В данной публикации представлены репродукции картин Поленова В.Д., которые находятся в Государственной Третьяковской галерее.
Бабушкин сад. 1878 г. Холст, масло. 54,7х65 см.
Ливень. 1874 г.
Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия. 1874 г.
Горелый лес. 1881 г.
Лодка. 1880 г.
Больная. 1881-1886 гг. Холст, масло. 135х187 см.
Замысел картины родился у живописца еще в 1873 году. Находясь в зарубежной командировке после окончания Академии художеств, Василий Дмитриевич Поленов познакомился в Риме с Е. Богуславской, русской студенткой Лейпцигского университета. Передовые взгляды девушки, оставившей родину, чтобы получить образование (в России женщин не принимали в высшие учебные заведения), произвели сильное впечатление на молодого художника. Между тем, Богуславская тяжело болела туберкулезом. Приняв участие в ее судьбе, Поленов позднее, когда ее состояние вконец ухудшилось, помог ей денежными средствами для возвращения в Россию, где вскоре она угасла на руках близких.
Печальное событие послужило толчком для создания картины. В основном написана она была в 1881 году, но оставалась в мастерской живописца еще до 1886 года, когда, слегка пройдя холст в ряде мест кистью, он экспонировал ее на XIV передвижной выставке.
Современному зрителю уже трудно уловить подлинные причины гибели юного существа (кроме непосредственного факта болезни): невозможность получить девушке должное образование на родине, тщетное желание отдать молодые силы обществу, скитание по чужим углам на чужбине, постоянное недоедание. Но в ту пору, когда это еще не стало историей, Поленов был правильно понят зрителем. Его картина имела большой успех.
Переправа через реку Оять. С мельницы
Источник Девы Марии в Назарете. 1882 г. (Этюд из путешествия по Востоку)
Харам-Эш-Шериф. 1881-1882 гг. Холст, масло. 37х54,4 см.
Этюд «Харам-Эш-Шериф», экспонированный среди других на XIII передвижной выставке, интересен в том отношении, что позволяет глубже понять внутренний смысл создания Василием Дмитриевичем Поленовым его этюдного цикла 1881—1882 годов. И. С. Остроухов по данному поводу писал: «Поленов в этих этюдах открывал тайну новой красочной силы и пробуждал... смелость такого обращения с краской, о которой он раньше и не помышлял».
В своих палестинских этюдах художник выступал активнейшим из проводников основ пленэрной живописи. В эту пору стремление к передаче освещения, красочного богатства мира все более захватывало мастеров и зарубежного и русского искусства. Это привело к высокому развитию этюдной живописи. Ведь именно работа на открытом воздухе помогла им увидеть, что цвета, гаснущие и тускнеющие в освещении мастерской, оказываются такими светлыми и живыми на открытом воздухе, в условиях непосредственного воздействия световоздушной среды.
Контрастно-яркие и одновременно нежные, тонко подобранные краски полотен, привезенных Поленовым с Востока, представляют собой подлинную драгоценность. Примечательно, что П. М. Третьяков купил прямо с выставки почти все этюды Поленова для своего собрания.
Константинополь. 1882 г.
Задворки.
Заросший пруд. 1879 г.
Троада. 1881 г.
Нил у Фиванского хребта. 1881 г.
Пруд в парке. Ольшанка. 1877 г.