среда, 28 ноября 2007 г.
вторник, 27 ноября 2007 г.
Николай Николаевич ГЕ - русский художник 19 века (продолжение)
Виноградник в Вико. 1858 г. бумага, накл. на холст, масло. 45х38 см. Государственная Третьяковская галерея
Тайная вечеря. 1866 г. Холст, масло. 66,5х89,6 см. Государственная Третьяковская галерея |
Н. Н. Ге принадлежал к числу организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Ко времени организации Товарищества он был вполне зрелым и известным художником. К 1863 году относится создание Ге большого полотна «Тайная вечеря». Появление этой картины было отмечено как одно из значительных явлений в художественной жизни России и вызвало немало споров. Картина написана на евангельскую тему — прощание Христа со своими учениками. Однако содержание картины и ее композиция далеки от традиционных церковно-канонических. Обращение к религиозной тематике было закономерно для художников передовых идейных убеждений, ставящих перед своим искусством морально-этические и социальные проблемы. Трактуя по-своему известные и понятные тогда всем сюжеты, художники пытались утвердить прогрессивные моральные идеи. В русском искусстве одним из первых на этот путь встал Александр Иванов, создавший грандиозное, насыщенное моралъно-философскими проблемами произведение «Явлении Христа народу» (ГТГ). Следующей по времени наиболее значительной картиной этого плана стала «Тайная вечеря» Ге. В «Тайной вечере» Ге трактовал религиозный сюжет как психологическую драму, противопоставив убежденность и моральную чистоту Христа и его учеников мрачной решимости отступника Иуды. Художник с особым вниманием разрабатывает характеры всех действующих лиц. Сосредоточиваясь на кульминационном моменте, он подчеркивает овладевшие каждым из апостолов чувства; у одного смятение, у другого недоумение, третий глубоко возмущен и так далее. В центре композиции представлен Христос, погруженный в свои думы. Работая над образом Христа, Ге использовал портретные черты А. И. Герцена, что подчеркнуло социальную направленность картины. Необычайно смелая, динамичная композиция и приглушенный, построенный на контрастах цвет, где преобладают различные оттенки коричневого, усугубили драматичность произведения.
Ярлыки:
19 век,
Вико,
ГЕ,
русская школа
ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение)
Ярлыки:
19 век,
пейзажист,
русская школа,
ШИШКИН
понедельник, 26 ноября 2007 г.
ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение)
Ярлыки:
19 век,
пейзажист,
русская школа,
ШИШКИН
воскресенье, 25 ноября 2007 г.
Маковский Константин Егорович
Константин Егорович Маковский (1839-1915), родившийся 2 июля 1839 года, был старшим сыном в семье известного московского художественного деятеля и художника-любителя Егора Ивановича Маковского. Отец будущего художника - один из учредителей Натурного класса, послужившего основой будущего Московского училища живописи, ваяния и зодчества, - был дружен с К.П.Брюлловым, В.А. Тропининым, С.К.Зарянко.
В это училище Маковский поступил в 1851 году, в нем учился у последователей К.П. Брюллова А.Н. Мокрицкого и С.К. Зарянко. После окончания училища в 1858 Маковский поступает в Академию художеств, где с 1860 года художник выставлял на ежегодных академических выставках типичные для Академии исторические «программы» («Исцеление слепых», 1860 год, «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова», 1862 г.)
В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии - претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию. В 60-е годы К.Е.Маковский был членом Петербургской артели художников, возглавляемой И.Н.Крамским.
Его произведения этого времени – «Вдовушка», (1865 г.); «Селедочница», (1867 г.) создавались на волне общего для русского искусства увлечения бытовым жанром, под влиянием современной литературы и журнальной графики. И сама живопись Маковского в эти годы была плотной, вязкой, обладающей характерным глухим землистым тоном. Но эта манера была скоро преодолена, и Маковский «вернулся» к основным свойствам своего дарования – легкости и эффектности письма.
В 70-е годы Маковский как член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок и активный его участник показывал свои работы по преимуществу бытового жанра: «Дети, бегущие от грозы» (1872 г.), «Деревенские похороны», (1873 г.), выставляясь как на передвижных, так и на академических выставках. В эти же годы он участвует в оформлении Храма Христа Спасителя.
После поездки в середине 70-х годов в Египет и Сербию художник выставил две картины, имевшие у русского зрителя большой успех, - «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1875 г.) и «Болгарские мученицы» (1876 г.).
К этому времени относится одна из работ, находящаяся в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева – «Абиссинский воин».
Работа блестяща и эффектна. Воин дан крупно и выпукло, как бы выделяясь из пространства картины, из фона желто- голубой оттенок которого дает точную иллюзию пустынного марева. На его плече – копье, на левой руке – яркий золотой щит. Облик человека, привлекающего внимание русского зрителя своей экзотичностью, весь построен на ярких контрастных тонах. Белая повязка и одеяние, контрастирует с темными руками и лицом, с красным поясом и золотым щитом. В 80-90-е годы XIX века К. Маковский пишет картины на сюжеты из древнерусской истории и бесчисленные заказные портреты представителей аристократии и высшей буржуазии.
