Михаил Клодт происходил из художественной династии: его отец был гравером, дядя – скульптором, а двоюродный брат – также живописцем. Учился в Институте горных инженеров, где преподавалось рисование, затем в Академии художеств (1851 - 1858). После получения Большой золотой медали отправился в пенсионерскую поездку по Германии, Швейцарии и Франции (1858 – 1861). По возвращении жил и работал в Петербурге, совершал поездки по российским губерниям. Профессор, член Совета Академии художеств. Один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок в 1870 г., в 1880 г. вышел из него, продолжая показывать на выставках Товарищества свои пейзажи.
Сосна. 1868 г. Тамбовский областной краеведческий музей
На пашне. 1872 г. Холст, масло. 71х131,2 см. Государственная Третьяковская галерея
Эта картина получила всеобщее признание как лучшая в творчестве художника.
...Привольно раскинулись поля. Их просторы чуть зеленятся нежной, еще не напитавшейся густыми соками, весенней травой. Широко протянулась распаханная полоса. Во взметах ее борозд деловито копошатся друзья земледельца — грачи. Оторвавшись от работы, крестьянка-пахарь обернулась на звон колокольчика и из-под руки устремила взгляд на катящийся по дороге тарантас.
Для современников М. К. Клодта здесь все было близким, до мелочей понятным и в то же время это состояние человека и природы, будучи воссозданным на полотне, удивляло и радовало, как нечто впервые открытое. В картине «На пашне» отчетливо выступают черты народного восприятия родной русской природы.
В основополагающем произведении русской демократической эстетики «Эстетические отношения искусства к действительности» Н. Г. Чернышевский писал: «Человек преклоняется перед тем, что служит? ему во благо. Он называет хлеб — «Хлеб-батюшка» за то, что питается им; он называет землю «матушка земля» за то, что она кормит его. Отец и мать! Все панегирики ничто перед этими священными именами, все высокопарные похвалы — пустота и ничтожество перед чувством сыновней любви и благодарности». Полотно М. К. Клодта проникнуто именно таким ощущением естественного общения человека-труженика с природой, ибо пейзажный мотив картины нераздельно спаян с мотивом трудовой деятельности людей.
...Привольно раскинулись поля. Их просторы чуть зеленятся нежной, еще не напитавшейся густыми соками, весенней травой. Широко протянулась распаханная полоса. Во взметах ее борозд деловито копошатся друзья земледельца — грачи. Оторвавшись от работы, крестьянка-пахарь обернулась на звон колокольчика и из-под руки устремила взгляд на катящийся по дороге тарантас.
Для современников М. К. Клодта здесь все было близким, до мелочей понятным и в то же время это состояние человека и природы, будучи воссозданным на полотне, удивляло и радовало, как нечто впервые открытое. В картине «На пашне» отчетливо выступают черты народного восприятия родной русской природы.
В основополагающем произведении русской демократической эстетики «Эстетические отношения искусства к действительности» Н. Г. Чернышевский писал: «Человек преклоняется перед тем, что служит? ему во благо. Он называет хлеб — «Хлеб-батюшка» за то, что питается им; он называет землю «матушка земля» за то, что она кормит его. Отец и мать! Все панегирики ничто перед этими священными именами, все высокопарные похвалы — пустота и ничтожество перед чувством сыновней любви и благодарности». Полотно М. К. Клодта проникнуто именно таким ощущением естественного общения человека-труженика с природой, ибо пейзажный мотив картины нераздельно спаян с мотивом трудовой деятельности людей.
Полдень. Холст, масло. 48х114 см. Государственная картинная галерея Белорусской ССР, Минск |
Характеризуя творчество русских художников, В. В. Стасов в историческом обзоре «Двадцать пять лет русского искусства» назвал Клодта «живописцем поэтических сельских настроений». В этом качестве мастер завоевал популярность, а в 1865 году получил профессорское звание. Он принял участие в создании Товарищества и поставил свою подпись под Уставом в числе других членов-учредителей.
Показанное на первой передвижной выставке полотно «Полдень» варьировало его одноименную картину, заслуженно признанную одним из лучших пейзажей национальной школы 60-х годов XIX века.
