четверг, 10 апреля 2008 г.

В.И. Суриков - пояснения к наборам открыток

Сурикова всегда привлекали смелые свободолюбивые люди, яркие сильные личности, отдавшие жизнь борьбе за народное дело, большие народные движения, когда массы людей активно выходили на историческую арену. Поэтому, естественно, художника интересовала личность Степана Разина, вождя грандиозного крестьянского восстания XVII века.

Замысел картины о Разине возник у Сурикова еще в 1887 году, в период окончания им «Боярыни Морозовой». Тогда же был создан и первый эскиз композиции. На нем изображена атаманская лодка, окруженная флотилией казацких стругов. В лодке — Степан Тимофеевич и плененная им княжна. Художник обратился здесь к эпизоду с персидской княжной, стремясь в этом сюжете выразить преданность атамана народному делу.

В 1900 году Суриков вновь обратился к этому сюжету. Но первый эскиз его не удовлетворил своей мелодраматичностью. Художник задумал выразить более широкое народное представление о крестьянском вожде, показать Степана, «думающего думу» о народе и его судьбах.

Почти шесть лет трудился он над картиной, работая над композицией, подыскивая соответствующую натуру для образов Разина и казаков. Им было сделано множество этюдов на Волге и Каме, в Сибири и на Дону. Художник старался найти необходимый для его замысла пейзаж, изучал исторические аксессуары -оружие, одежду, утварь того времени.

На картине изображен тяжелый казацкий струг, плывущий среди бескрайних волжских просторов. В центре струга сидит погруженный в свои мысли атаман. Прекрасно передано художником вечернее освещение, ощущение тишины и задумчивости — все это сообщает картине песенную задушевность и поэтичность.

Суриков проявляет свойственное ему высокое композиционное мастерство. Строя композицию по диагонали, срезая парус верхним краем картины и часть струга нижним, найдя выразительный мерный ритм движений фигур, взмахов весел, он достигает ощущения плавного безостановочного движения, впечатления эпического величия изображенного.

Но художник не был удовлетворен образом Разина, созданным им. Он вновь и вновь переписывал картину, даже после того, как она побывала на выставке в 1906 году. В 1910 году художник создал рисунок, наиболее ярко раскрывающий его представление о Разине, как о вожде крестьянского движения. Этот лаконичными средствами исполненный рисунок полон драматизма и большой внутренней силы. Упорная неотступная мысль отразилась на сумрачном суровом лице атамана с грозно нахмуренными бровями и крепко сжатым ртом.

В те же годы Суриков создает несколько превосходных по характеристике, пластике и колориту портретов — «Женский портрет», «Портрет доктора А. Д. Езерского».

Блестящий мастер исторических полотен, Суриков великолепно владел техникой акварельной живописи. В небольших акварелях также проявился дар замеча­тельного колориста. Его пейзажи Кавказа, Крыма, Мо­сквы, Сибири полны воздуха, в них великолепно пере­дано освещение, характерные особенности местности.

В 1910 году вместе с мужем своей дочери П. П. Кончаловским, впоследствии выдающимся советским ху­дожником, Суриков совершил поездку в Испанию и Францию. Из поездки он привез прекрасные акварели. Особенно интересна сцена боя быков, выражающая динамику и драматизм корриды. Хороши также пейзажные акварели, передающие знойное солнце Испании.

В 1910 году после посещения собора Василия Блаженного у Сурикова возник замысел новой картины на сюжет из далекого прошлого — «Посещение царевной женского монастыря», и художник в течение почти двух лет работал над этим полотном. Но картина не удалась, несмотря на прекрасную живопись, великолепно написанные аксессуары — иконы, ризы, одежды. Художник героической темы, сильных характеров, мастер эпических народных сцен не мог проявить своего таланта в историко-бытовом, по существу, незначительном сюжете, который несомненно был внутренне чужд ему. По-видимому обращение Сурикова к этому сюжету было вызвано стремлением обратиться к исторической теме, которая раньше давала ему возможность создавать великолепные картины.

Суриков обращается и к другим историческим темам — создает эскизы «Княгиня Ольга встречает тело Игоря» (1915), «Убийство Юлия Цезаря» (1907), «Императрица Анна Иоанновна в Петергофе стреляет оленей» (1900), но эти темы также не были близки художнику и он отказался от их дальнейшей разработки.