Примером его творчества в этот период может быть «Портрет Е.А. Воронцовой-Дашковой» 1885 года из собрания Радищевского музея. Красива модель – стареющая дворянка, аристократизм которой виден в осанке, в гордой посадке головы. Прост и одновременно изыскан ее наряд. На темно-вишневом бархатном платье лежат кружева, на шее переливается жемчуг. Верно схваченное сходство, мастерски обыгранная элегантность модели, блеск живописи – характеристика внешняя здесь преобладает над внутренней. И хотя перед нами «портрет кружев» в большей степени, чем портрет личности, живописным мастерством художника нельзя не восхищаться.
Блестящая манера художника, его мастерство служили были эталоном художественного вкуса для самых разных слоев русского общества. Как человека, отошедшего от демократических идеалов, возвратившегося к поверхностному и постоянно ругаемому академизму, Маковского постоянно ругала реалистическая критика. В результате в истории русского искусства надолго сложилось пренебрежительное отношение к художнику.
Но мастерство, эффектность его работ потрясает до сих пор. Оно никуда не делось. «Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству». Так заканчивал свою краткую автобиографию, написанную в 1910 году в связи с празднованием 50-летия его художественной деятельности, профессор живописи Константин Маковский. Его произведения были выражением несколько внешнего, но по-своему блестящего артистизма. Он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.
В это училище Маковский поступил в 1851 году, в нем учился у последователей К.П. Брюллова А.Н. Мокрицкого и С.К. Зарянко. После окончания училища в 1858 Маковский поступает в Академию художеств, где с 1860 года художник выставлял на ежегодных академических выставках типичные для Академии исторические «программы» («Исцеление слепых», 1860 год, «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова», 1862 г.)
В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии - претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию. В 60-е годы К.Е.Маковский был членом Петербургской артели художников, возглавляемой И.Н.Крамским.
Его произведения этого времени – «Вдовушка», (1865 г.); «Селедочница», (1867 г.) создавались на волне общего для русского искусства увлечения бытовым жанром, под влиянием современной литературы и журнальной графики. И сама живопись Маковского в эти годы была плотной, вязкой, обладающей характерным глухим землистым тоном. Но эта манера была скоро преодолена, и Маковский «вернулся» к основным свойствам своего дарования – легкости и эффектности письма.
В 70-е годы Маковский как член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок и активный его участник показывал свои работы по преимуществу бытового жанра: «Дети, бегущие от грозы» (1872 г.), «Деревенские похороны», (1873 г.), выставляясь как на передвижных, так и на академических выставках. В эти же годы он участвует в оформлении Храма Христа Спасителя.
После поездки в середине 70-х годов в Египет и Сербию художник выставил две картины, имевшие у русского зрителя большой успех, - «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1875 г.) и «Болгарские мученицы» (1876 г.).
К этому времени относится одна из работ, находящаяся в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева – «Абиссинский воин».
Работа блестяща и эффектна. Воин дан крупно и выпукло, как бы выделяясь из пространства картины, из фона желто- голубой оттенок которого дает точную иллюзию пустынного марева. На его плече – копье, на левой руке – яркий золотой щит. Облик человека, привлекающего внимание русского зрителя своей экзотичностью, весь построен на ярких контрастных тонах. Белая повязка и одеяние, контрастирует с темными руками и лицом, с красным поясом и золотым щитом. В 80-90-е годы XIX века К. Маковский пишет картины на сюжеты из древнерусской истории и бесчисленные заказные портреты представителей аристократии и высшей буржуазии.
Примером его творчества в этот период может быть «Портрет Е.А. Воронцовой-Дашковой» 1885 года из собрания Радищевского музея. Красива модель – стареющая дворянка, аристократизм которой виден в осанке, в гордой посадке головы. Прост и одновременно изыскан ее наряд. На темно-вишневом бархатном платье лежат кружева, на шее переливается жемчуг. Верно схваченное сходство, мастерски обыгранная элегантность модели, блеск живописи – характеристика внешняя здесь преобладает над внутренней. И хотя перед нами «портрет кружев» в большей степени, чем портрет личности, живописным мастерством художника нельзя не восхищаться.
Блестящая манера художника, его мастерство служили были эталоном художественного вкуса для самых разных слоев русского общества. Как человека, отошедшего от демократических идеалов, возвратившегося к поверхностному и постоянно ругаемому академизму, Маковского постоянно ругала реалистическая критика. В результате в истории русского искусства надолго сложилось пренебрежительное отношение к художнику.
Но мастерство, эффектность его работ потрясает до сих пор. Оно никуда не делось. «Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству». Так заканчивал свою краткую автобиографию, написанную в 1910 году в связи с празднованием 50-летия его художественной деятельности, профессор живописи Константин Маковский. Его произведения были выражением несколько внешнего, но по-своему блестящего артистизма. Он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.
Надежда Гришина
Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. Государственная Третьяковская галерея
Портрет певца О.А. Петрова (первый исполнитель роли Ивана Сусанина в опере Глинки "Жизнь за царя") 1870 г. Государственная Третьяковская галереяДругие работы художника:
Маковский Константин Егорович (продолжение)
Ярлыки:
19-20 век,
Маковский К.Е.,
Певцов,
русская школа
Подписаться на:
Сообщения (Atom)