Морской берег в окрестности Ораниенбаума. 1854 г. г. Холст, масло. 44х71. Из частного собрания. Ленинград
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
«ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ» — АВТОРСКАЯ КОПИЯ
Произведение замечательного русского пейзажиста Алексея Саврасова «Грачи прилетели», созданное в 1871 году, широко известно не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Эта картина, а также ее великолепное авторское повторение украшают Третьяковскую галерею в Москве и Ленинградский русский музей.
Казалось бы, что нового можно узнать о столь известном полотне, а между тем новое есть. В 1966 году для своей скромной коллекции живописи я приобрел в Белоруссии потемневшую от времени картину. Она производила удручающее впечатление. Холст был покрыт многолетней грязью. Кто-то снял его с подрамника. Предыдущий владелец считал, что «Грачи» — низкопробная копия, и обращался с картиной очень небрежно.
После специальной промывки и закрепления на подрамнике полотно ожило. «Грачи» написаны на старом холсте. Краски были нанесены на него очень давно. Никакой реставрации раньше не производилось. Все это давало возможность предположить, что картина была написана еще при жизни Саврасова.
Копиисты почти всегда стремятся как можно точнее повторить оригинал. Картина же, о которой идет речь, имеет немало только ей присущих особенностей. Грач на переднем плане в левей части холста не держит в клюве прутик, гнезда расположены несколько иначе, чем на известном полотне, в заборе большее количество столбов, на снегу нет многочисленных следов опавших веток. Все эти, на первый взгляд, совершенно незначительные мелочи говорят о том, что полотно не принадлежит кисти обычного копииста. Кто же его автор?
Если внимательно присмотреться к холсту, то нетрудно заметить, что отдельные части картины написаны очень неодинаково. С большим мастерством передано небо. Облака влажные, тяжелые. Кажется, из них вот-вот прольется первый весенний дождь. Так писать небо мог только большой мастер. Характер саврасовской живописи имеет и талая вода возле деревьев с грачиными гнездами. Очень неплохо написаны церквушка и строение, а вот грач какой-то статичный, мертвый. Снег на переднем плане проработан небрежно, словно его писал кто-то другой. Особенно грубо выполнена одна из ветвей дерева, стоящего у воды. Тут художник даже не пользовался кистью, а размазал краску пальцем. Мастер подделок не допустил бы таких небрежностей. А подпись автора в правом углу холста не вызывает сомнений относительно ее подлинности. Все это говорит о том, что картина принадлежит кисти Саврасова. Только он как автор мог допустить небрежность в отдельных фрагментах произведения.
Невольно возникают вопросы: когда же была написана Саврасовым эта картина, что заставило художника окончить ее наспех?
Ответ на эти вопросы можно найти в книге «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского. Ее автор встречался с художником и посвятил ему краткий тепло написанный очерк. Академик живописи Алексей Саврасов, вероятно, создал повторение «Грачей» незадолго до смерти. Тогда художник остро нуждался. Хроническая болезнь не давала ему покоя. Известно, что Саврасов в Москве неоднократно повторял свою замечательную картину. Одна из авторских копий и стала теперь частью моей коллекции.
К. ПРОМЕНИЦКИЙ,
кандидат искусствоведения
Пейзаж с рекой и рыбаком. 1859 г. Холст, масло. 59х82. Государственный художественный музей Латвийской ССР. Рига.