вторник, 18 декабря 2007 г.

Альбрехт ДЮРЕР - велиий немецкий художник эпохи Возрождения (продолжение)

Автопортрет. 1498 г. Дерево, масло. 0,52х0,41. Мадрид, Музей Прадо.
Св. Георгий и св. Евстафий. Левая и правая створки Паумгартнеровского алгаря. 1502-1504 гг. Дерево, масло. Каждая створка— 153X87 см. Мюнхен. Старая Пинакотека
Изображения св. Георгия и св. Евстафия были написаны Дюрером на внутренней стороне створок алтаря. Алтари, по обыкновению, расписывались и снаружи и изнутри. В будни алтарь стоял закрытым. Открыва.ли его лишь по праздникам. Поэтому центральной картине и внутренней росписи створок полагалось быть торжественными. И действительно, фигуры св. Георгия и св. Евстафия, занимающие всю высоту створок, — торжественны. Мощные, сделанные как бы из кости и железа, люди эти в то же время полны действенной силы. Вылеплены они безукоризненно. Линия крепкая, плавная, полная чувства, течет, нигде не прерываясь и не дробясь. Низкий горизонт придает фигурам еще большую величавость, зритель смотрит на них как бы снизу вверх, мажорное звучание красной одежды и блеск серебряных лат подчеркивается ровным темным фоном. Под видом святых изображены здесь сыновья заказчика алтаря: на левой створке — Стефан Паумгартнер со штандартом св. Георгия и его атрибутом — драконом, на правой створке — Лука Паумгартнер со штандартом св. Евстафия. Как всегда, в. портретах Дюрера поражает богатство внутренней жизни портретируемых. Благородные головы с резкими, волевыми чертами лица весьма схожи и весьма различны: Стефан спокоен и уверен, Лука полон раздумий.
Апостолы. Деталь. Дерево, масло. 1526 г. Мюнхен. Старая Пинакотека
«Четыре апостола» были созданы Альбрехтом Дюрером за два года до его смерти. На двух картинах представлены попарно легендарные соз­датели жизнеописаний Христа. Дюрер преподнес их городскому совету Нюрнберга и снабдил нравоучительными надписями, говорящими о его разочаровании в католицизме и реформации. По замыслу художника они должны были олицетво­рять человеческие темпераменты. Являясь плодом многолетних глубоких размышлений художника о сущности человека, эти картины представляют собой одну из вершин искусства немецкого Воз­рождения. Более того, они выражают дух эпохи и высокие гуманистические идеалы, по цельно­сти, страстности и активности образов соперничая с произведениями своих итальянских современников.
Наиболее ярко выражено представление о ду­ховной силе человека в образах Луки и Марка. Противопоставленные друг другу, они, тем не менее, равнозначны яркостью своих индивидуаль­ностей. Тяжело падающий плащ Марка как бы объемлет обе фигуры, сообщая им величавость и значительность. Если суровое лицо Марка от­мечено печатью сильной воли, а его взгляд вы­дает глубину мысли, то взгляд Луки кажется во­площенной энергией беспокойного и страстного человеческого ума. Статуарная монументальность фигур достигнута Дюрером типизацией образов, большими пятнами цвета, величавым ритмом Складок одежды, четкой объемной моделировкой.
Музыканты. Правая створка «Алтаря Иова». 1503-1504 гг. Дерево, масло. 94х51 см.
Кёльн. Музей Валлорф. Рихартц.
«Музыканты» — наружная роспись правой створки «Алтаря Иова». В будни, когда алтарь бывал закрыт, видна была лишь эта, наружная, сторона створок. Чтооы она бросалась в глаза, роспись делали чаще одним тоном - серым или коричневым. Дюрер использует здесь целую гамму красок, но приглушает их. Эта правая створка тесно свяхана с левой. На створке изображён впавший в отчаяние Иов, на правой — музыканты, пытающиеся развлечь Иова своей игрой. Фигуры музыкантов написаны в рост, крупным планом. Низкий горизонт придаёт им величавость, но они совсем иные, чем изображенные на внутренней стороне створок «Паумгартнеровского алтаря» Стефан и Лука Паумгартнер. Музыканты изысканны, даже манерны. Линия здесь такая же плавная, но она уже нестоль эластична и совсем потеряла свою твёрдость. Пейзаж здесь тонок, лиричен и отвечает общему настроению картины. Так каждый раз Дюрер находит художественные средства присущие, смыслу изображения. В «Музыкантах» Дюрер применил довольно сильное перспективное сокращение, благодаря чему пространство приобрело большую глубину. В барабанщике Дюрер изобразил себя.
