Творческая биография Андрея Ивановича Плотнова начинается с Всесоюзной выставки, посвященной 20-летию ВЛКСМ. На этой выставке Плотнов, студент Московского художественного института имени В. И. Сурикова, выступил с «Портретом старика», в котором передал характер сельского труженика, полного внутреннего благородства, создал образ человека глубокой одухотворенности и душевной красоты. Первое выступление молодого художника, состоявшееся в 1939 году, не осталось незамеченным, его живописные способности получили признание.
Родился Плотнов 21 июля 1916 года в семье крестьянина деревни Верхнее Павлово Данковского района Липецкой области. На родине Плотнов окончил сельскую начальную школу.
В 1932 году Плотнов переехал в Москву и поступил в среднюю школу, в 1933 году он поступил в Художественный техникум Огиза. Плотнов учился на 3-м курсе техникума, когда начал формироваться Московский художественный институт, впоследствии получивший имя В. И. Сурикова. Директор института И. Э. Грабарь собирал студентов на первый курс живописного факультета из учеников художественных техникумов и училищ, — таким образом Плотнов в 1936 году стал студентом института. В институте Плот-нов попал в класс очень требовательного профессора Г. И. Щегаля и ассистента В. В. Почиталова, о которых до сих пор вспоминает с благодарностью.
Великая Отечественная война советского народа прервала работу Плотнова над дипломом. В войсках Московского ополчения он отбывает на фронт. В октябре месяце, как и многие студенты последних курсов вузов, попавшие в ряды ополчения, он был отозван с фронта для завершения образования.
Дипломная работа А. И. Плотнова «Фрунзе и Чапаев под Уфой»—одно из значительных полотен, посвященных героике гражданской войны. Картина впервые была показана на выставке дипломных работ в 1943 году в Москве. Впоследствии она появлялась на разных выставках и не раз издавалась массовым тиражом.
Сразу после защиты диплома, с 1943 года, Плотнов, уже член Московского Союза художников, становится военным художником Студии при Главном политическом управлении пограничных войск. С этюдником, а то и с винтовкой он появляется на разных участках фронта: на Курской дуге, в Одессе, Севастополе и других местах. Он писал этюды, делал зарисовки военных эпизодов, бойцов Советской Армии, их героические подвиги, которые и поныне являются бесценным материалом в его творческой работе. Однако работа художника на войне не ограничивалась сбором изобразительного документального материала. На основе живых наблюдений, набросков Плотнов создал более двадцати полных боевого пафоса политических плакатов. Такие из них, как «Будь достоин боевой славы Советского флота!», «Героической Красной Армии — слава!», «Порт Клайпеда будет восстановлен!», «Наши войска форсировали Одер», и другие являлись боевым средством наглядной политической агитации.
За время пребывания в Студии военных художников Плотнов близко познакомился с художественным руководителем студии, известным советским живописцем Павлом Петровичем Соколовым-Скаля; здесь родилась их крепкая творческая дружба, продолжавшаяся многие годы и давшая советскому изобразительному искусству ряд интереснейших произведений. Первая их совместная работа посвящена подвигу 22 лыжников, защитников Москвы. Картина, находящаяся в Музее пограничных войск, ярко и темпераментно воссоздает героический образ советских воинов. На Всесоюзной художественной выставке 1947 года появилась их другая совместная работа «Штурм Севастополя»,— задуманная как живописная часть панорамы. Спустя четыре года на Всесоюзной художественной выставке П. П. Соко-лов-Скаля и А. И. Плотнов в составе бригады показали монументальное полотно, посвященное строительству Куйбышевской ГЭС.
Творческая деятельность художника Андрея Ивановича Плотнова в первые послевоенные годы не ограничивалась участием в коллективных работах. За тот же период он создал ряд произведений, часть которых вошла в нашу подборку. На Всесоюзной художественной выставке, посвященной 30-летию Вооруженных Сил СССР, появилась одна из значительных и интересных работ художника — «Высадка десанта на Курильских островах». Картина воссоздает образ советских воинов, их силу и готовность до конца выполнить приказ Родины.
На Всесоюзную художественную выставку 1951 года Плотнов дал ряд работ, показывающих строителей Куйбышевской ГЭС: портрет водолаза Василия Журкина, обобщенный образ молодой строительницы, картину, воспроизводящую разгрузку строительных материалов и техники. Из этой серии выделялась поэтичная картина «На стройку». К темам строительства Куйбышевской ГЭС Плотнов не раз возвращается в последующие годы.
Пятидесятые годы в творчестве художника были еще более плодотворны. В этот период он создает не один десяток больших композиционных полотен, участвует почти во всех крупных выставках советского изобразительного искусства. Его картины находят путь к сердцу зрителя в самых различных уголках нашей Родины, начиная от Дальнего Востока и до Прибалтийских республик. Хорошо известны такие его работы, как «Встреча героев» (1952), «Капры на Куйбышевской ГЭС», «Зоя» (1954), «Выступление М. И. Калинина среди фронтовых агитаторов» (1956), «Защитники Севастополя» (1956—1957 гг.), «Взятие Кремля» (1957), «Волочаевские дни» (1958), «1919 год в Вильнюсе» (1955) и ряд других.
Много тематических картин создал художник в 60-е годы. Тут и картины «Шахтеры Воркуты» (1960), «На шахте Воркуты» (1961) и работы, посвященные освоению целины. В этот же период Плотнов написал картины «Выступление В. И. Ленина на Красной площади» (1965) и «Выступление В. И. Ленина у Финляндского вокзала в 1917 году» (1966). В предлагаемую подборку открыток из работ художника 60-х годов включены «Аврора» (1960), посвященная кульминационному моменту Великой Октябрьской социалистической революции, «Смольный» (1965), картина «Зимний взят» (1967), картины о жизни наших современников, замечательных людей-целинников «Птичница. Целинный край» (1962) и «Целинники строятся» (1964), Первая борозда» (1967), «Поленово» (1967).
Художник Плотнов всем своим творчеством тяготеет к многофигурным тематическим композициям. Портрет в его творчестве занимает сравнительно меньшее место, и это преимущественно композиционные портреты. Например, портрет-композиция «Рихард Зорге» (1967). Здесь показаны не только внутренний мир человека, его мужественный характер и глубокое раздумье, но и обстановка, в которой герою-разведчику приходилось действовать.
А. И. Плотнов — неутомимый художник и не менее страстный путешественник. Он побывал почти во всех уголках нашей страны — от Курильских островов до западных границ, от Заполярья до города Кушки, самой южной точки СССР. В итоге поездок по стране собраны сотни и сотни этюдов, богатейший материал для творческой работы. Много он путешествовал также по другим странам. Плотнов побывал в Италии, Франции, Сирии, Ливане, Швеции, Бельгии, Греции, Турции, Англии, Бразилии, Японии, Индии, США и др. Из большого количества работ, созданных во время заграничных поездок, в нашу подборку включены «Венеция» (1956), передающая красоту итальянского города, и «Строитель Хиросимы» (1963) — портрет японского рабочего, полного внутреннего благородства.
Андрей Иванович ведет большую общественную работу в московских художественных организациях и в Обществе культурной связи с зарубежными странами. Плотнов выступил инициатором создания художественной галереи в городе Данкове. Благодаря поддержке секретариата Союза художников РСФСР и товарищей по искусству, он собрал значительную коллекцию работ московских художников, которая явилась основой галереи.
Художник А. И. Плотнов в расцвете своих творческих сил, и мы ждем от него создания значительных произведений советской живописи.
Е. Меликадзе