воскресенье, 3 февраля 2008 г.

Панно "Каменный век" Виктора Михайловича Васнецова

Среди блестящей плеяды художников второй половины XIX века особое место занимает Виктор Михайлович Васнецов, создатель ярких, глубоко народных, эпических образов на сказочно-былинные темы.
Родился Васнецов в 1848 году в с. Лопьял, Уржумского уезда, Вятской губернии, в семье сельского священника.
Детство его прошло среди величественной северной природы, неразрывно связанной в представлении будущего художника со сказками няни, с «пропевами» бродячих нищих певцов. В этих сказках мужественные народные герои защищали слабых и обездоленных, совершали подвиги во имя русской земли. Это был тот животворный источник творчества, к которому всю жизнь прибегал художник.
С детства Виктор Михайлович пристрастился к рисованию. Занятия рисованием продолжались и в училище и в семинарии. В 1867 году Васнецов уехал в Петербург, где в течение года занимался в школе общества поощрения художеств. В этой школе преподавал И. Н. Крамской.
В 1868 году Васнецов поступил в Академию художеств, но в 1875 году вышел из Академии, так как ее рутина и консерватизм были глубоко чужды художнику. Первые живописные произведения художника принадлежали к области бытового жанра.
В конце 70-х годов Васнецов становится членом Товарищества передвижных выставок.
Васнецову близки демократические идеалы передвижников, их стремления к эстетическому воспитанию народа, их патриотизм и гуманность.
В эти годы Васнецов обращается к истории русского народа, отраженной в песнях, былинах, сказаниях.
Стремление художника показать мощь, величие, красоту народа, его мудрость было осуществлено в произведениях художника на былинно-сказочные темы. «Аленушка», «Витязь на распутьи», «Богатыри» заслужили всеобщее признание и народную любовь.
Среди зрелых произведений Васнецова особое место занимает работа его для Государственного Исторического музея — «Каменный век», в которой он выступает как мастер монументально-декоративной живописи.
В 1883 году Васнецов получил заказ от Исторического музея Москвы на большой настенный фриз. Этот фриз должен был показывать картины жизни наших далеких предков. В ходе подготовки картины было создано множество набросков, рисунков, этюдов.
Работал художник в Абрамцеве, натурщиками были местные крестьяне, а также гости Мамонтовых. Писал панно Васнецов два года, закончил его в Москве 10 апреля 1885 года. В задачу художника входил показ общности домашнего хозяйства у людей каменного века, их коллективного труда, добывания средств к существованию. Васнецов блестяще справился со своей задачей и дал стройную логичную картину жизни первобытного общества.
Панно находится во 2-м археологическом зале Государственного Исторического музея. Над входом в зал изображена сцена обработки звериных шкур группой женщин (1). Это живая бытовая сценка. Женщины сидят, нагнувшись над своей работой. Недалеко молодая черноволосая мать кормит грудью ребенка (2). К этой группе направляется охотник с головой животного в руке.