А. ДЮРЕР Портрет молодой венецианки. 1505 г. Дерево, масло 35х26 см Вена. Художественно-исторический музей
Дюрер почти не писал женских портретов. Из немногих, сохранившихся до нашего времени, женских портретов, созданных художником, портрет молодой венецианки, пожалуй, один из лучших. Изображена скромная молодая женщина, отнюдь не красавица, жена зажиточного, но не богатого бюргера.
Портрет этот Дюрер писал в Венеции. Столь большая мягкость и обобщенность не были свойственны немецким художникам. В портрете явно чувствуется влияние колорита великих итальянских мастеров Джорджоне и Тициана. Воздействие венецианского искусства сказалось здесь и в удивительно задушевной и богатой передаче психологических оттенков. В этом портрете и какая-то особая непринуждённость, естественность позы и взгляда. Можно сказать, что портрет молодой венецианки — один из самых ренессансных портретов в творчестве Дюрера.
Рождение Христа.Центральная часть Паумгартнеровского алтаря. 1502—1504 гг. Дерево, масло. 153X123 см Мюнхен. Старая Пинакотека
Алтарь был заказан Дюреру Нюренбергским патрицием, банкиром и городским судьей Стефаном Паумгартнером. Алтарь предназначался для церкви Св. Катерины, обыкновенно собирались знаменитые нюренбергские мейстерзингеры (так тогда назывались поэты, слагавшие тонкие и сложные поэмы и иногда писавшие музыку к ним).
Сцена «Рождение Христа» изображена Дюрером более или менее традиционно. На переднем плане — Мария и Иосиф и между ними ангелочки, радующиеся рождению Христа. На заднем плане — животные и пастухи. По средневековому обычаю здесь же изображены и заказчики алтаря слева — маленькие фигурки мужчин, справа — женщин. Разномасштабность фигур обычна для искусства средневековья. В эти годы Дюрер лишь начинал работать над перспективой, поэтому античные, по представлению художника, руины построены столь математично. Несколько высоко поднята линия горизонта, из-за этого плоскость картины кажется слегка наклонной. Несмотря на некоторые черты архаичности, картина вполне ренессансная. В ней не чувствуется религиозного аскетизма, умиротворенность и спокойствие здесь совершенно земные.
А. ДЮРЕР (1471-1528) Портрет неизвестного. 1500 г. Дерево, масло. 29X26 см. Мюнхен. Старая Пинакотека
В последних исследованиях этот портрет иногда называют портретом Ганса Дюрера. У родителей Альбрехта Дюрера родилось 18 детей, и трое из них были названы именем Ганс. Может быть, здесь тот, который родился в 1478 году и упоминается в Нюренбергских докуменах за 1507 год. как принятый в цех портных. Предположения эти пока ничем не подтверждены.
Очень небольшой по размерам портрет на редкость монументален. На ровном тёмном фоне с необыкновенной пластичностью и осязаемостью вылеплено угловатое, энергичное лицо молодого человека. Резко очерчены подбородок, глаза, нос, губы, ухо. Портрет скомпонован так, что лицо почти выступает из рамы. Этим достигается «приближенность» к зрителю, «приближенность» психологическая. Писался портрет, по-видимому, вечером, при свете лампы, отсюда и обобщенный охристый фон картины и темноватые тени. Немецкие художники до Дюрера писали преимущественно ярким и локальным цветом.
А. ДЮРЕР (1471—1528) Портрет Освальда Крелля. 1499 г. Дерево, масло, 49,6X39 см Мюнхен. Старая Пинакотека
Дюрер строит портрет Освальда Крелля так, чтобы подчеркнуть внутреннее состояние портретируемого. Представляется, что художник писал этого человека в те часы его судьбы, когда все духовные силы мобилизованы и вся энергия напряжена. Человек здесь раскрыт до конца. Принадлежит он к натурам страстным, энергичным и поглощенным собой. Противопоставление поворота головы и направления взгляда доходят до драматизма. Пейзаж (очень редко употребляемый Дюрером в портрете) с узкой, извилистой и блестящей, как змея, речкой, тонкими, высокими деревьями аккомпанирует общему напряженному настроению портрета. Колорит тоже я на резких контрастах: бело-чёрное - красное. Напряженность поддерживает и оранжево-желтая река и расплывшийся оранжевый круг заходящего солнца. Освальд Крелль был крупным торговым агентом Ревенсбургского экспортно-импортного общества.
Портрет Иеронима Хольшиуэра. 1526 г, Дерево,(липа), масло.48X36 см. Берлин
