|
Konstantin Gorbatoff (1876-1945). A winter's day. 1934 - Константин Горбатов (1876-1945). Зимний день. 1934 |
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:
"Горбатов, Константин Иванович (1876-1945) - живописец и график. Учился в Академии художеств у А.А. Киселёва и Н.Н. Дубовского. На выставках с 1905 г. (академия художеств, Общество русских акварелистов). С 1912 г. - экспонент, с 1917 го - член Товарищества передвижных художественных выставок. Писал пейзажи русской провинции и жанровые картины. В 1905-1906 гг. рисовал для петербургских сатирических журналов. В 1924 г. уехал в Италию, с 1928-го жил в Берлине. Его произведения имеются в Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, музеях Барнаула, Владимира, Волгограда, Истры, Краснодара, Перми, Рыбинска, Севастополя, Сочи, Тюмени, Ульяновска, Одессы, Риги".
|
Konstantin Gorbatoff (1876-1945). Amalfi - Константин Горбатов (1876-1945). Амальфи |
|
Konstantin Gorbatoff (1876-1945). Fishing village, Capri - Константин Горбатов (1876-1945). Деревня рыбаков. Капри |
|
Konstantin Gorbatoff (1876-1945). Jerusalem - Константин Горбатов (1876-1945). Иерусалим |
|
Konstantin Gorbatoff (1876-1945). Last rays of summer - Константин Горбатов (1876-1945). Последние лучи лета |
|
Konstantin Gorbatoff (1876-1945). Last rays of summer - Константин Горбатов (1876-1945). Последние лучи лета |
|
Konstantin Gorbatoff (1876-1945). SCARBOROUGH - Константин Горбатов (1876-1945). Скарборо |
|
Konstantin Gorbatoff (1876-1945). The harbour - Константин Горбатов (1876-1945). Гавань |
Великолепную и необычайно масштабную картину «Гавань» Константин Горбатов завершил в год своего выпуска из Санкт-Петербургской Академии художеств. К тому времени – к 1911 году – художник уже выработал свой, ни на кого не похожий стиль, которого в дальнейшем придерживался на протяжении всей своей карьеры. Он сам сформулировал простое правило: «Надо делать свою работу, только свою, никому не подражая – просто искать свой путь. Это главное» (Цит. в: Е. Дуванова, «Константин Горбатов», Москва, 2008, стр. 10). Очевидный талант Горбатова получил признание в том же году, когда художник завоевал золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене.
Горбатов родился в 1876 году в Самарской области, в Ставрополе. С ранних лет он проявлял способности к рисованию. Подробности его биографии до обидного скупы; известно только, что до поступления в Академию он жил с 1896 по 1903 годы в Риге; сначала он поступил на архитектурный факультет, и только потом перешел на живопись. Как предполагает Елена Дуванова в изданной в 2008 году монографии, то короткое время, проведенное Горбатовым за изучением архитектуры, благотворно повлияло на его живописное творчество, в котором фигурирует много строений – от древнерусских церквей провинциальных городков до Исаакиевского собора в Петербурге и Дворца Дожей в Венеции.
Настоящая работа, приобретенная прадедами нынешних владельцев, всегда считалась в семье изображением одного из видов Одессы. Однако нет никаких доказательств этому мнению; а поскольку Горбатов был влюблен в маленькие российское города – Псков. Новгород, Вологду. Углич – вполне вероятно, что основой сюжета этой картины послужил образ одного из северных городов. Как писал Исаак Бродский (1884-1939): «Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов. Взрослым, когда он считал чуждым для себя все, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки (там же, стр. 22).
Несмотря на то что Горбатов представлял свои картины на некоторых поздних выставках передвижников, живость и радостный настрой его произведений значительно отличает его от соотечественников. Максим Горький (1868-1936) восхищался живописью Горбатова и его товарищей именно за это. Он писал Бродскому: «К.И. Горбатов написал чудесные работы, мне они невероятно нравятся […] Вообще я испытываю глубокое чувство радости, глядя на картины этих людей и очень их люблю – хорошие люди. Я вправду верю, что они привнесут много солнца, света и красоты искусства в безрадостную российскую жизнь. Великолепные люди!» (там же, стр. 17-18). «Гавань» – прекраснейший из всех экземпляров работ Горбатова, которые когда-либо поступали в аукционную продажу Christie’s. Она со всей силой выражает глубокую любовь художника к родине. Не в силах заработать на жизнь после революции 1917года, в 1922 году художник вместе с женой покинул Россию; они долго скитались, пока не осели в Германии. Как и многие другие соотечественники, вынужденные жить за границей в первой половине ХХ века, Горбатов долгое время после эмиграции настойчиво избирал русские мотивы для своих сюжетов. Если творчество таких художников как Константин Коровин (1861-1939) и Филипп Малявин (1869-1940) в разной степени пронизано ностальгией, в которой отражены тяготы жизни вдали от родины, «Гавань» имеет то преимущество, что Горбатов пишет русский город, окрашенный в оптимистические цвета, характерные для талантливого художника, начинающего свою живописную карьеру.
|
Konstantin Gorbatoff (1876-1945). View of Amalfi in the morning light - Константин Горбатов (1876-1945). Вид Амальфи при утреннем свете |
|
Konstantin Gorbatoff (1876-1945). View of Piazza San Marco - Константин Горбатов (1876-1945). Вид на площадь святого Марка |
|
Konstantin Gorbatoff (1876-1945). View of Venice . 1923 - Константин Горбатов (1876-1945). Вид Венеции. 1923 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий