четверг, 10 апреля 2008 г.

Василий Иванович Суриков. =Утро стрелецкой казни=

Утро стрелецкой казни. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент
Деталь
Иностранец. Этюд. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Чернобородый стрелец. Этюд. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Стрелец, прощающийся с народом. Этюд. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Рыжий стрелец в шапке. Этюд. Холст, масло. 31х25,5. Киевский государственный музей русского искусства
Стрелец в шапке Этюд. 1879 г. бумага, граф. и чёрный карандаши. Государственная Третьяковская галерея
Плачущая девушка. Этюд. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Жена стрельца, уводимого на казнь. Этюд. 1879 г. Государственный музей искусств Узбекской ССР
Мальчик, припавший к плачущей матери. Этюд. Акварель. Государственная Третьяковская галерея

вторник, 8 апреля 2008 г.

ЛЕВ ЮРЬЕВИЧ КРАМАРЕНКО

ЛЕВ ЮРЬЕВИЧ КРАМАРЕНКО (1888—1942)
Картины, воспроизведенные в этом комплекте открыток, написаны советским художником Львом Юрьевичем Крамаренко в тридцатых и в начале сороковых годов. В пейзажах Самарканда, Бухары, Крыма, Москвы и Подмосковья, в натюрмортах художник верно передает характерные особенности природы, городов, селений, архитектуры и, что очень важно в искусстве живописи, воссоздает облик нашей страны в цельных, красивых и гармоничных художественных образах.
Главным и определяющим средством создания этих образов в работах Л. Ю. Крамаренко является цвет, богатый и сложный, который как бы лепит формы предметов, передает атмосферу солнечного дня с резкими тенями и яркостью освещения или спокойный рассеянный свет пасмурного дня, когда цвет каждого предмета приобретает особую чистоту и ясность. Не иллюзорными средствами, а сложными градациями и контрастами теплых и холодных цветов достигает художник жизненности создаваемых им образов. Благодаря взаимодействию и гармоничной организации цветов в его произведениях возникает красивый живописный образ, убедительно выражающий общее состояние взятого художником мотива. Работы художника, представленные в подборке, можно разбить на три цикла — это пейзажи Самарканда, Бухары, Крыма, затем подмосковные места и, наконец, натюрморты. В среднеазиатских пейзажах сама древняя архитектура старинных городов с ее геометрически четкими крупными формами как бы диктовала художнику обобщенную живописную манеру письма. Несколько иной характер имеет цикл московских пейзажей, отличающийся лирическим строем образов. Автор с увлечением пишет мотивы ранней весны или первого снега, находя тонкие и красивые оттенки цвета, передающие своеобразную красоту городских бульваров, тихих улиц и двориков.
В серии натюрмортов Крамаренко в полной мере проявляется его природный декоративный дар. Здесь автор достигает большой звучности колорита, сохраняя строгую и четкую композицию и вполне осязаемую объемность предметов. Эти живописные особенности натюрмортов связывают представленную в открытках станковую живопись художника с его работами в области монументального искусства. Еще в 1911 году Л. Ю. Крамаренко после обучения в мастерской профессора Петербургской Академии художеств Д. Н. Кардовского, а затем в парижских студиях Герена и Боннара, побывал в Италии, где изучал монументальные росписи мастеров раннего Возрождения, а затем в Мюнхене знакомился с большими декоративными панно Ганса Маре. В 1916 году, готовясь выполнить роспись Школы народного искусства в Петрограде, Крамаренко ездил в Новгород для того, чтобы сделать копии фресок церкви на Волотовом поле. Роспись школы ввиду военного времени не была осуществлена. Однако изучение замечательных образцов национальной древней живописи и монументального искусства мастеров итальянской школы не пропало даром и позволило Крамаренко в первые же годы Советской власти преподавать монументальную живопись в Киевской Академии художеств. В 1930 г. под его общим руководством молодыми художниками И. Жданко и Ю. Садиленко были написаны фрески в зале Президиума Украинской Академии наук. Сам же он в монументальной мастерской выполнил в технике альфреско целый ряд произведений.
Воспитание молодых художников было важнейшим делом всей жизни Л. Ю. Крамаренко. Он руководил монументальной мастерской, в 1923 году был ректором Киевского художественного института, а в конце 20-х годов деканом живописного факультета этого института. С 1935 по 1941 год Крамаренко был профессором живописи Института повышения квалификации художников в Москве и воспитал многих молодых московских живописцев.
Но работа в области монументальной живописи и многолетняя педагогическая практика никогда не отрывали художника от систематической работы над станковой картиной. Почти ежедневно, вставая в 5—6 часов утра, Л. Ю. Крамаренко садился за мольберт или брал этюдник и шел писать пейзаж. Кроме того, каждый год в летние месяцы художник уезжал на Кавказ, в Крым, на Украину, в Донбасс, в Среднюю Азию, где много и напряженно работал с натуры.
Именно в это время непосредственного общения с природой развивался живописный метод художника, рождался яркий и своеобразный пластический язык, познавалась живописная красота и богатство мира, динамика окружающей жизни. Метод Крамаренко был близок принципам живописи таких советских художников, как П. Кончаловский, А. Лентулов, А. Осмеркин, для творчества которых характерно стремление раскрывать правду и красоту действительности всем богатством звучной, насыщенной палитры. В соответствии с этой живописной системой Крамаренко, передавая форму предметов и пространство, трактовал их не при помощи лишь темных и светлых тонов, а на основе верных, взятых во всей сложности и звучности цветовых отношений. В его произведениях краски, взаимодействуя друг с другом, создают сложный колорит, который не только красив сам по себе, но и правдиво выражает характер места, сцен и предметов. Мало еще известная широким кругам советских зрителей живопись Льва Юрьевича Крамаренко, образцы которой представлены в этих открытках, входит в общий поток развития советского искусства как одно из его интересных и характерных явлений.
В. Костин