В 1526 году Дюрер написал два портрета членов Совета города Нюренберга: Хольцшуэра и Муффеля. В этих образах как бы выражена сущность правителей немецких городских советов в смутные к трудные времена реформации и крестьянской войны. Хольцшуэр был бургомистром Нюренберга и много способствовал принятию реформации и относительно спокойному поведению крестьян во владениях Нюренберга во время крестьянской войны.
На портрете изображен человек волевой и энергичный. Открытый, горячий взгляд направлен на зрителя — такой прием изображения редко применялся Дюрером. Крутой излом бровей, энергичные очертания рта, высокий крутой лоб — все говорит о натуре деятельной и страстной. Написан портрет весьма тщательно, но подробности в передаче фактур, складок, особая выписанность волос не скрадывают общего психологического замысла.
Адам и Ева. 1507 г. Дерево, масло. Каждая часть — 209X83 см Мадрид. Прадо
Об очень многих явлениях в творчестве Дюрера можно говорить — «впервые в немецком искусстве». Дюрер работал на рубеже двух эпох. Своим творчеством он завершил в Германии мир средневекового искусства и одновременно положил начало новому реалистическому искусству.
«Адам и Ева» — первое изображение обнаженного человеческого тела в немецком искусстве. Картина довольно большая, фигуры написаны в натуральный размер. Они построены на основе многолетних поисков Дюрером изображения гармонически развитого тела человека. Однако изображены люди не условные, а конкретно-реальные.
Нежная, чуть-чуть лукавая Ева прислушивается к тому, что шепчет змея, и срывает яблоко. Адам — в сомнении. Он осторожно держит веточку с яблоком, готов бросить ее, но пока что не решается. Обе фигуры пронизаны движением, которое здесь приобрело уже пространственный характер. При ровном темном фоне картины ощущается и глубина и реальность пространства. Это потому, что фигуры написаны вполне объемно, с богатой светотеневой моделировкой.
С этого времени художники Германии стали часто писать обнаженное тело.
А. ДЮРЕР (1471—1528) Праздник четок, 1506 г. Дерево, масло. 162X195 см Прага. Национальная галерея
Эту картину Дюрер написал по заказу немецких купцов для капеллы при факто­рии немцев в Венеции. Дюрер начал и за­кончил картину в Венеции. Он гордился. что писал ее только пять месяцев. Встре­ченный венецианскими художниками с не­доверием, Дюрер стремился завоевать их признание именно этой работой. И он до­стиг успеха. После нее он уже считался признанным европейским мастером.
Сюжетом картины послужила легенда о раздаче венков Марией и младенцем Христом. Композиция картины ясная, сим­метричная: строгая пирамида фигур в цент­ре и гармоническое равновесие целого. Справа и слева от Марии изображены ре­ально существовавшие люди: император Германии Максимилиан I и за ним члены немецкой фактории в Венеции, вдали Дю­рер изобразил себя стоящим у дерева ря­дом с аугбургским гуманистом Паутингером, одним из универсальнейших людей Ренессанса. По левую сторону от Мадонны пажом папа Юлий II, стоящий на ко­ленях. за ним в фиолетовой одежде и красной накидке Якоб Фуггер — самый бо­гатый человек Германии. Несмотря на ре­лигиозную сцену, картина вполне светская. Мария представлена как царица, окружен­ная великолепием и многочисленной сви­той.
Геркулес. Около 1497 г.
Эта гравюра на дереве наводит на мысль о символическом изображении поднимающегося на борьбу немецкого крестьянства.
Мифологический герой Древней Греции изображен в виде крестьянина, одетого в рубище, повергающего дубинкой двух рыцарей в богатом вооружении. Старуха-крестьянка воинственно замахивается на убегающую молодую женщину в одежде знатной дамы.
Мадонна с младенцем. Государственный Эрмитаж
Адам и Ева. 1504 г.
Адам и Ева. 1504 г. Гравюра
Дюрер всю свою жизнь пытался найти числовые соотношения в строении идеальной человеческой фигуры и разработал сложную систему пропорций.
Эта гравюра на меди замечательна чётким и ясным построением обнажённых фигур женщины и мужчины, умением выразить в них идеальную красоту, как плод математически выверенной соразмерности.
Рыцарь и ландскнехт. Около 1498 г.ь
В этой гравюре на дереве, изобра­жающей пешего воина и всадника, оде­тых в современные художнику костюмы, Дюрер обличает немецкое рыцарство, ко­торое своими набегами разоряло земли немецких крестьян.