Интересный рисунок, изображающий Пугачева, создал Суриков, увидев в Ростове-Ярославском, в трактире, одного человека, лицо которого поразило художника. Пугачев изображен закованным в кандалы, сидящим в железной клетке. Художника до самой смерти не оставляла мысль о создании картины о Пугачеве. Долгие годы Суриков вынашивал замысел картины о Красноярском бунте 1695—1698 годов, народных волнениях, когда красноярские казаки выступили против присланных из столицы воевод. Это событие особенно привлекало Сурикова потому, что его предки Илья и Петр Суриковы и предки по материнской линии казаки Торгошины участвовали в Красноярском бунте. Художник сделал два рисунка эскиза картины. Но осуществить свой замысел он не смог.

Василий Иванович Суриков умер 6 марта 1916 года в Москве.

Значение художественной деятельности Сурикова трудно переоценить. Он является, бесспорно, крупнейшим русским историческим живописцем. Исторический процесс раскрывается в его полотнах как история народа. Художник сумел проникнуть в духовный мир людей далекого прошлого, понять его и выразить в живых полнокровных образах, передать их своеобразный склад ума, проявление чувств и внешний облик. Суриков поэтизирует в своих картинах не старину, не далекое прошлое, а смелых героических людей, проявлявших удивительную стойкость и силу духа, поэтизирует лучшие черты русского народа.

В. Чесноков

Возвратясь из заграничной поездки, Суриков приступил в 1884 году к созданию картины «Боярыня Морозова», которая стала его центральным произведением. Эту картину Суриков задумал гораздо раньше, еще в 1881 году, во время работы над «Стрельцами», но только теперь, после окончания «Меншикова в Березове», он счел себя подготовленным к созданию этой грандиозной многофигурной композиции.

В этой картине Суриков опять обращается к XVII веку, к сложному противоречивому периоду русской истории, времени крупных социально-экономических и политических преобразований. В XVII веке произошли многочисленные народные волнения, мятежи и бунты, и именно в этом столетии феодальную Русь потрясли мощные крестьянские восстания — восстания Болотникова и Степана Разина.

В середине XVII века усиливается процесс национального объединения страны и укрепляется царский абсолютизм, развивается промышленность и торговля. Вместе с тем усиливается эксплуатация низших классов города и деревни. В 1649 году было принято «Уложение», по которому крестьяне были окончательно закрепощены. Все большие притеснения терпит и городской мелкий люд. Обогащение и усиление высших классов происходит за счет закабаления трудовых масс города и деревни.

В XVII веке насаждаются элементы западной культуры. Стремясь превратить церковь в послушный аппарат самодержавия, царь Алексей Михайлович проводит в 1652 году церковную реформу, которая по существу затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии (введено крещение тремя перстами вместо двуперстия, троекратное пение «аллилуйя» вместо двоекратного и т. п.). Но в сознании народа обострение эксплуатации, изменение религиозной службы и насаждение чуждой культуры связывалось в единое целое, враждебное всему русскому, национальному, и поэтому раскол, протест против новых обрядов охватил разные и сравнительно широкие слои населения. Защитники старой веры считали, что они защищают общерусское, общенародное дело.

Несмотря на знатность и близость ко двору боярыня Морозова была ярой приверженницей старой веры. Царь неоднократно требовал от нее признания церковной реформы, однако Морозова упорствовала и призывала народ не изменять вере своих отцов. В 1672 году Морозова была схвачена вместе с ее сестрой княгиней Урусовой, подвергнута допросам и пыткам и заточена в земляную тюрьму в Боровске.

Суриков изобразил тот момент, когда закованную в кандалы боярыню везут на допрос. Этот сюжет позволил художнику дать характеристику Морозовой и показать отношение народа к боярыне, а значит и к расколу. Он развернул на полотне необычайно жизненную сцену, обнаружив громадную наблюдательность, удивительное проникновение в духовный мир людей, способность передать тончайшие движения души, оттенки чувств и переживаний.

Боярыня Морозова охарактеризована как человек исключительной стойкости и силы духа. Ее бледное исступленное лицо с горящими глазами красиво той особенной духовной красотой, которая заключается в самоотречении ради общего дела. «Она так бесстрашно идет на лютую муку, — писал о суриковском образе Морозовой В. Г. Короленко, — и этим будит в нас сочувствие к своему подвигу. Есть нечто великое в человеке, идущем сознательно на гибель за то, что он считает истиной. Такие примеры пробуждают в вас веру в человеческую душу».

Твердость духа и самоотверженность боярыни вызывает у присутствующих на улице людей глубокие мысли и чувства. Многие невольно снимают шапки, крестятся, отдают ей земные поклоны, с сочувствием смотрят ей вслед. Только два попа — сторонники новой веры — осмеивают Морозову. Раскрывая отношение людей к Морозовой, художник как бы показывает сочувствие народа к расколу и тем самым — протест его про тив притеснений со стороны имущих классов.

Композиция картины, психологическая обрисовка действующих лиц, колорит — все подчинено созданию большого художественного образа. Благодаря тщательной построенности, выверенности, композиция картины приобретает монументальность, и вся сцена получает особую значительность, она воспринимается не как будничный эпизод, а как событие, заключающее в себе большой социально-исторический смысл.

Композицией, ритмом движений фигур и пятен цвета Суриков достигает большого напряжения, драматизма. Картина как бы посвящена двум темам — героизму Морозовой, величию ее души и раскрытию духовной красоты русских людей. И в цветовом построении ее также выделяются два мотива — драматический, достигнутый сопоставлением трагически звучащих в центре полотна больших пятен красного и черного, и лирический, выраженный в мягком гармоничном сочетании звучных голубых, сиреневатых, розоватых и золотисто-желтых тонов.

Новым в русской живописи явилось изображение громадной толпы людей на открытом воздухе, на снегу. Суриков великолепно справился с этой труднейшей задачей, тонко сгармонировав между собой яркие, звонкие тона лиц, одежды, пейзажа. Вся сцена насыщена светом, все предметы окутаны воздухом, замечательно передано в картине морозное зимнее утро, заиндевевшие деревья, тающие в тумане дома.

«Боярыня Морозова», выставленная в феврале 1887 года на XV передвижной выставке, была встречена прогрессивными кругами русского общества как огромное явление русской культуры. «Суриков — просто гениальный человек. Подобной исторической картины у нас не было...» — писал В. В. Стасов. Высокую оценку картине дали многие художники и писатели.

Гигантская работа предшествовала созданию «Боярыни Морозовой». Художником были созданы десятки и сотни эскизов, этюдов, набросков, в которых выкристаллизовывался замысел полотна, все более и более определенные и выразительные черты получали персонажи картины.

Очень много поисков было связано с центральным образом — боярыни Морозовой. Суриков написал массу этюдов, пока, наконец, не нашел характер, соответствовавший его представлению. И на этюде из Третьяковской галереи дана почти полностью повторенная затем в картине характеристика. Здесь выражен уже тот неукротимый, яростный характер, убежденность, страстность. Но лицо боярыни в картине приобрело землистый оттенок, под глазами ее залегли темные круги, и во всем ее облике больше аскетизма и слепого фанатизма. Прекрасный этюд головы склонившейся боярышни в желтом платке находится в собрании семьи художника. Суриков создал здесь образ девичьей свежести и чистоты, полный поэтической задумчивости. В картине образ боярышни получил черты религиозности, скорби, страдания.

Для каждого из персонажей Суриков сделал большое количество этюдов, многие из них написаны на воздухе, с целью изучения влияния света и окружающей среды на изменение цвета. Так, например, один из этюдов для юродивого художник писал, посадив свою модель на снегу. Видимо, в пленере написан и этюд задумавшегося подростка: на смуглом загорелом лице мальчика отчетливо видны холодноватые рефлексы. Суриков писал пейзажные этюды, изучая освещение зимнего дня или утра, сверкание свежеразваленного полозьями саней рыхлого снега. Он разыскивал и запечатлевал для картины конскую упряжь, изукрашенные дуги, узорчатые одежды XVII столетия.

Многие из этюдов, созданных Суриковым в процессе работы над картиной, настолько хороши, совершенны по исполнению, что могут быть рассмотрены по существу как самостоятельные художественные произведения.

Результатом всей этой грандиозной работы явилась «Боярыня Морозова» — лучшая истори­ческая картина Сурикова, ставшая гордостью рус­ского искусства.


Ещё во время работы над «Стрельцами» Суриков задумывает новые картины на исторические сюжеты. Так, он пишет эскиз «Царевна Ксения Годунова», но вскоре отказывается от этого мотива: личная судьба царевны была слишком мелкой темой для могучего дарования художника.

Более удачными оказываются другие замыслы, связанные с увлекшим художника XVII веком, этим бурным и сложным периодом русской истории, — «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». Впоследствии эти картины вместе с «Утром стрелецкой казни» составят замечательную художественно-историческую трилогию Сурикова.

Суриков задумал «Меншикова в Березове» летом 1881 года, когда он жил с семьей в подмосковной деревне Перерве. «В избушке тесно было. И выйти нельзя — дожди. Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел? И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг. .. Меншиков! Сразу всю картину увидал. Весь узел композиции... » — рассказывал позже художник.

Сурикова привлекла личность Меншикова, очень характерная для Петровской эпохи. Этот сын простолюдина, в детстве торговавший пирожками, благодаря своим талантам и счастливому стечению обстоятельств, стал ближайшим соратником и другом Петра I, выдающимся государственным деятелем. Вскоре после смерти Петра он был обвинен придворными иностранцами в хищениях, вследствие этого лишен всех чинов, наград и имений и сослан в далекий сибирский город Березов. Этот последний период жизни Меншикова и лег в основу сюжета картины.

Суриков изобразил опального, вельможу в кругу своей семьи во время чтения Евангелия, погруженного в свои невеселые думы. Меншиков характеризован художником как сильный, энергичный, умный по натуре человек, на лице которого отразились овладевшие им воспоминания, сожаления о былом, злоба на своих врагов. Но в то же время во всем его облике чувствуется уже какая-то скованность, обреченность — об этом свидетельствуют сгорбленная фигура, осунувшееся лицо, остановившийся взгляд и другие почти неуловимые признаки. Общее состояние безысходности еще усиливается благодаря характеристике остальных членов семьи, погруженных в тяжелые мысли.

Суриков создал здесь психологически глубокую, эмоционально-насыщенную сцену, достиг необычайной силы выражения. Поэтому содержание картины гораздо глубже и шире, чем судьба семьи Меншикова. В трагедии сосланного вельможи здесь раскрывается судьба «птенцов гнезда Петрова», людей «петровской формации», оказавшихся теперь, во время засилья иностранцев, не у дел. Изображенная сцена, таким образом, свидетельствует о закате Петровской эпохи.

Удивительны цельность и пластическая красота картины, гармоничность и соразмерность всех ее частей, проникновение художника во внутренний мир людей, необычайно тонкое выражение их сложнейших чувств и переживаний. Мало найдется в русской живописи произведений равных живописных достоинств. Колорит картины, темный, насыщенный, но очень звучный, усиливает ощущение драматизма происходящего. Суриков достигает большой убедительности в изображении лиц, рук, одежды, тканей, освещения всей сцены, создавая удивительные по красоте цветовые звучания.

Суриков работал над картиной почти два года, стремясь как можно глубже раскрыть характеры и переживания своих героев. Особенно много художник работал над образом Меншикова, изучая сохранившиеся иконографические материалы. «А потом нашел еще учителя — старика Невенгловского; он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики первой гимназии. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил», — вспоминал впоследствии сам художник.

Этюд, написанный со старого учителя, был значительно переработан Суриковым, и образ Меншикова приобрел в картине ту глубину и сложность, ту пластическую силу, которая делает его незабываемым. Замечательный акварельный этюд для образа Марии Меншиковой, написанный с жены художника, в основном уже содержит ту характеристику, которая вошла в картину, — выражение безысходного горя и страдания.

Картина «Меншиков в Березове» была выставлена в марте 1883 года на XI Передвижной выставке, а затем приобретена Третьяковым.

Летом 1883 года Суриков исполнил великолепный этюд «Старик на огороде», очень оптимистичный по мироощущению, написанный в пленере, полный света и воздуха. Образ крепкого, здорового, загорелого мужика дан здесь в органическом слиянии с природой.

В этом же 1883 году Суриков осуществил свое давнишнее желание — вместе с семьей он отправился в заграничное путешествие, чтобы расширить свое художественное образование, познакомиться с сокровищами мирового искусства. Он побывал в Германии, Франции, Италии и Австрии, посетил многие знаменитые музеи и картинные галереи. В творчестве великих художников его привлекла глубина мысли и чувства, простота и сила выражения, непосредственность видения мира. Особенно восхищался художник произведениями великих колористов — Веласкеса, Тициана, Тинторетто и Веронезе.

