суббота, 10 мая 2008 г.

Андрей Иванович Плотнов

Творческая биография Андрея Ивановича Плотнова начинается с Всесоюзной выставки, посвященной 20-летию ВЛКСМ. На этой выставке Плотнов, студент Московского художественного института имени В. И. Сурикова, выступил с «Портретом старика», в котором передал характер сельского труженика, полного внутреннего благородства, создал образ человека глубокой одухотворенности и душевной красоты. Первое выступление молодого художника, состоявшееся в 1939 году, не осталось незамеченным, его живописные способности получили признание.

Родился Плотнов 21 июля 1916 года в семье крестьянина деревни Верхнее Павлово Данковского района Липецкой области. На родине Плотнов окончил сельскую начальную школу.

В 1932 году Плотнов переехал в Москву и поступил в среднюю школу, в 1933 году он поступил в Художественный техникум Огиза. Плотнов учился на 3-м курсе техникума, когда начал формироваться Московский художественный институт, впоследствии получивший имя В. И. Сурикова. Директор института И. Э. Грабарь собирал студентов на первый курс живописного факультета из учеников художественных техникумов и училищ, — таким образом Плотнов в 1936 году стал студентом института. В институте Плот-нов попал в класс очень требовательного профессора Г. И. Щегаля и ассистента В. В. Почиталова, о которых до сих пор вспоминает с благодарностью.

Великая Отечественная война советского народа прервала работу Плотнова над дипломом. В войсках Московского ополчения он отбывает на фронт. В октябре месяце, как и многие студенты последних курсов вузов, попавшие в ряды ополчения, он был отозван с фронта для завершения образования.

Дипломная работа А. И. Плотнова «Фрунзе и Чапаев под Уфой»—одно из значительных полотен, посвященных героике гражданской войны. Картина впервые была показана на выставке дипломных работ в 1943 году в Москве. Впоследствии она появлялась на разных выставках и не раз издавалась массовым тиражом.

Сразу после защиты диплома, с 1943 года, Плотнов, уже член Московского Союза художников, становится военным художником Студии при Главном политическом управлении пограничных войск. С этюдником, а то и с винтовкой он появляется на разных участках фронта: на Курской дуге, в Одессе, Севастополе и других местах. Он писал этюды, делал зарисовки военных эпизодов, бойцов Советской Армии, их героические подвиги, которые и поныне являются бесценным материалом в его творческой работе. Однако работа художника на войне не ограничивалась сбором изобразительного документального материала. На основе живых наблюдений, набросков Плотнов создал более двадцати полных боевого пафоса политических плакатов. Такие из них, как «Будь достоин боевой славы Советского флота!», «Героической Красной Армии — слава!», «Порт Клайпеда будет восстановлен!», «Наши войска форсировали Одер», и другие являлись боевым средством наглядной политической агитации.

За время пребывания в Студии военных художников Плотнов близко познакомился с художественным руководителем студии, известным советским живописцем Павлом Петровичем Соколовым-Скаля; здесь родилась их крепкая творческая дружба, продолжавшаяся многие годы и давшая советскому изобразительному искусству ряд интереснейших произведений. Первая их совместная работа посвящена подвигу 22 лыжников, защитников Москвы. Картина, находящаяся в Музее пограничных войск, ярко и темпераментно воссоздает героический образ советских воинов. На Всесоюзной художественной выставке 1947 года появилась их другая совместная работа «Штурм Севастополя»,— задуманная как живописная часть панорамы. Спустя четыре года на Всесоюзной художественной выставке П. П. Соко-лов-Скаля и А. И. Плотнов в составе бригады показали монументальное полотно, посвященное строительству Куйбышевской ГЭС.

Творческая деятельность художника Андрея Ивановича Плотнова в первые послевоенные годы не ограничивалась участием в коллективных работах. За тот же период он создал ряд произведений, часть которых вошла в нашу подборку. На Всесоюзной художественной выставке, посвященной 30-летию Вооруженных Сил СССР, появилась одна из значительных и интересных работ художника — «Высадка десанта на Курильских островах». Картина воссоздает образ советских воинов, их силу и готовность до конца выполнить приказ Родины.

На Всесоюзную художественную выставку 1951 года Плотнов дал ряд работ, показывающих строителей Куйбышевской ГЭС: портрет водолаза Василия Журкина, обобщенный образ молодой строительницы, картину, воспроизводящую разгрузку строительных материалов и техники. Из этой серии выделялась поэтичная картина «На стройку». К темам строительства Куйбышевской ГЭС Плотнов не раз возвращается в последующие годы.

