким голубым куполом неба. Подобное панорамное изображение Глебов использо­вал и в других полотнах этой серии: «СОРОТЬ», «ОЗЕРО КУЧАНЕ». В этих работах, по­жалуй, наиболее ясно ощутимо зрелое мастерство художника, свободное владение средствами выразительности.
В течение своей творческой жизни Гле­бов участвовал в многочислен­ных выставках, первой из кото­рых была Выставка начинаю­щих молодых художников Мо­сквы в 1934 году. Этапной для ху­дожника стала персональная выставка в Москве в 1973 году.

воскресенье, 21 июля 2013 г.

А.Г. Венецианов - «Крестьянский мальчик» из собрания Омского музея

А.Г. Венецианов (1780-1847). «Крестьянский мальчик». Холст, масло. 47х36 см. Омский музей изобразительных искусств

Открытка из набора «Омский музей изобразительных искусств. Выпуск первый». «Изобразительное искусство» Москва. 1985.

См. также:

Александр Гаврилович  Венецианов

Омский музей изобразительных искусств — один из богатейших и самых старых музеев в Сибири. Первая экспозиция музея (тогда еще картинной галереи Западно- Сибирского краевого музея) открылась в 1924 году. В начале двадцатых годов сюда было передано много произведений отечественного и западноевропейского искусства из государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда, из бывших дворцовых и крупных частных собраний. В настоящее время коллекции музея — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство — включают в себя около шести тысяч экспонатов.

Данная подборка открыток знакомит с произведениями русской живописи XIX — начала XX века.

Одно из значительных произведений в собрании — «Крестьянский мальчик» кисти А. Г. Венецианова. Искусство этого художника открыло истинную поэзию в по­вседневном быте русской деревни. В облике изображенного мальчика, как и в дру­гих крестьянских образах Венецианова, подчеркнуты благородство и нравственная красота. Точно передано состояние легкой задумчивости подростка. Дополняющий характеристику жест изящной руки написан по правилам академической школы и несколько манерен.

Работами крупнейших мастеров второй половины XIX века представлена в музее русская пейзажная живопись. Творчество И. И. Шишкина стало важным шагом на пути демократизации русского пейзажного жанра. Его поздний, написанный в 1894 году пейзаж «Старые липы» раскрывает лирическую сторону дарования художника, его интерес к передаче световоздушных эффектов.

Ф.А. Васильев сумел наполнить свое полотно «Пейзаж(Крестьяне с лодкой у берега)» (1868), написанное им в восемнадцатилетнем возрасте, ощущением дви­жения жизненных Сил в природе. Живописное решение пейзажа с контрастами света и теней, сиянием красок станет определяющим для последующих его работ, в которых скромные мотивы родной природы получат эмоционально-художествен­ное воплощение.

В картинах И.И. Левитана запечатлен обобщенный образ русской природы. Пейзаж «Осень. Усадьба» (1894) Левитан писал в имении своих знакомых. Образ­ный строй этого произведения проникнут элегическим настроением природы, охва­ченной печалыо увядания.

Значительную часть обширного наследия И.Е. Репина составляют портреты. Остро выявлено индивидуальное своеобразие личности в портрете Леонида Андре­ева. Л. Н. Андреев в последний период жизни жил недалеко от Куоккалы и был частым гостем репинских «Пенат»; там и писал Репин его портреты — в 1904 и 1905 годах. Художественные приемы, которыми пользуется мастер, сообщают ком­позиции динамику и напряженность и помогают раскрыть сложность духовного мира писателя. В образе Леонида Андреева художник сумел верно отразить душев­ное состояние значительной части русской интеллигенции в начальный период революции 1905 года, воспринявшей революцию как стихийный бунт.

В жанре портрета с наибольшей полнотой раскрылось многогранное дарование В. А. Серова. Продолжатель традиций Репина, Серов передает в «Портрете неиз­вестной» (1895) тончайшие душевные движения. Уверенность и темпераментность линии и благородство звучного колорита усиливают выразительность женского образа.

Жанровая живопись в XIX веке получила принципиально новую трактовку у передвижников. В обыденном мотиве сцены «У часовни (Нищие на церковной паперти)» (1883) Н.А. Касаткина звучат ноты обличения и горького сострадания.

В идиллическом плане писал «бытовые» сцены из античной жизни Г.И. Семирадский, представитель академической школы, мастер пышных зрелищных поло­тен. Такова его композиция «Рим. Деревня», изображающая молодых женщин с детьми, направляющихся к роднику. Звучные краски, высветленная цветовая гамма с яркими пятнами солнечных бликов передают атмосферу жаркого италь­янского полдня.

Гордостью музейной коллекции являются произведения М.А. Врубеля. Это деко­ративные панно-плафоны, предназначавшиеся для украшения богатого москов­ского особняка. Созданные в 1890-е годы, когда особенно сильно проявился дар Врубеля как декоратора и в живописи и в прикладном искусстве, плафоны выра­жают его мироощущение. Художник не находит красоты и гармонии в социальной жизни и обращается к изображению природы. Лепестки роз и орхидей сияют в его панно подобно драгоценным камням. Асимметрия композиции и словно гране­ные мазки, лепящие форму цветов, вносят в эти произведения характерный для Врубеля драматизм.

Живопись начала XX века характеризуют активный поиск новых выразитель­ных средств, экспериментаторство, заимствование приемов из других областей искусства; взаимовлияния и противоборство многочисленных художественных группировок.

Пленэрные задачи решали и Д. А. Щербиновский в картине«Ампир» (1904) и Б.М. Кустодиев в портрете дочери «У окна» (1910). В поэтическом строе полотна Щербиновского чувствуется влияние его друга К. А. Коровина. Фигура женщины, сидящей на террасе дома, кажется окутанной сгетсм и воздухом свежего майского дня. В кустодиевской работе ощущается тенденция к декоративности форм и симво­лическому подтексту в духе «Мира искусства».

Реальный образ природы получает свое поэтическое претворение в композиции «Павлин» (1907) М. Ф. Ларионова. В желании превратить изображение в некое прекрасное сказочное видение автор сближается с творческими установками объ­единения «Голубая роза».

Поэтическая созерцательность при плоскостно-декоративной манере письма свой­ственна П. В. Кузнецову в его работе «Натюрморт с подносом» (1913).

В картине «Три сестры на диване (Н., Л. и Е. Самойловы)» (1911) И.И. Машко­ва, входившего в группу «Бубновый валет», заметно увлечение народным искус­ством с его юмором, грубоватостью форм, звучностью красок. Появление подоб­ных декоративных портретных композиций было связано у художника с проте­стом . против психологической усложненности декадентствующего искусства. Твор­чество Машкова всегда было отмечено красочной экспрессией и жизнеутверждаю­щим содержанием.

Высокая культура живописного мастерства репродуцированных в данном изда­нии произведений может свидетельствовать о художественной ценности обширной коллекции Омского музея изобразительных искусств.

И. Девятъярова

См. также:

 Омский областной музей изобразительных искусств