Во время путешествия Суриков не перестает заниматься живописью. Особенно много и успешно он работает в Италии. Его привлекли своей яркой красочностью и праздничностью итальянские народные праздники. Он пишет здесь акварель «Римский карнавал», в которой стремится передать веселье карнавального гулянья, а затем этюд и небольшую композицию «Сцена из римского карнавала», в которой изображает жизнерадостную итальянку в розовом домино, держащую в руке букет цветов. Стоя на балконе, она смотрит вниз, на улицу. Особенно удачен этюд к этой композиции - погрудное изображение итальянки в розовом, написанное с блеском, свободно, виртуозно, очень искреннее по чувству и свежее по цвету.

За границей Суриков много пишет акварелью, изображая главным образом городские пейзажи. Его акварели, особенно итальянские, исполнены очень непринужденно; они очень непосредственны по ощущению жизни. Изображая Колизей и собор св. Петра в Риме, Флоренцию или античный фонтанчик в Помпеях, Суриков стремится передать особенности итальянской природы, своеобразный облик городов или сооружений. Художник ставит и успешно решает в них задачи пленерной живописи — передачу световоздушной среды, изменение локального цвета предметов под влиянием освещения и пространства,— те проблемы, которые в полный рост встанут перед ним при работе над «Боярыней Морозовой».

В. Чесноков

Василий Иванович Суриков. =Утро стрелецкой казни=

Утро стрелецкой казни. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент
Деталь
Иностранец. Этюд. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Чернобородый стрелец. Этюд. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Стрелец, прощающийся с народом. Этюд. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Рыжий стрелец в шапке. Этюд. Холст, масло. 31х25,5. Киевский государственный музей русского искусства
Стрелец в шапке Этюд. 1879 г. бумага, граф. и чёрный карандаши. Государственная Третьяковская галерея
Плачущая девушка. Этюд. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Жена стрельца, уводимого на казнь. Этюд. 1879 г. Государственный музей искусств Узбекской ССР
Мальчик, припавший к плачущей матери. Этюд. Акварель. Государственная Третьяковская галерея

вторник, 8 апреля 2008 г.

ЛЕВ ЮРЬЕВИЧ КРАМАРЕНКО

ЛЕВ ЮРЬЕВИЧ КРАМАРЕНКО (1888—1942)
Картины, воспроизведенные в этом комплекте открыток, написаны советским художником Львом Юрьевичем Крамаренко в тридцатых и в начале сороковых годов. В пейзажах Самарканда, Бухары, Крыма, Москвы и Подмосковья, в натюрмортах художник верно передает характерные особенности природы, городов, селений, архитектуры и, что очень важно в искусстве живописи, воссоздает облик нашей страны в цельных, красивых и гармоничных художественных образах.
Главным и определяющим средством создания этих образов в работах Л. Ю. Крамаренко является цвет, богатый и сложный, который как бы лепит формы предметов, передает атмосферу солнечного дня с резкими тенями и яркостью освещения или спокойный рассеянный свет пасмурного дня, когда цвет каждого предмета приобретает особую чистоту и ясность. Не иллюзорными средствами, а сложными градациями и контрастами теплых и холодных цветов достигает художник жизненности создаваемых им образов. Благодаря взаимодействию и гармоничной организации цветов в его произведениях возникает красивый живописный образ, убедительно выражающий общее состояние взятого художником мотива. Работы художника, представленные в подборке, можно разбить на три цикла — это пейзажи Самарканда, Бухары, Крыма, затем подмосковные места и, наконец, натюрморты. В среднеазиатских пейзажах сама древняя архитектура старинных городов с ее геометрически четкими крупными формами как бы диктовала художнику обобщенную живописную манеру письма. Несколько иной характер имеет цикл московских пейзажей, отличающийся лирическим строем образов. Автор с увлечением пишет мотивы ранней весны или первого снега, находя тонкие и красивые оттенки цвета, передающие своеобразную красоту городских бульваров, тихих улиц и двориков.
В серии натюрмортов Крамаренко в полной мере проявляется его природный декоративный дар. Здесь автор достигает большой звучности колорита, сохраняя строгую и четкую композицию и вполне осязаемую объемность предметов. Эти живописные особенности натюрмортов связывают представленную в открытках станковую живопись художника с его работами в области монументального искусства. Еще в 1911 году Л. Ю. Крамаренко после обучения в мастерской профессора Петербургской Академии художеств Д. Н. Кардовского, а затем в парижских студиях Герена и Боннара, побывал в Италии, где изучал монументальные росписи мастеров раннего Возрождения, а затем в Мюнхене знакомился с большими декоративными панно Ганса Маре. В 1916 году, готовясь выполнить роспись Школы народного искусства в Петрограде, Крамаренко ездил в Новгород для того, чтобы сделать копии фресок церкви на Волотовом поле. Роспись школы ввиду военного времени не была осуществлена. Однако изучение замечательных образцов национальной древней живописи и монументального искусства мастеров итальянской школы не пропало даром и позволило Крамаренко в первые же годы Советской власти преподавать монументальную живопись в Киевской Академии художеств. В 1930 г. под его общим руководством молодыми художниками И. Жданко и Ю. Садиленко были написаны фрески в зале Президиума Украинской Академии наук. Сам же он в монументальной мастерской выполнил в технике альфреско целый ряд произведений.
Воспитание молодых художников было важнейшим делом всей жизни Л. Ю. Крамаренко. Он руководил монументальной мастерской, в 1923 году был ректором Киевского художественного института, а в конце 20-х годов деканом живописного факультета этого института. С 1935 по 1941 год Крамаренко был профессором живописи Института повышения квалификации художников в Москве и воспитал многих молодых московских живописцев.
Но работа в области монументальной живописи и многолетняя педагогическая практика никогда не отрывали художника от систематической работы над станковой картиной. Почти ежедневно, вставая в 5—6 часов утра, Л. Ю. Крамаренко садился за мольберт или брал этюдник и шел писать пейзаж. Кроме того, каждый год в летние месяцы художник уезжал на Кавказ, в Крым, на Украину, в Донбасс, в Среднюю Азию, где много и напряженно работал с натуры.
Именно в это время непосредственного общения с природой развивался живописный метод художника, рождался яркий и своеобразный пластический язык, познавалась живописная красота и богатство мира, динамика окружающей жизни. Метод Крамаренко был близок принципам живописи таких советских художников, как П. Кончаловский, А. Лентулов, А. Осмеркин, для творчества которых характерно стремление раскрывать правду и красоту действительности всем богатством звучной, насыщенной палитры. В соответствии с этой живописной системой Крамаренко, передавая форму предметов и пространство, трактовал их не при помощи лишь темных и светлых тонов, а на основе верных, взятых во всей сложности и звучности цветовых отношений. В его произведениях краски, взаимодействуя друг с другом, создают сложный колорит, который не только красив сам по себе, но и правдиво выражает характер места, сцен и предметов. Мало еще известная широким кругам советских зрителей живопись Льва Юрьевича Крамаренко, образцы которой представлены в этих открытках, входит в общий поток развития советского искусства как одно из его интересных и характерных явлений.
В. Костин