Весна на Истре. 1941 г. Холст, масло.
Солнечный день. 1934 г. Холст, масло.
Крымский натюрморт. 1937 г. Холст, масло.
Чайхана. 1935 г. Бумага, гуашь.
Хауз и чайхана. 1935 г. Бумага, гуашь
Вечер в Бухаре. 1935 г. Бумага, гуашь
Уголок базара. 1935 г. Холст, масло
Москва в пасмурный день. 1940 г. Холст, масло
Зима. Москва. 1940 г. Холст, масло.
Натюрморт на белой скатерти. 1937 г. Холст, масло.
Отузы. Крым. 1937 г. Холст, масло.
Бухара. 1935 г. Бумага, гуашь
Город. 1935 г. Бумага, акварель

понедельник, 7 апреля 2008 г.

Соколов Владимир Иванович


Соколов Владимир Иванович (1872, Ярославская губерния – 1946, Загорск). Живописец, график, мастер лирического пейзажа, работал в области декоративно-прикладного искусства.
Старая кузница. Линогравюра 1920-е гг.
Митрополичьи покои. Лист из альбома "Сергиев посад". Цветная автолитография. 1916-1917 гг.
Углич. Лист из серии "Домики". Линогравюра, подкрашенная автором. 1917 г.
Летний день. Темпера. 1914 г. Частное собрание. Москва
Осень в Загорске. Первый снег. Темпера. 1915 г. Частное собрание. Москва
Стена Кремля. Лист из альбома "Ростов Великий". Линогравюра. 1925 г.
Весна. Линогравюра. 1922 г.
Шатры. Иллюстрация к путеводителю по Сергиевскому историко-художественному музею. Гравюра на дереве. 1927 г.
Покинутая усадьба. Масло. 1900 г. Иркутский областной художественный музей
Камчатский лес. Цветная линогравюра. 1939 г.
Открытое окно. Масло. Частное собрание. Москва
Загорск. Масло. 1927 г. Частное собрание. Москва
В Карелии (фрагмент)

воскресенье, 6 апреля 2008 г.

О.И. Маслаков - художник-иллюстратор

На Невском проспекте. Ленинград
Ленинград. Стрелка ЦПКиО имени С.М. Кирова
Ленинград. Растут новые районы
В морозный день на заливе.
Лыжная прогулка
На озере Разлив
Ленинград. Исаакиевская площадь
Ленинград. У Петропавловской крепости
Ленинград. Академический театр драмы имени А.С.Пушкина
Ленинград. У Московского парка Победы
У Финляндского вокзала
Ленинград. Морозом дышит Летний сад
Ленинград. Стрелка Васильевского острова
Ленинград. Смольный
Ленинград. Дворцовая площадь
Ленинград. Перед Медным всадником