В следующей группе центральной фигуры является мощная фигура вождя племени, зорко смотрящего вдаль (5). На правом плече он держит тяжелую палицу, а левой рукой — копье. Спокойная уверенная поза подчеркивает мужество вождя и уверенность в победе над темными силами природы. Слева от вождя сидящие мужчины занимаются обработкой кости и камня (3). Старик, нагнувшись над бивнем, усердно полирует его, рядом с ним молодой парень сверлит дыру в камне. Тут же человек, вырезающий украшения на кости, на втором плане молодой охотник стреляет из лука (4). По другую сторону вождя группа людей украшает глиняную посуду (6). Среди них особенно выразительна фигура первобытного художника. Он поднял левой рукой сосуд, правой наносит на него рисунок. Тут же седой старик трет палкой бревно, чтобы добыть огонь по-старому способу, а присевший на корточки голый мальчуган раздувает тлеющий огонь, на который с надеждой смотрит мерзнущая старуха (7). Дальше смеющаяся от радости девушка резким порывистым движением вытаскивает большую рыбу из реки (8). Позы и жесты изображенных людей необыкновенно выразительны. Обе эти сцены даны на фоне серого, с небольшими голубыми проблесками неба. Серые камни пещеры и валунов, серые черепа и кости животных, общий холодный суровый колорит фантастического пейзажа говорят о трудном утре человечества, подчеркивают суровость эпохи.
Последний фрагмент этой части картины — охота на мамонта (9 и 10). На картине изображен момент, когда огромное животное провалилось в западню, и, подняв бивни и хобот, пытается сопротивляться. Мамонт уже поразил бивнем одного воина, который с искаженным от ужаса и боли лицом лежит на самом краю ямы и которого молодая женщина крепко держит за руку. Охотники окружили западню и в яростном порыве забрасывают мамонта камнями. Особенно экспрессивна фигура зрелого воина на первом плане, с криком взметнувшего огромный камень для броска. Васнецову удалось добиться большой выразительности, динамики действия, показать почти живую сцену из прошлого человечества. Стремительность движения охотников, сила натиска подчеркиваются единством их движений, развевающимися шкурами.
Последняя часть фриза изображает победное пиршество (11—12). В центре поднимается столб дыма от костра, вокруг которого сидит племя. Люди опьянели от радости победы над диким животным, от сытости Необузданная радость передается и жестами, и выражением лиц, и позами людей. Сцена пиршества отделена от остальной части фриза окном, но она является прямым продолжением всего предыдущего и как бы завершением его.
При большом единстве панно состоит из отдельных эпизодов, которые по законченности композиции и внутренней значимости вполне могут смотреться как самостоятельные картины. Вся композиция поражает богатством творческого воображения художника. Драматизм и жизненность ситуаций, динамичность композиции характерны для всего панно. Фигуры, изображенные в ракурсе, нарисованы с учетом того, что они будут смотреться снизу. Нет никакого искажения пропорций. Мастерство художника сообщает росписи такую убедительность, что кажется, будто перед глазами раскрывается реальная действительность. Современники с восторгом отзывались об этой работе В. Васнецова. До сих пор панно остается одним из интереснейших художественных произведений В. Васнецова.
Умер Виктор Михайлович Васнецов в 1926 году. Лучшие произведения Васнецова дороги и нужны людям. Они воспитывают патриотизм и любовь к русскому народу, рождают веру в достоинство и несгибаемую волю человека.
Е. М. Зенц
№1. Обработка шкур животных.
№2. Охотник с головой животного.
№3. Полировка кости и обработка камня.
№4. Обработка кости и камня.
№5. Вождь племени.
№6. украшение глиняной посуды.
№7. Добывание огня.
№8. Девушка,вытаскивающая рыбу.
№9. Сцена охоты на мамонта.
№10. Сцена охоты на мамонта.
№11. Пиршество.
№12. Пиршество.

