пятница, 23 ноября 2007 г.

Остроумова-Лебедева, Анна Петровна, русский живописец и гравер (продолжение)

В 1971 году исполняется сто лет со дня рождения известной русской художницы Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой (1871—1955).
Начав профессиональное образование в художествен­но-промышленном училище Штиглица, продолжив его в Академии художеств, в классах И. Е. Репина и В. В. Матэ, Остроумова-Лебедева избрала для себя в искусстве путь гравера. Это был смелый и очень ответственный шаг, если вспомнить, насколько трудна работа ксилографа, и если представить себе состояние деревянной гравюры того времени.
Ко второй половине XIX века ксилография уже утрати­ла значение самостоятельного вида искусства и существова­ла, в основном, как способ репродуцирования. Гравер становился зависимым от воспроизводимого оригинала, утрачивая свой собственный язык. Поэтому, когда появи­лись фотомеханические способы печати, гравюра оказа­лась под угрозой гибели. На рубеже XIXXX веков Остроумова-Лебедева возродила русскую ксилографию к жизни, заставив ее говорить на своем собственном языке, высокохудожественном и эмоционально выразительном. Особенно значительны заслуги художницы в области цветного эстампа. Здесь колористический дар Остроумо­вой соединился с ее тяготением к композиционной стро­гости и изысканности рисунка. В этом плане много дали художнице занятия в мастерской Уистлера в Париже. Сближение с группой молодых художников, будущих основателей объединения «Мир искусства», их личная дру­жба и общность творческих интересов имели решающее воздействие на вкусы Остроумовой.
Выступив как новатор в области деревянной гравюры, Остроумова создала свой собственный стиль в ксилографии, определив своим творчеством пути ее развития в России в начале XX века. Язык гравюр ее всегда эмоционален, ясен и строг. Она прекрасно владела выразительностью силуэта, ритмом линий, контрастами черного и белого, обобщенными цветовыми плоскостями. Годы, отданные гравюре, воспитали глаз и руку художницы, приучили к композиционной строгости, отточенности формы, к лаконизму и обобщенности художественного языка.
Вторым творческим увлечением художницы была акварельная живопись. Остроумову можно считать одним из ведущих мастеров акварели начала XX века.
Гравюра и акварель - две грани художественного дарования Остроумовой. Они взаимно вдохновляли и обогащали друг друга. Акварель давала возможность самого непосредственного общения с натурой, помогая уловить трепет жизни в тончайших цветовых соотношениях, не утрачивая полноты живописного восприятия мира. Гравю­ра учила осмысленному синтезу первых натурных впечат­лений. Несомненно, работа в гравюре наложила отпечаток на стиль и характер акварельной живописи Остроумовой. Все, что ценила художница в деревянной гравюре — сжа­тость и краткость выражения, немногословие, беспощад­ную определенность и четкость линий, — все это, безусловно, сказалось и в ее акварельной манере.
В отличие от многих своих современников, Остроумова хранила в чистоте акварельную технику, находя привлекательность акварели «в легкости и стремительности мазка, в быстром беге кисти, в прозрачности и яркости красок». Акварель была постоянной спутницей в путешествиях Остроумовой. Так возникли большие циклы, посвященные Финляндии, Италии, Голландии, Испании, Крыму и Кавказу.
Первые пробы в акварели были связаны с подготовкой цветной ксилографии. Остроумова делала карандашные рисунки, подцвечивая их акварелью. Раскладывая цвет на составные части, расчленяя его для каждой отдельной доски, художница искала единого цветового ключа, отбрасывая случайное и нехарактерное. Поэтому ранние листы, такие, как акварели, написанные в Финляндии (1908), очень графичны и их язык близок языку цветной гравюры. С 1910-х годов художница особенно много работает в акварели. В это время рождаются великолепные листы из путешествий по Италии (1911), Голландии (1913) и Испании (1914). Постепенно меняется акварельная манера Остроумовой. От графичности ранних работ она переходит к чистой живописи цветом. Ее палитра становится богаче, а мазок шире и сочнее.
Как в гравюре, так и в акварели, главной темой Остроумовой был городской пейзаж. Ей удивительно точно удавалось угадывать характер города в едва уловимом ритме архитектурных форм, в определенном, только ему присущем колорите. Каждый ее цикл отличается своеобразным цветовым решением. В дневниковых записях художница оставляла «литературные портреты» тех мест, в которых бывала. В них — необыкновенная точность найденных слов, совпадающих с ее живописными образами.
Тихо глядит в зеркало каналов Венеция, погруженная в легкую туманную дымку. Черное кружево рисунка, набросанного бархатистым итальянским карандашом, в сочетании с тончайшими градациями серого создает изысканную серебристо-жемчужную гамму, благородную и сдержанную.
Совсем по-иному выглядит Амстердам — в черно-коричневой гамме, с черепичными крышами домов, с темно-зелеными купами деревьев вдоль каналов — город с размеренным укладом жизни, тихий и уютный.
По-настоящему живописный темперамент художницы раскрылся в акварелях испанского цикла, написанных с особой полнозвучностью, в мажорном цветовом ключе. Испания — выжженная зноем, с медно-красными реками, песчаными откосами, сине-зелеными рощами олив — образ вечной природы, суровой и могучей.
Но, пожалуй, самым близким художнице был образ ее родного города — Петербурга—Петрограда—Ленинграда. Эта тема проходит лейтмотивом через все творчество Остроумовой с первых ее шагов в искусстве до последних дней. Она увидела его по-своему, по-остроумовски, воссоздала своим, особым языком. Она сумела заглянуть в душу этого города, строгого и изысканного в своей красоте, сумела понять его характер в созданных природой и человеком ритмах и цветовых соотношениях, почувствовать его настроение в разное время года. В гравюрах и акварелях Остроумовой проходит перед нами образ города в разные периоды его жизни. Петербург белых ночей, загадочный, подернутый прозрачной пеленой, близкий пушкинской поэзии. Таким мы видим его в ранних гравюрах 1910-х годов. Здесь и Летний сад зимой с прихотливым узорочьем черных ветвей, и каналы, отражающие кружево решеток. В этих листах — торжественность и строгость северного города, его вечная, непреходящая красота. Революционный Петроград, праздничный и мажорный, Ленинград зимний, опушенный розоватым инеем, и весенний, тающий в лиловатой дымке распускающихся деревьев.
Будучи по своему природному дару пейзажистом, Остроумова пробовала свои силы в портрете. В 1930-х годах она создала галерею портретов художников, артистов, писателей, людей творческого труда. Но все-таки ярче всего остроумовский талант раскрылся именно в городском пейзаже, с его внутренней организацией. Даже в чистом пейзаже Остроумова всегда подчеркивает архитектонику и упорядоченность природы. Таковы акварельные листы, написанные в любимом ею Павловске. Они стали классическими, составив особую лирическую тему в творчестве художницы.
Остроумова-Лебедева прожила долгую жизнь в искусстве. Начав творческий путь в самом начале нашего века с художниками «Мира искусства», она встретила Октябрьскую революцию зрелым мастером, продолжая активно работать. В тяжелые дни ленинградской блокады Остроумова-Лебедева не покидала родного города, работая в это время над своими «Автобиографическими записками». Она закончила свой путь признанным мастером советского искусства, народным художником РСФСР. Более полувека отдала художница творчеству, оставив людям искусство, полное мужества и большой поэзии.
Е. Плотникова