Пятидесятые годы в творчестве художника были еще более плодотворны. В этот период он создает не один десяток больших композиционных полотен, участвует почти во всех крупных выставках советского изобразительного искусства. Его картины находят путь к сердцу зрителя в самых различных уголках нашей Родины, начиная от Дальнего Востока и до Прибалтийских республик. Хорошо известны такие его работы, как «Встреча героев» (1952), «Капры на Куйбышевской ГЭС», «Зоя» (1954), «Выступление М. И. Калинина среди фронтовых агитаторов» (1956), «Защитники Севастополя» (1956—1957 гг.), «Взятие Кремля» (1957), «Волочаевские дни» (1958), «1919 год в Вильнюсе» (1955) и ряд других.

Много тематических картин создал художник в 60-е годы. Тут и картины «Шахтеры Воркуты» (1960), «На шахте Воркуты» (1961) и работы, посвященные освоению целины. В этот же период Плотнов написал картины «Выступление В. И. Ленина на Красной площади» (1965) и «Выступление В. И. Ленина у Финляндского вокзала в 1917 году» (1966). В предлагаемую подборку открыток из работ художника 60-х годов включены «Аврора» (1960), посвященная кульминационному моменту Великой Октябрьской социалистической революции, «Смольный» (1965), картина «Зимний взят» (1967), картины о жизни наших современников, замечательных людей-целинников «Птичница. Целинный край» (1962) и «Целинники строятся» (1964), Первая борозда» (1967), «Поленово» (1967).

Художник Плотнов всем своим творчеством тяготеет к многофигурным тематическим композициям. Портрет в его творчестве занимает сравнительно меньшее место, и это преимущественно композиционные портреты. Например, портрет-композиция «Рихард Зорге» (1967). Здесь показаны не только внутренний мир человека, его мужественный характер и глубокое раздумье, но и обстановка, в которой герою-разведчику приходилось действовать.

А. И. Плотнов — неутомимый художник и не менее страстный путешественник. Он побывал почти во всех уголках нашей страны — от Курильских островов до западных границ, от Заполярья до города Кушки, самой южной точки СССР. В итоге поездок по стране собраны сотни и сотни этюдов, богатейший материал для творческой работы. Много он путешествовал также по другим странам. Плотнов побывал в Италии, Франции, Сирии, Ливане, Швеции, Бельгии, Греции, Турции, Англии, Бразилии, Японии, Индии, США и др. Из большого количества работ, созданных во время заграничных поездок, в нашу подборку включены «Венеция» (1956), передающая красоту итальянского города, и «Строитель Хиросимы» (1963) — портрет японского рабочего, полного внутреннего благородства.

Андрей Иванович ведет большую общественную работу в московских художественных организациях и в Обществе культурной связи с зарубежными странами. Плотнов выступил инициатором создания художественной галереи в городе Данкове. Благодаря поддержке секретариата Союза художников РСФСР и товарищей по искусству, он собрал значительную коллекцию работ московских художников, которая явилась основой галереи.

Художник А. И. Плотнов в расцвете своих творческих сил, и мы ждем от него создания значительных произведений советской живописи.

Е. Меликадзе
Целинники строятся. 1964 г.
Рихард Зорге. 1965 г.
М.В. Фрунзе и В.И. Чапаев под Уфой. 1942 г.
Аврора. 1960 г.
Зимний взят. 1967 г.
Смольный. 1965 г.
На стройку. 1951 г.
Портрет старика. 1939 г.
Строитель Хиросимы. 1963 г.
Дальний Восток. 1942 г.
Птичница. Целинный край. 1962 г.
Поленово. 1967 г.
Венеция. 1956 г.

пятница, 9 мая 2008 г.

Михаил Владимирович Маторин (продолжение)

У теремов. 1958 г.
Зимнее утро в Кремле. 1958 г.
Рождественский собор. Суздаль
Большой Кремлёвский дворец. 1956 г.
Вид из Кремля на Москву. 1957 г.
Архангельский собор. 1958 г.
Вечер на Москве-реке
Александровский монастырь. Суздаль
Суздаль. Вечер.
Водовзводная башня. 1957 г.
Спасская башня. 1957 г.

четверг, 8 мая 2008 г.