Другие работы художника:

Виктор Михайлович Васнецов (продолжение)

Виктор Михайлович Васнецов (продолжение 2)

Виктор Михайлович Васнецов (продолжение 3)

Виктор Михайлович Васнецов (продолжение 4)

Виктор Михайлович Васнецов (продолжение 5)

Виктор Михайлович Васнецов (продолжение 6)


Авилов Михаил Иванович

Авилов Михаил Иванович (1882-1954), российский живописец, народный художник России (1953), действительный член АХ СССР (1947). Эпические батальные полотна: «Прорыв польского фронта 1-й Конной армией в 1920 году» (1928); «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943). Государственная премия СССР (1946).

Поединок на Куликовом поле (Пересвет и Челубей). 1943 г. Государственный Русский музей
Разведчики в карельских лесах. 1951 г.
Чапаев. 1948 г.
Агитаторы-большевики в "Дикой дивизии". 1935 г. Государственный Русский музей.
Сдача колчаковских войск под Красноярском. 1929 г. Центральный музей Советской Армии
Танки на манёврах. 1934 г.
Прорыв польского фронта конницей Будённого. 1927 г.
На Мамонтова!
Тачанка. 1937 г.

Другие работы художника:

Авилов Михаил Иванович (продолжение)

Павел Петрович Соколов-Скаля (продолжение)

Пугачёв. 1952 г. Государственный исторический музей
Краснодонцы. 1948 г. Государственная Третьяковская галерея
Розы. 1955.
Крым. Гурзуф. 1952 г.
Рыбачьи лодки. Гурзуф. 1953 г.
Санаторий в Звенигороде.

Ряжский Георгий Георгиевич


Ряжский Георгий Георгиевич (1895-1952), российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1944), действительный член АХ СССР (1949). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923). Образы женщин-тружениц («Делегатка», 1927; «Председательница», 1928).
Колхозница-бригадир. 1932. Государственная Третьяковская галерея
Автопортрет с трубкой. 1927 г.
Цветы. 1947.
Делегатка. 1927 г. Государственная Третьяковская галерея
Политбеседа. 1933 г. Рязанский областной художественный музей
Портрет чувашки. 1932 г. Государственный русский музей
Лыжница. 1932 г. Киевский Государственный музей Русского искусства
Подруги. 1947 г. Государственная Третьяковская галерея
За книгой. 1927 г. Государственная Третьяковская галерея
Ока около Поленова. 1950 г.
Председательница. 1928 г. Государственная Третьяковская галерея
Ханжа. 1925 г. Государственная Третьяковская галерея
В рабство. 1942 г. Холст, масло. 258х349 см. Николаевский государственный художественный музей им. В.В. Верещагина

суббота, 2 февраля 2008 г.

Бокшай Иосиф Иосифович

Бокшай Иосиф Иосифович (1891-1975), украинский живописец, народный художник СССР (1963), член-корреспондент АХ СССР (1958). Один из основателей первой художественной школы в Закарпатье (1927). Сочные по колориту пейзажи, жанровые картины, портреты, натюрморты: «Базар в Ужгороде» (1927), «Невичанский замок» (1970).

Двор армянского собора во Львове. 1954 г.
Ужгород. 1947 г.

Другие работы художника:

Бокшай Иосиф Иосифович (продолжение)

Трохименко Карпо Демьянович украинский советский художник

Народний художник Української РСР Карпо Дем'янович Трохименко народився 25 жовтня 1885 року в селі Сущани Кагарлицького району на Київщині.
Основи мистецької освіти здобув у Київському художньому училищі. Навчання в Петербурзькій Академії художеств визначило реалістичні творчі уподобання та устремління митця.
Під впливом радянської дійсності сформувалася творча особистість багатогранного художника — визначного майстра жанрового, історичного та пейзажного живопису.
К. Д. Трохименко — досвідчений педагог, з 1933 року — професор Київського державного художнього інституту, вихователь багатьох українських живописців.
У кращих творах Карпа Трохименка знайшли відображення типові явища радянської дійсності.
Глядачам давно полюбилися, герої відомої картини «Кадри Дніпробуду» (1937 р.). Відтворивши на полотні образа будівників первістка соціалістичної індустрії, художник показав зростання робітничого класу країни.
Велике місце в доробку художника займає пейзажний живопис. Через усе життя проніс Трохименко палку любов до рідної природи і донині зберіг молодечу свіжість цього почуття.
У 1969 р. К. Д. Трохименко удостоєний премії ім. Т. Г. Шевченка за цикл картин «Моя рідна Батьківщина», який охоплює все найкраще з понадпіввікового доробку майстра.


Кадры Днепростроя. 1937 г. Холст, масло Киевский государственный музей украинского искусства Т.Г. Шевченко на Чернечьей горе. 1954 г. Холст, масло
Шевченко и Энгельгард. Холст, масло
Москва. 1943 г. Холст, масло.
Весна 1648 года. 1954 г. Холст, масло
Зима в Конча-Заспе (Копны). 1962 г. Картон, масло
Творцы первой пятилетки. Днепрострой. 1927-1967. Холст, масло
Над Большой дорогой. 1925 г. Картон, масло
Григорий Сковорода. 1960-1966 гг. Холст, масло
В школьном саду. 1950. Холст, масло
Катерина. 1954 г. Холст, масло
Гречиха цветёт. 1965 г. Холст, масло
Месяц взошёл над речкой Снов. 1965. Холст, масло