Музей-усадьба В.Д. Поленова
Василий Дмитриевич Поленов один из замечательных русских художников-пейзажистов второй половины XIX века был выдающимся общественным деятелем, одним из первых удостоенных высокого звания народного художника республики.
Поленов мечтал, что в каждом губернском, уездном городе будет свой художественный музей, народ будет знать свое русское искусство, своих русских художников. Результатом этого его убеждения и явилось создание художественного музея.
Поленов долго искал место, где он мог бы построить по своему проекту дом и разместить в нем коллекции, собранные, как он сам говорил, им, его отцом, дедом и прадедом.
Особенно нравились Поленову приокские районы. И вот однажды, проплывая по Оке со своим любимым учеником К. А. Коровиным, он увидел идущего по берегу человека. Поленов обратился к Коровину: «Смотри, Костенька, какой счастливый человек, в каких благодатных местах он живет». Коровин предложил сойти с парохода под Тарусой, и спустя некоторое время Поленов приобрел там небольшой участок земли. Это было только что сжатое поле ржи, обрамленное молодым сосновым леском-борком, и художник назвал свою будущую усадьбу «Борок».
В 1892 году была закончена по проекту Поленова постройка трехэтажного дома. Он стоит на высоком бугре над заливными лугами и рекой Окой.
Вся усадьба — дом-музей и служебные постройки — составляют единый архитектурный ансамбль.
В доме Поленова всегда царила творческая, трудовая атмосфера.
Нижний этаж дома до сих пор остался таким, каким он был при жизни художника. Это мемориальная часть музея. Здесь расположены комнаты: портретная, библиотека, столовая и кабинет.
За последние годы музей очень расширился. Семья принесла в дар советскому народу наследие художника и расположила его в бывших жилых комнатах второго этажа. Здесь находится пейзажная живопись и графика В. Д. Поленова, его учеников и его сестры Е. Д. Поленовой.
Комнаты третьего этажа предназначались Поленовым для отдыха и работы художников. Этот обычай сохранился до настоящего времени. В этих комнатах работают художники, реставраторы, деятели других видов искусства: музыки, театра, литературы.
Собрания музея очень многообразны. Это библиотека, состоящая из книг по истории, праву, искусству, театру. Это археологическая коллекция, собранная отцом его — археологом и дополненная Василием Дмитриевичем во время путешествий по Ближнему Востоку. Это произведения народных ремесел и прикладного искусства, собранные главным образом сестрой художника и его женой.
Основной раздел музея — картинная галерея. В кругу Поленовых установилсяобычай осенью, по возвращении в Москву с летних работ, обмениваться подарками в виде этюдов и картин. Таким образом, у каждого составлялась небольшая картинная галерея. Собрание Поленова состоит из произведений мастеров старшего поколения, товарищей и сверстников Поленова и его многочисленных учеников. Тут рисунки К. П. Брюллова, И. Н. Крамского, А. П. Боголюбова; этюды и несколько картин художников-передвижников:
И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, Н. А. Ярошенко, И. М. Прянишникова, К. А. Савицкого, И. Е. Репина, В. М. и А. М. Васнецовых, В. И. Сурикова и учеников Поленова: А. Е. Архипова, В. Н. Бакшеева, С. А. Виноградова, А. Я. Головина, С. В. Иванова, С. А. и К. А. Коровиных, И. И. Левитана, С. В. Малютина, В. Н.Мешкова, И. С. Остроухова, К. К. Первухина, М. В. Якунчиковой и других.
В 1904 году Поленов построил отдельное здание мастерской, за средневековую архитектуру прозванное «Аббатство». В «Аббатстве» летом работали художники, приезжавшие к Поленову.
Мечта Василия Дмитриевича Поленова — сделать искусство достоянием народа — сбылась. Десятки тысяч посетителей проходят по залам музея, приобщаясь не только к жизни и творчеству большого художника, но и к целой эпохе русской культуры.
О. Поленова
Комментариев нет:
Отправить комментарий