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович, российский живописец (продолжение)

Берёзовая аллея. 1940 г. Холст, масло. 88х75 Государственная Третьяковская галерея
Берёзы летом. 1956 г.
Угасающий день
Груши на зелёной драпировке. Холст, масло. 52х74,6. Государственная Третьяковская галерея
Проходной двор в Замоскворечье. Серый день. 1941 г. Холст, масло. 79х66,5. Государственная Третьяковская галерея
Иней. 1919 г. Картон, масло. 14,5х22. Государственная Третьяковская галерея
Снеговые заносы. 1904 г. Холст, масло. Львовская картинная галерея
Яблоки. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г. Шевченко
Груши. 1915 г. Государственный Русский музей
Зимний пейзаж. 1954 г. Холст, масло. 83х83,5. Государственная Третьяковская галерея
Окраина Москвы. Холст, масло. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Луч солнца. 1901 г. Холст, масло. 79х42,5. Государственная Третьяковская галерея
Зимний солнечный день. 1941 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Зимний пейзаж
Светлана. 1933 г.
На озере. Государственный Русский музей
Март. 1939 г. Государственный Русский музей

понедельник, 17 декабря 2007 г.

Альбрехт ДЮРЕР - велиий немецкий художник эпохи Возрождения

А. ДЮРЕР (1471—1528) Автопортрет. 1493 г. Пергамент наклеен на холст. 56.5x44.5 см Париж. Лувр.
Автопортрет 1493 года — один из первых живописных автопортретов в европейском искусстве. Дюрер написал его в г. Страс­бурге, где работал подмастерьем у местно­го живописца, и послал родителям в Нюренберг. Портрет, по-видимому, писался для невесты художника — Агнессы Фрей. В руках у Альбрехта цветок чертополоха, называемый по-немецки «Мужской верно­стью».— любовный символ средних веков. Дюрер изобразил себя на портрете в на­рядном праздничном костюме и рядом с обозначением года, 1493, он сделал над­пись: «Дела мои идут как предопределено свыше». В это время Дюреру было 22 го­да. У него красивое, тонкое лицо, рыже­ватые длинные волосы, серые глаза. Нерв­ные руки прекрасной формы дополняют облик, изящный и благородный.
Портрет, может быть, несколько архаи­чен: жестковаты складки одежды, есть некоторая плоскостность и статичность. Но в портрете в полной мере присутствует обаяние настоящего искусства.

Альбрехт Дюрер стал первым мастером европейского Севера, писавшим автопортреты. До этого в средневековом сознании людей личность художника не считалась столь значимой и достойной изображения. Новая эпоха Ренессанса принесла и осмысление важности творца.
Мастер изобразил себя в легком трехчетвертном повороте к зрителю, эта композиционная схема была найдена им в раннем карандашном автопортрете, созданном еще в юности, в возрасте 13 лет.
Существует предположение, что этот портрет был создан Дюрером в качестве подарка для его невесты. Цветок чертополоха в руке может толковаться как символ верности. Есть и иное мнение, согласно которому надпись в верхней части полотна - «Мои дела определяются сверху», следует рассматривать как девиз художника, верящего в то, что его жизнь предопределена Божьим промыслом.
В этом случае «Автопортрет» является «иллюстрацией» его кредо, подкрепляемой вторым значением цветка чертополоха - символа страданий Христа.

