четверг, 15 ноября 2007 г.
среда, 14 ноября 2007 г.
ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение)
Перелесок. 1872 г. (на 2-й передвижной выставке картина была экспонирована под названием "Полдень"). Холст, масло. 121х207 см. Иркутский художественный музей. |
По размерам это одно из самых больших полотен в творчестве Шишкина. На нем изображена окруженная рощей поляна, на которой под лучами летнего солнца пасется стадо. Радует даль и широта запечатленного пейзажа.
Произведение не вошло в число основных творений живописца, но, между тем, И. Н. Крамской находил картину «лучше его прежних», а, следовательно, в том числе и «Соснового бора». Подобное суждение относилось к живописным качествам произведения, действительно превосходящим все им предшествующее в творчестве пейзажиста. Тот же Крамской, назвав картину «Сосновый бор» одним из «замечательнейших произведений русской школы», однако тут же отметил, что «это, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись».
Внимательно прислушиваясь к товарищеской критике, И. И. Шишкин приступил в 1872 году к упорному совершенствованию колорита своих произведений, осознав его место в ряду важнейших средств, с помощью которых художник должен эмоционально и ярко отображать полюбившиеся ему картины родной природы.
История создания полотна «Полдень» разбивает лживые утверждения модернистов о том, что передвижники интересовались только содержанием произведений и совершенно пренебрегали выразительными средствами изобразительного искусства.
Лесная глушь. 209х161 см. Холст, масло. 209х161 см. Государственный Русский музей |
«Царем леса» называли художника Шишкина в современных ему газетах и журналах. Он был непревзойдённым мастером лесного пейзажа.
В этом свойстве своего дарования И. И. Шишкин блестяще проявил себя и в картине «Лесная глушь». В ней живописец изобразил глухомань лесных дебрей. Куда ни взглянешь, всюду возвышаются прямые и тесно сгрудившиеся деревья, только в центре образовалась небольшая прогалина, да за ней, в глубине, обрамленная со всех сторон, просвечивает полянка. Свет с трудом пробивается через плотно переплетенные ветви.
На земле — нагромождения заплесневевшего валежника и поросшего мхом бурелома. В их окружении поблескивает лесное болотце со стоячей водой... Повсюду угадываются следы жестокой борьбы растений за существование — за свет, за воздух, за тепло. Особенно выразительны искривленная тоненькая березка на переднем плане и сломанная давней бурей, безжизненно повисшая, высохшая, но еще не оторвавшаяся от ствола верхушка рева — в глубине... С болотца улетает вспугнутая лисицей дикая утка...
Эта лесная чащоба отвечает народным представлениям о глухих уголках русский земли. «Густой, точно очарованный, дремлющий, полный дикой прелести стоит лес, обдавая вас каким-то отдаленным чувством какого-то неясного желания и безотчетной робости»,— писал об этой картине один из рецензентов передвижной выставки. За «Лесную глушь» И. И. Шишкину было присвоено звание профессора.
На покосе в дубовой роще. 1873 г. Холст, масло. 103х167. Картинная галерея Государственного музей Татарской АССР. Казань
Сосновый бор. 1872 г. Холст, масло. 117х165 см. Государственная Третьяковская галерея |
Если А. К. Саврасов был основоположником национальной лирической пейзажной картины, то И. И. Шишкин положил начало реалистическому эпосу в демократической пейзажной живописи.
В 1865 году И. И. Шишкину дали звание академика, в конце 60-х годов даже выдвигались планы поставить его во главе пейзажного класса, проектировавшегося в Академии художеств. Войдя в основное ядро мастеров, создавших Товарищество, живописец активно выступил на первой передвижной выставке, показав на ней три произведения, а затем дополнительно экспонировал уже на маршруте картины «Березовая роща» и «Сосновый бор».
Полотно «Сосновый бор» выполнялось на премию Общества поощрения художеств, причем главным «соперником» мастера стал его любимый ученик Ф. А. Васильев, представивший произведение «Мокрый луг». Их работы оказались настолько совершенными по своему художественному образу и в то же время противоположными по направлению — эпос у одного художника и лирика у второго,— что в Обществе поощрения художеств даже встал вопрос об изыскании возможностей к присуждению двух первых премий.
Произведение И. И. Шишкина во всей полноте раскрывало идею обилия и богатства русской природы. Характерно, что живописец намеревался первоначально назвать его «Мачтовый лес в Вятской губернии», чтобы самим наименованием картины сразу же внушить зрителю мысль о богатстве нашей страны такими видами леса, которые могут составить силу и мощь государства.
Ярлыки:
19 век,
пейзажист,
русская школа,
ШИШКИН
Серов Валентин Александрович - рисунки, этюды (продолжение)
Венера перед зеркалом. 1890-е гг. Акварель с картины Тициана 1565 года. бумага, акварель. 54,2х44,8 см. Государственная Третьяковская галерея
Дон Кихот и Санчо Панса. Акварель. 1885 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Портрет детей Боткиных. 1900 г. Бумага, графитный карандаш. 54х40 см. Государственная Третьяковская галерея
Ярлыки:
19-20 век,
Мамонтова,
русская школа,
СЕРОВ В.А.,
Шаляпин
вторник, 13 ноября 2007 г.
Серов Валентин Александрович - иллюстрации к басням И.А. Крылова - продолжение
Волк и Журавль. бумага, графитный карандаш, тушь, перо. 21,8х33 см. Государственная Третьяковская галерея
Волк и Пастухи. Бумага, графитный карандаш, тушь, белила, акварель, кисть. 22,2х35,7 см. Государственная Третьяковская галерея
Ярлыки:
русская школа,
СЕРОВ В.А.
АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович - русский художник-маринист (продолжение)
Кораблекрушение. 1876 г. Холст, масло. 132х170. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
Кораблекрушение. 1873г. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского (Возможно, что это на этой открытке помещена та же самая картина, что и на предыдущей, однако, учитывая, что на ней указан другой год написания картины, я решил поместить и её)
Кораблекрушение. Государственная Третьяковская галерея
Ярлыки:
19 век,
АЙВАЗОВСКИЙ,
маринист,
русская школа
Подписаться на:
Сообщения (Atom)