Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1236-1892 г.:
Водворение христианства в Киеве
Картина В.П. Верещагина
Прекрасная картина г. Верещагина вводит нас в самую сущность одного из величайших событий древней истории России – водворения христианства. Художник понял это событие своеобразно и глубоко; момент, выбранный им, представляет нам не самое крещение в Киеве, а одну из тех предварительных сцен, когда христианские пастыри, повергнув и уничтожив языческие кумиры, проповедывают истины христианства и тем приготавливают народ к принятию крещения. Местность – Киев близ Днепра; величавая река видна слева, на втором плане; тут же на берегу разломанная деревянная кумирня с поверженным на землю кумиром. По другую сторону, на каменной возвышенности, поставлен амвон и рядом с ним громадный крест. Как бы господствующий над всей сценой. У амвона стоит священник и проповедывает с поднятой к небу рукой; его окружает народ, расположившись в живописных и непринуждённых группах. Все с вниманием слушают проповедь, одни – с любопытством и интересом, как нечто новое, никогда прежде неслышанное, другие – с раздумьем и сосредоточенностью. В особенности хорошо удались талантливому художнику дети, составляющие почти особую группу с левой стороны; на этих молодых лицах светится какая-то особенно глубокая вдумчивость. Видно, что зерно христианства, брошенное проповедником, глубоко западает в их отроческую душу и со временем принесёт обильный плод христианского подвижничества. Хороши также и некоторые типы женщин. Особенность картины заключается в строгом, несколько идеализированном, благородстве лиц, всех без исключения. Совершенно очевидно, что художник, задумав олицетворить в пластических формах это великое событие, вовсе не намеревался написать в строгом смысле этого слова; в ней нет ничего обыденного, вульгарного; каждая подробность носит на себе как бы отпечаток этой величавой сцены и придаёт картине ту общность и единство впечатления, которые оставляются в зрителе только картинами великих художников. «Водворение христианства в Киеве» считается всеми знатоками живописи одной из лучших картин В.П. Верещагина, нынешнего профессора исторической живописи в Императорской академии художеств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий