четверг, 6 марта 2008 г.

Алексей Кондратьевич Саврасов (продолжение)

Морской берег в окрестности Ораниенбаума. 1854 г. г. Холст, масло. 44х71. Из частного собрания. Ленинград
Лунная ночь. Из частного собрания
Зимний пейзаж 1870-1880-е гг. Холст, масло. 25х27,4. Из частного собрания, Москва
Волга. Дали. 1870-е гг. Холст, масло. 37х60,5. Из частного собрания, Москва
Ночка. 1883 г. Холст, масло. 35х28. Из частного собрания, Москва
Дорога в лесу. Из частного собрания.
Рібаки. 1859 г. Холст, масло. 57,5х80. Из частного собрания, Москва
Весенний разлив. Из частного собрания.
Грачи прилетели. 1890-е гг. Повторение одноименной картины 1971 г. Холст, масло
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
«ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ» АВТОРСКАЯ КОПИЯ
Произведение замечательного русского пейзажиста Алексея Саврасова «Грачи прилетели», созданное в 1871 году, широко известно не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Эта картина, а также ее великолепное авторское повторение украшают Третьяковскую галерею в Москве и Ленинградский русский музей.
Казалось бы, что нового можно узнать о столь известном полотне, а между тем новое есть. В 1966 году для своей скромной коллекции живописи я приобрел в Белоруссии потемневшую от времени картину. Она производила удручающее впечатление. Холст был покрыт многолетней грязью. Кто-то снял его с подрамника. Предыдущий владелец считал, что «Грачи» низкопробная копия, и обращался с картиной очень небрежно.
После специальной промывки и закрепления на подрамнике полотно ожило. «Грачи» написаны на старом холсте. Краски были нанесены на него очень давно. Никакой реставрации раньше не производилось. Все это давало возможность предположить, что картина была написана еще при жизни Саврасова.
Копиисты почти всегда стремятся как можно точнее повторить оригинал. Картина же, о которой идет речь, имеет немало только ей присущих особенностей. Грач на переднем плане в левей части холста не держит в клюве прутик, гнезда расположены несколько иначе, чем на известном полотне, в заборе большее количество столбов, на снегу нет многочисленных следов опавших веток. Все эти, на первый взгляд, совершенно незначительные мелочи говорят о том, что полотно не принадлежит кисти обычного копииста. Кто же его автор?
Если внимательно присмотреться к холсту, то нетрудно заметить, что отдельные части картины написаны очень неодинаково. С большим мастерством передано небо. Облака влажные, тяжелые. Кажется, из них вот-вот прольется первый весенний дождь. Так писать небо мог только большой мастер. Характер саврасовской живописи имеет и талая вода возле деревьев с грачиными гнездами. Очень неплохо написаны церквушка и строение, а вот грач какой-то статичный, мертвый. Снег на переднем плане проработан небрежно, словно его писал кто-то другой. Особенно грубо выполнена одна из ветвей дерева, стоящего у воды. Тут художник даже не пользовался кистью, а размазал краску пальцем. Мастер подделок не допустил бы таких небрежностей. А подпись автора в правом углу холста не вызывает сомнений относительно ее подлинности. Все это говорит о том, что картина принадлежит кисти Саврасова. Только он как автор мог допустить небрежность в отдельных фрагментах произведения.
Невольно возникают вопросы: когда же была написана Саврасовым эта картина, что заставило художника окончить ее наспех?
Ответ на эти вопросы можно найти в книге «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского. Ее автор встречался с художником и посвятил ему краткий тепло написанный очерк. Академик живописи Алексей Саврасов, вероятно, создал повторение «Грачей» незадолго до смерти. Тогда художник остро нуждался. Хроническая болезнь не давала ему покоя. Известно, что Саврасов в Москве неоднократно повторял свою замечательную картину. Одна из авторских копий и стала теперь частью моей коллекции.
К. ПРОМЕНИЦКИЙ,
кандидат искусствоведения

Пейзаж с рекой и рыбаком. 1859 г. Холст, масло. 59х82. Государственный художественный музей Латвийской ССР. Рига.
Вечерний пейзаж. 1861 г. Холст, масло. 47х69. Государственный художественный музей Латвийской ССР. Рига.
Пейзаж с фабрикой. Акварель. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

среда, 5 марта 2008 г.

Жуков Николай Николаевич

Жуков Николай Николаевич (1908-73), российский график, народный художник СССР (1963), член-корреспондент АХ СССР (1949). Серии тематических рисунков: «В. И. Ленин» (с 1940), «О детях» (1943-68); иллюстрации, плакаты. Государственная премия СССР (1943, 1951).
С добрым утром. 1960 г.
Алёша. 1957 г.
Марина
Стихи
Рабочее утро. 1956 г.
Андрюша
Вот и готово! 1951 г.
Ученица балетного училища. 1957 г.
Сказки Пушкина. 1949 г.
Русские снежки
Своя мысль. 1949 г.
Заболела мама. 1957 г.
В.И. Ленин в гимназические годы. 1943 г.
Маленький негр.
В детском саду в Праге
Итальянка
Маленькая финка

Коровин Константин Алексеевич (продолжение)

Москва. 1914 г. Государственный Исторический музей
Кемь. 1905 г. Картон, масло. 32х50. Частное собрание
Ранняя весна. 1921 г. Частное собрание
Фаэтон в Севастополе. 1916 г. Холст, масло. 70х92. Частное собрание
Портрет итальянской певицы Салюд-Отон
Лунная ночь. Зима.
Речка Воря. Абрамцево. Государственная Третьяковская галерея
Натюрморт. Государственная Третьяковская галерея
Натюрморт. 1912 г. Государственная Третьяковская галерея
Сарай. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея
Бумажные фонари. 1898 г. Государственная Третьяковская галерея
Парижское кафе. Государственная Третьяковская галерея
Улица во Флоренции в дождь. Холст, масло. 38,8х19,8 см. Государственная Третьяковская галерея
Мостик. Государственная Третьяковская галерея
Неудача. Государственная Третьяковская галерея

вторник, 4 марта 2008 г.

Алексей Кондратьевич Саврасов

Картины Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897 гг.) из собрания Государственной Третьяковской галереи:
Грачи прилетели. 1871 г. Холст, масло 62х48,5 см.

Картина стала основополагающим живописным творением, утвердившим обобщающий образ национальной природы пейзажной школе. Произведение лучшим среди пейзажей первой передвижной выставки. И. Н. Крамской счел возможным написать о нем следующие знаменательные строки: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов (приставший) и барон Клодт, и И. И. (Шишкин — ред.). Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Глубоко осознанное стремление живописца к типизации пейзажного образа выявляется даже в выборе местности, где была написана картина — село Молвитиново, бывшей Костромской губернии. Его наименование художник нашел необходимым проставить на холсте рядом с датой и своей подписью. И если сегодня это на звание, казалось бы, ничего не говорит зрителю, то лишь потому, что это селение получило в советское время новое высокое имя — Сусанино. Таким образом, произведение создавалось на этюдном материале, собранном на родине великого русского патриота. Указав на это в подписи на полотне, мастер хотел еще глубже связать образ картины с широким понятием Родины, словно желая напомнить, что из подобных скромных, рассеянных по России деревень и сел выходили бесчисленные герои, которыми никогда не перестает гордиться породивший их народ. «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к родной земле»,— справедливо отметил И. И. Левитан в 1897 году.
Волга
Кутузовская изба
Дворик. Зима
Рожь. 1881 г.
Лесная дорога в Сокольниках
Лесной остров в Сокольниках. 1869 г.
Озеро в горах Швейцарии. 1866 г.
Вид на Кремль в ненастную погоду. 1851 г.
Просёлок. 1873 г.
Сельский вид. 1867 г.
К концу лета на Волге. 1873 г.
Весенний пейзаж
Весенний разлив
После грозы