Кравченко Алексей Ильич (продолжение)

Университет. 1924 г. Гравюра на дереве
Кремль. 1926 г. Гравюра на дереве
В дни скорби. Похороны В.И. Ленина на Красной площади. 1924 г. Гравюра на дереве

Михаил Владимирович Маторин (продолжение)

Музей-усадьба В.Д. Поленова
 Василий Дмитриевич Поленов один из замечательных русских художников-пейзажистов второй половины XIX века был выдающимся общественным деятелем, одним из первых удостоенных высокого звания народного художника республики. 
Поленов мечтал, что в каждом губернском, уездном городе будет свой художественный музей, народ будет знать свое русское искусство, своих русских художников. Результатом этого его убеждения и явилось создание художественного музея. 
Поленов долго искал место, где он мог бы построить по своему проекту дом и разместить в нем коллекции, собранные, как он сам говорил, им, его отцом, дедом и прадедом. 
Особенно нравились Поленову приокские районы. И вот однажды, проплывая по Оке со своим любимым учеником К. А. Коровиным, он увидел идущего по берегу человека. Поленов обратился к Коровину: «Смотри, Костенька, какой счастливый человек, в каких благодатных местах он живет». Коровин предложил сойти с парохода под Тарусой, и спустя некоторое время Поленов приобрел там небольшой участок земли. Это было только что сжатое поле ржи, обрамленное молодым сосновым леском-борком, и художник назвал свою будущую усадьбу «Борок». 
В 1892 году была закончена по проекту Поленова постройка трехэтажного дома. Он стоит на высоком бугре над заливными лугами и рекой Окой. 
Вся усадьба — дом-музей и служебные постройки — составляют единый архитектурный ансамбль. 
В доме Поленова всегда царила творческая, трудовая атмосфера. 
Нижний этаж дома до сих пор остался таким, каким он был при жизни художника. Это мемориальная часть музея. Здесь расположены комнаты: портретная, библиотека, столовая и кабинет. 
За последние годы музей очень расширился. Семья принесла в дар советскому народу наследие художника и расположила его в бывших жилых комнатах второго этажа. Здесь находится пейзажная живопись и графика В. Д. Поленова, его учеников и его сестры Е. Д. Поленовой. 
Комнаты третьего этажа предназначались Поленовым для отдыха и работы художников. Этот обычай сохранился до настоящего времени. В этих комнатах работают художники, реставраторы, деятели других видов искусства: музыки, театра, литературы. 
Собрания музея очень многообразны. Это библиотека, состоящая из книг по истории, праву, искусству, театру. Это археологическая коллекция, собранная отцом его — археологом и дополненная Василием Дмитриевичем во время путешествий по Ближнему Востоку. Это произведения народных ремесел и прикладного искусства, собранные главным образом сестрой художника и его женой. 
Основной раздел музея — картинная галерея. В кругу Поленовых установилсяобычай осенью, по возвращении в Москву с летних работ, обмениваться подарками в виде этюдов и картин. Таким образом, у каждого составлялась небольшая картинная галерея. Собрание Поленова состоит из произведений мастеров старшего поколения, товарищей и сверстников Поленова и его многочисленных учеников. Тут рисунки К. П. Брюллова, И. Н. Крамского, А. П. Боголюбова; этюды и несколько картин художников-передвижников:
 И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, Н. А. Ярошенко, И. М. Прянишникова, К. А. Савицкого, И. Е. Репина, В. М. и А. М. Васнецовых, В. И. Сурикова и учеников Поленова: А. Е. Архипова, В. Н. Бакшеева, С. А. Виноградова, А. Я. Головина, С. В. Иванова, С. А. и К. А. Коровиных, И. И. Левитана, С. В. Малютина, В. Н.Мешкова, И. С. Остроухова, К. К. Первухина, М. В. Якунчиковой и других. 
В 1904 году Поленов построил отдельное здание мастерской, за средневековую архитектуру прозванное «Аббатство». В «Аббатстве» летом работали художники, приезжавшие к Поленову. 
Мечта Василия Дмитриевича Поленова — сделать искусство достоянием народа — сбылась. Десятки тысяч посетителей проходят по залам музея, приобщаясь не только к жизни и творчеству большого художника, но и к целой эпохе русской культуры. 
О. Поленова
Дом
Осенний вечер
Мастерская "Аббатство"
Лестница
Библиотечная комната
Мастерская
Библиотечная комната
Столовая
Другие работы художника:

Михаил Владимирович Маторин

среда, 7 мая 2008 г.