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (1471-1528) Портрет молодого человека. 1521 г. Дерево, масло. 45,5х31,5. Дрезденская картинная галерея
В искусстве эпохи Возрождения реалистический портрет занимает совершенно особое место. Именно в нем полнее всего выразилось содержание идей гуманизма, которыми руководствовались художники. Теоретики итальянского искусства уже в XV веке ставили перед живописью задачу «запечатлеть облик человека». Дюрер углубил эту задачу: не только внешность, но и характер, темперамент человека, его духовный склад стремился передать в своих портретах великий немецкий художник. Энергичное лицо юноши, с пытливым взглядом, с волевыми, сжатыми губами — типичное лицо современника великих географических открытий и бурной политической борьбы в годы Реформации в Германии. Предположительно, это — портрет кельнского купца Бернгарда фон Рестена, о котором упоминает в своем дневнике Дюрер.
Альбрехт Дюрер, главный представитель искусства эпохи Возрождения в Германии, родился и жил в Нюрнберге, учился у своего отца золотых дел мастера, позднее — в мастерской Михаэля Вольгемута. Стремление познакомиться ближе с достижениями современного искусства побудило Дюрера совершить путешествие по Германии, Италии, Нидерландам. Дюрер — один из образованнейших и разносторонне одаренных людей своего времени: живописец, теоретик искусства, инженер.
В каждом виде и жанре искусства Дюрер выступает как новатор. Он глубоко изучает натуру, выявляет ее закономерности. Полнее всего гуманистическая концепция мировоззрения Дюрера проявилась в жанре портрета. Выражая общую для всех гуманистов идею величия и достоинства человеческой личности, Дюрер не подпадает под влияние других национальных школ или отдельных художников. Сын своей страны и своего времени, он прежде всего утверждает национальные идеалы. Главным содержанием его портретов становится преобразующая сила духа и воли человека.
Внутренней собранностью и целеустремленностью отмечен «Портрет молодого человека». Твердые, чуть угловатые черты энергичного лица крепко вылеплены светом и тенью. Взгляд прозрачных глаз бесстрашно и решительно устремлен вдаль. Изломы полей шляпы подчеркивают взволнованность образа. Точно передавая индивидуальные черты облика модели, Дюрер подчеркивает и типические качества характера героя своего времени, бурной эпохи Реформации и крестьянских войн в Германии, разрушивших устои феодализма. Дюрер утверждает ценность человеческой личности вне зависимости от ее социального положения.
Мадонна. Дерево, масло. Вена. Историко-художественный музей
Творчество Альбрехта Дюрера представляет не­мецкое Возрождение во всех его основных завое­ваниях. Дюрер родился в 1471 г. в Нюрнберге, учился у своего отца ювелирному делу, затем по­ступил в мастерскую Михаила Вольгемута. Два раза он ездил в Италию, приобщившись таким образом к достижениям итальянской художествен­ной культуры. Разносторонность его интересов проявилась не только в живописи и графике, он занимался также архитектурой, теорией фортифи­кации, был сведущ в различных областях есте­ственных, математических и гуманитарных наук. В своих книгах он разработал научные основы искусства и, более всего, теорию пропорций чело­веческого тела и линейной перспективы. Этот пыт­ливый интерес ученого обнаруживает себя в ис­кусстве Дюрера, обретая новый смысл обобщения и восхваления красоты мира и человека.
«Мадонну» Дюрера отличает от итальянцев большая степень конкретности человеческого об­раза и большая пристальность внимания к част­ностям. Структура, материальность, свойства и ка­чество деталей привлекают его, когда он пишет покрывало мадонны, пряди ее волос или завитки на голове младенца.
Мадонна держит на руках ребенка, и Дюрер стремится передать не только нежность прикосно­вения ее рук, но весомость, объемность тела, ана­лизирует его строение. Любопытно, как он сопо­ставляет рисунок сложно развернутого тела и вьющихся прядей, в первом случае стремясь вы­явить движение, во втором — достигнуть де­коративности. Облик мадонны покоряет своей простотой. Красота материнства раскрыта Дюре­ром в обычной горожанке, но благодаря удиви­тельной цельности натуры я целомудренности чув­ства, она воспринимается как прекрасный возвы­шенный образ.
Четыре апостола. 1526 г. Дерево, масло. Каждая часть 215,5х76 см. Мюнхен. Старая Пинакотека