Колонны Казанского собора. 1903 г. Государственный Русский музей
Ленинград. Острова Кирова ранней весной. 1937 г. Акварель, бумага. 62х47 см. Государственный Русский музей
Пункахарну. Два островка и берёзки. 1908 г. Акварель. Государственный Русский музей
Весенний мотив. 1904. Гравюра на дереве.
Летний сад зимой. 1902 г. Гравюра на дереве
Сеговия. Вид на Альказар (Испания) 1915 г. Акварель, гуашь. Государственная Третьяковская галерея
Финляндия под голубым небом. 1900. Гравюра на дереве.
Горный институт. 1909 г. Государственный Русский музей
Вид на Кисловодск. Акварель. 1923 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Ленинград. Вид с Троицкого (ныне Кировского) моста. 1926 г. Государственный Русский музей
Павловск. 1945 г. Акварель. Калининская областная картинная галерея
Павловск. Вольер. 1922 г. Акварель, бумага. 34х50. Государственный Русский музей

четверг, 22 ноября 2007 г.

Серов Валентин Александрович (продолжение)

Похищение Европы. На сюжет из мифологии. 1910 г. Темпера. 71х98. Государственная Третьяковская галерея
Похищение Европы. Эскиз. 1910 г. Бумага, графитный карандаш. 23,5х31,2 см. Государственный Русский музей
Натурщица. Этюд к картине "Похищение Европы". Государственный Русский музей
Натурщица. Темпера. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея
Ели. Харьковский государственный музей изобразительных искусств
Зима в Абрамцеве
Деревенский пейзаж. Этюд. Музей-квартира И.И. Бродского. Н.И. музея Академии художеств СССР
Сирень. Частное собрание
Одиссей и Навзыкая. Государственная Третьяковская галерея
Яблоки и листья. Музей "Абрамцево"
Портрет Красильщиковой
Мика Морозов. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея

среда, 21 ноября 2007 г.