Борис Валентинович Щербаков (продолжение)

Работы из серии "Города и люди"Восстановление Старого Дрездена.
Мавзолей Гёте и Шиллера в Веймаре
Замок в Веймаре
Внутренний двор крепости в Вернигероде
Переулок в Веймаре
Крепостная стена замка. 1957 г.
Старый Дрезден за Эльбой
Комната Юноны в доме Гёте
Веймар. Рабочая комната Гёте
Веймар. Комната Шиллера
Вартбург. Въезд в крепость. 1956 г.
Ворота Вартбурга

Евгений Александрович Кацман

КАЦМАН, Евгений Александрович (р. 1890-1976) — советский художник-портретист, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР. Член КПСС с 1949. Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве (1916). В своих произведениях запечатлел выдающихся деятелей Коммунистической партии, советских рабочих, писателей, ученых, художников. Он изобразил также новый, советский быт. Кацман — автор портретов: Ф. Э. Дзержинского (1923), М. И. Калинина (1924), Е. М. Ярославского (1924), М. В. Фрунзе (1925), М. С. Ольминского (1927), С. М. Буденного (1928), К.Е. Ворошилова (1933), а также И. И. Бродского (1934), А. М. Панкратовой (1947) и др., портретов-картин — «Ходоки у Калинина» (1927), «Калязинские кружевницы» (1928), «Чтение Сталинской конституции» (1939).
МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ТУХАЧЕВСКИЙ (1893—1937)

В 1893 году, на Смоленщине, в дворянской семье родился мальчик Михаил. Гимназия, кадетский корпус, Александровское военное училище... и сразу фронт 1914 года. Многое повидал молодой офицер. С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции он с народом, а с 5 апреля 1918 года — большевик.
1918 год. Ленин направляет М. Н. Тухачевского и большевика В. В. Куйбышева создавать Первую армию Восточного фронта.
И начались грозные походы Первой Советской. Командарм — М. Н. Тухачевский, член РВС — В. В. Куйбышев.
12 сентября 1918 года, выполняя личное указание Ильича, армия Тухачевского освобождает Симбирск, а в октябре - Сызрань.
Год 1919. М. Н. Тухачевский принимает 5-ю армию. Молниеносным рейдом он опрокидывает колчаковцев и врывается в Челябинск.
Ленин высоко ценил молодого Тухачевского. Вскоре он - командующий войсками Кавказского фронта и бьет Деникина, а во время борьбы с пилсудчиками Михаил Николаевич — командующий Западным фронтом.
1921 год. Кронштадтский мятеж. Тухачевский наносит мятежникам ошеломляющий удар. Контрреволюция на Тамбовщине, — Тухачевский громит банды Антонова.
Когда кончилась гражданская война, М. Н. Тухачевский в Генеральном штабе РККА. Он вместе с М. В. Фрунзе реорганизует Красную Армию, перерабатывает ее устав. Он последовательно занимает посты начальника Академии, начальника штаба РККА, заместителя Наркома обороны СССР.
Верный сын партии. Михаил Николаевич Тухачевский был кандидатом в члены ЦК ВКП(б), членом ЦИК СССР, кавалером почетного революционного оружия и многих советских орденов.
В 1937 году он погиб, став жертвой культа личности. Героическое имя маршала Тухачевского будут помнить советские люди.
ВАСИЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ БЛЮХЕР (1889-1938)ь

Маршал Советского Союза В. К. Блюхер прошел легендарный путь от рядового царской армии до командующего Особой Дальневосточной Армией. Василий Константинович был награжден орденом Красного Знамени № 1, орденом Красной Звезды № 1 и орденами Ленина, одному из первых ему было присвоено высокое звание Маршала Советского Союза.
Это он совершил легендарный поход через Уральские хребты; этот поход был тяжелее суворовского марша через Альпы. Командуя 4, 30, 51 стрелковыми дивизиями, Блюхер громил Колчака.
Девять лет Василий Константинович командовал воинами-дальневосточниками. Дальневосточная армия превратилась в несокрушимую силу у вод Тихого океана.
Василий Блюхер родился в семье бедняка деревни Баршинка. Барин-крепостник из прихоти дал прапрадеду Василия фамилию немецкого маршала. Крестьянский сын прошел школу рабочей закалки на заводах Петербурга, Москвы. В 1910 году будущий Маршал Советского Союза был осужден царским судом на два года и восемь месяцев за революционную деятельность. С начала войны 1914 года Блюхер на фронте. Он ведет революционную работу среди солдат. В 1916 году становится членом партии большевиков. Октябрь 1917 года Василий Константинович встретил в Самаре.
Так началось его служение Советской Родине. И ярко горели огни блюхеровских побед на Урале и в Причерноморье, у Волочаевки и Хасана.
9 ноября 1938 года верный сын нашей партии пал жертвой репрессий культа личности.
Память о легендарном Командарме живет и в песнях, и в памяти благодарного советского народа.
К.Е. Ворошилов. Центральный музей Советской Армии
Калязинские кружевицы. 1928 г. Государственная Третьяковская галерея