Весна на Истре. 1941 г. Холст, масло.
Солнечный день. 1934 г. Холст, масло.
Крымский натюрморт. 1937 г. Холст, масло.
Чайхана. 1935 г. Бумага, гуашь.
Хауз и чайхана. 1935 г. Бумага, гуашь
Вечер в Бухаре. 1935 г. Бумага, гуашь
Уголок базара. 1935 г. Холст, масло
Москва в пасмурный день. 1940 г. Холст, масло
Зима. Москва. 1940 г. Холст, масло.
Натюрморт на белой скатерти. 1937 г. Холст, масло.
Отузы. Крым. 1937 г. Холст, масло.
Бухара. 1935 г. Бумага, гуашь
Город. 1935 г. Бумага, акварель

понедельник, 7 апреля 2008 г.

Соколов Владимир Иванович


Соколов Владимир Иванович (1872, Ярославская губерния – 1946, Загорск). Живописец, график, мастер лирического пейзажа, работал в области декоративно-прикладного искусства.
Старая кузница. Линогравюра 1920-е гг.
Митрополичьи покои. Лист из альбома "Сергиев посад". Цветная автолитография. 1916-1917 гг.
Углич. Лист из серии "Домики". Линогравюра, подкрашенная автором. 1917 г.
Летний день. Темпера. 1914 г. Частное собрание. Москва
Осень в Загорске. Первый снег. Темпера. 1915 г. Частное собрание. Москва
Стена Кремля. Лист из альбома "Ростов Великий". Линогравюра. 1925 г.
Весна. Линогравюра. 1922 г.
Шатры. Иллюстрация к путеводителю по Сергиевскому историко-художественному музею. Гравюра на дереве. 1927 г.
Покинутая усадьба. Масло. 1900 г. Иркутский областной художественный музей
Камчатский лес. Цветная линогравюра. 1939 г.
Открытое окно. Масло. Частное собрание. Москва
Загорск. Масло. 1927 г. Частное собрание. Москва
В Карелии (фрагмент)