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение)

На лесной меже. 1878 г. Офорт
Рейзаж. 1893 г. Холст, масло. 137х101. Государственный Русский музей
Этюд с натуры. (Пейзаж). 1895 г. Государственный Русский музей
Лесная речка. Сиверская. 1876 г. Графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Дорога в лесу. Кама близ Елабуги. 1895 г. Горьковский государственный художественный музей
Травки. 1892 г. Государственный Русский музей
Дубы в Старом Петергофе. Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР
Осень. 1892 г. Государственная картинная галерея Армении (Ереван)
В лему Мордвиновой. 1891 г. Государственная Третьяковская галерея

вторник, 20 ноября 2007 г.

Маковский Александр Владимирович (1869-1924)

Маковский Александр Владимирович (1869-1924). Сын художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского. Получил известность как портретист, жанрист и пейзажист. С 1890 года – член Московского Общества Художников. Учился в Императорской Академии Художеств с 1894 по 1895 год и в Московском Училище Живописи Ваяния и Зодчества, по окончании которого получил большую золотую медаль и звание художника. Преподаватель-руководитель курсов при Академии Художеств с 1898года. С 1911 - академик Академии Художеств. В 1913 - профессор-руководитель классов высшего художественного училища при Академии Художеств.
Сотрудничал с журналом Лукоморье. В начале 20 века работы его появляются, главным образом, на выставках товарищества передвижников, санкт-петербургского «Товарищества художников», «Московского товарищества художников». Живописец, график, иллюстратор. Для работ Маковского, зачастую соединявших элементы пейзажного и бытового жанров в духе «московской школы» конца 19 – начала 20 веков, были характерны тонкая поэтичность и натурная наблюдательность, стремление к неярким сгармонированным тонам. Наиболее известен портретами современников. Писал художник и натюрморты. Его работы хранятся во многих музейных и частных собраниях.
Автопортрет. 1908 г. Собрание семьи художника
Портрет художника В.В. Волкова. 1914 г. Собрание семьи художника
Портрет императрицы Александры Федоровны
Базарный день в Плёсе. 1919-1921 гг. Частное собрание
Обрыв. 1918 г. Собрание семьи художника
Лошади. Раннее утро. 1918 г. Собрание семьи художника
Рыбалка. 1915 г. Собрание семьи художника
Рада в Малороссии. 1922 г. Собрание семьи художника
Стадо на реке. 1922 г. Собрание семьи художника
Лесной человек. 1922 г. Собрание семьи художника
У парома. 1924 г. Собрание семьи художника
Пастушки. 1919 г. Собрание семьи художника
На облаву. 1916 г. Собрание семьи художника
Гуси. 1924 г. Собрание семьи художника
Осень. У колодца. 1918 г. Собрание семьи художника

Другие работы художника:

Художники-однофамильцы: Маковские

понедельник, 19 ноября 2007 г.

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение)

Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке. 1886 г. Холст, масло. 91х162 см. Государственная Третьяковская галерея
На XIV передвижной художественной выставке Иван Иванович Шишкин выступил уже собственно единственным представителем передвижнического пейзажа «первого призыва». 1886 год был годом смерти последних из этой плеяды — Л. Л. Каменева и С. Н. Аммосова. В 1883—1885 годах начинает экспонироваться у передвижников «молодая поросль»: А. М. Васнецов. Н. Н. Дубовской, И. И. Левитан, С. И. Светославский, А. Н. Шильдер, И. С. Остроухов, И. И. Ендогуров. Новое поколение демократической пейзажной школы в своем формировании прочно опиралось на фундамент предшествующих достижений передвижников, в том числе — И. И. Шишкина, выработавшего свой метод создания реалистического пейзажа, складывающейся из пристального, доходящего почти до научного изучения внутренней жизни растительного мира, точного, не допускающего никакой приблизительности, рисунка, глубокого ощущения пластической формы. Картина «Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке» в достаточной степени демонстрирует эти принципы. Для самого художника она имела вспомогательное значение; он искал пути к созданию большого полотна «Дубовая роща», образа обобщенного, эпического, раскрывающего мощь и красоту природы.
Утро в сосновом лесу. 1889 г. (Медведи на картине написаны художником Савицким Константином Анатольевичем). Государственная Третьяковская галерея
Мордвиновские дубы. 1891 г. Холст, масло. 83х110 см. Государственный Русский музей
Верхушки сосен, освещенные солнцем. 1890-е гг. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького
Поляна в лесу. 1889 г. Куйбышевский городской художественный музей
Этюд с натуры. 1890 г. Холст, масло. 34х59. Государственный Русский музей
"На севере диком". 1890 г. Государственная Третьяковская галерея
"На севере диком" 1891 г. Киевский государственный музей русского искусства
На песчаном грунте. Холст, масло. 33х58. Государственный Русский музей
За грибами. 1879 г. Холст, масло 87х56. Государственный Русский музей