С тех пор, как в 1526 году Дюрер преподнёс картину «Четыре апостола» в дар
Нюрнбергу, она до 1627 года висела в главном зале ратуши, где заседал магистрат и принимались важные для города решения. То, что картина с самого начала предназначалась Дюрером для общественного здания, а не для церкви придало ей новое содержание. Картина почти совсем лишена религиозных чувств. Четыре мошных человека символизируют гражданскую доблесть и верность служению народу. Здесь подчёркивается героический пафос и духовная сила людей. На левой створке алтаря на переднем плане изображена фигура Иоанна с одухотворённой головой ученого, за ним — тяжёловесный медлительный Петр. Она углубились в чтение. В общем настроении двух людей, представленных на левой створке, преобладает духовная сила человека. В правой створке - с фигурами Павла и Марка - главенствует сила действенная героическая. Павел, изображённый на переднем плане, схватился за меч. Одежда этого проповедника, кажется, сделана из того же материала, что и меч. Из тёмного фона выступает лицо Марка с горящим взглядом. Монументальная постановка фигур строгая симметрия, светотеневая моделировка, материальность фактуры — все выявляет смысл, изображения Часто о картине «Четыре апостола» говорят, как о воплощении четырех человеческих темпера­ментов.
Портрет Филиппа Меланхтона. 1526 г.
Награвированное на меди профильное изображение немецкого философа-гуманиста, красиво и тонко исполненное даёт яркое представление о страстной и волевой натуре портретируемого, одного из выдающихся и характернейших представителей эпохи Возрождения в Германии, возглавившего после смерти Лютера немецкую реформацию.
Портрет Эразма Роттердамского. 1526 г.
Гравюра на меди. Изображение философа-гуманиста, автора выдающегося произведения эпохи немецкого Возрождения "Похвала глупости", служит превосходным примером портретного искусства Дюрера. Необычный по композиционному решению, сделанный с безжалостной правдивостью и холодным изяществом, он является одним из драгоценных проявлений гениальной проницательности дюреровского искусства
Архангел Михаил поражает дракона. Гравюра на дереве. Государственный Эрмитаж.
Святой Антоний. 1519 г.
Эта гравюра на меди свидетельствует о сложных философских и художественных исканиях Дюрера. Великолепный пейзаж - вид старого немецкого городка - в сочетании с закутанной в плащ мужской фигурой производит сильное впечатление. Художник с большой убедительностью передаёт состояние одиночества человека и безмолвное слово вымершего города.
Четыре всадника. Иллюстрация к "Апокалипсису". 1498 г.
В этой прославленной гравюре, относящейся к знаменитой серии, проникнутой пафосом борьбы, созвучной тревожному настроению, царившему в Германии в конце 15-го века, в образах четырёх всадников Дюрер олицетворяет войну, мор, суд и смерть - явления, характерные для того времени.
Меланхолия. 1513-1514 гг.
Одна из наиболее прославленных гравюр на меди художника. Ее сложная символика по идее Дюрера служит как бы олицетворением неутоляемой, а пото­му и трагической духовной жажды. Мощ­ный и вместе с тем горький образ «Ме­ланхолии» одно из наиболее глубоких произведений мастера. Художник вопло­щает мысли, волновавшие людей эпохи Возрождения: об истинной ценности че­ловеческих знаний, о твердости убежде­ний, о стремлении преодолеть преграды, стоящие перед человеческим разумом,
Блудный сын. Около 1498 г.
Гравюра на меди. В этом листе религиозный сюжет, заимствованный из "Библии", трактуется художником в плане бытовой сцены.

Соколов М.Н. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"

Углич. Смоленская церковь Богоявленского монастыря. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Собор Николо-Улейминского монастыря. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Воскресенский монастырь. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Успенская ("Дневная") церковь Алексеевского монастыря. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Спасо-Преображенский собор. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Алексеевский монастырь. Успенская церковь ("Дневная") со стороны Трапезной. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Церковь Димитрия "на крови". Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Церковь Димитрия "на крови" в Кремле. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"