В произведении все удалось живописцу: и тающие в небе облака, насквозь пронизанные светом и теплом, и изумрудные краски сочной прибрежной травы, и шелковистость шерсти коров. Главный мотив картины — живописно извивающаяся речушка — источник прохлады, привлекающий к себе в знойную летнюю пору все живое. Спасаясь от жары, вот так, как изображено у Клодта,— часами, неподвижно, в освежающих струях водного потока стоит крестьянский скот.
Творчество художника имело несомненный демократический смысл. Поэтизация будничной сельской природы у него, как пейзажиста, играла ту же роль, что И утверждение внутренней красоты, величия души простого человека в произведениях передвижников-жанристов.
Показанное на первой передвижной выставке полотно «Полдень» варьировало его одноименную картину, заслуженно признанную одним из лучших пейзажей национальной школы 60-х годов XIX века.
В произведении все удалось живописцу: и тающие в небе облака, насквозь пронизанные светом и теплом, и изумрудные краски сочной прибрежной травы, и шелковистость шерсти коров. Главный мотив картины — живописно извивающаяся речушка — источник прохлады, привлекающий к себе в знойную летнюю пору все живое. Спасаясь от жары, вот так, как изображено у Клодта,— часами, неподвижно, в освежающих струях водного потока стоит крестьянский скот.
Творчество художника имело несомненный демократический смысл. Поэтизация будничной сельской природы у него, как пейзажиста, играла ту же роль, что И утверждение внутренней красоты, величия души простого человека в произведениях передвижников-жанристов.
Берег реки. Государственный Русский музей
Пашня в Малороссии. 1879 г. Холст, масло. 80х158 см. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин. (На другой открытке картина названа "Пахари на Украине")
Это полотно, показанное Михаилом Константиновичем Клодтом на седьмой передвижной выставке, было последней вспышкой его таланта, в которой он полностью исчерпал себя.
Клодт утвердился в искусстве, по характеристике В. В. Стасова, как «живописец поэтических сельских настроений». Между тем, в демократической пейзажной живописи конца 1870-х годов все более и более укреплялась новая идея эпичности, величия русской земли. Эта идея становилась господствующей в силу своей способности наиболее активно противостоять салонным «уголковым» мотивам, насаждавшимся академической пейзажной школой.
В картине «Пашня в Малороссии» художнику удалось приблизиться к изменившимся требованиям времени. При всей внешней непритязательности запечатленных им просторов, они необычайно выразительны. Вытянутая вдоль плоскости полотна упряжка в две пары волов, фигура сидящего позади нее украинца — вся жанровая группа своей протяженностью укрепляет ощущение бесконечности пространства. Светлая воздушная гамма тонов, в которой решено произведение, как бы концентрируется в белых пятнах одежд крестьян. Своей чистотой эти тона сообщают картине атмосферу особой возвышенности.
Полотно вселяет в зрителя веру в щедрость родной природы, обильно вознаграждающей тяжкий крестьянский труд.
Пейзаж. 1869 г. Государственный Русский музейКлодт утвердился в искусстве, по характеристике В. В. Стасова, как «живописец поэтических сельских настроений». Между тем, в демократической пейзажной живописи конца 1870-х годов все более и более укреплялась новая идея эпичности, величия русской земли. Эта идея становилась господствующей в силу своей способности наиболее активно противостоять салонным «уголковым» мотивам, насаждавшимся академической пейзажной школой.
В картине «Пашня в Малороссии» художнику удалось приблизиться к изменившимся требованиям времени. При всей внешней непритязательности запечатленных им просторов, они необычайно выразительны. Вытянутая вдоль плоскости полотна упряжка в две пары волов, фигура сидящего позади нее украинца — вся жанровая группа своей протяженностью укрепляет ощущение бесконечности пространства. Светлая воздушная гамма тонов, в которой решено произведение, как бы концентрируется в белых пятнах одежд крестьян. Своей чистотой эти тона сообщают картине атмосферу особой возвышенности.
Полотно вселяет в зрителя веру в щедрость родной природы, обильно вознаграждающей тяжкий крестьянский труд.
Лесная даль в полдень. 1876 г. (На другой открытке стоит дата - 1878 г.) Холст, масло. 93х157 см. Государственная Третьяковская галерея.
Об этом одном из лучших пейзажей пятой передвижной выставки В. В. Стасов писал: «...М. К. Клодта «Полдень» передает в великолепных тонах, из-под дерева налево, на первом плане, чудесную широкую равнину».
Действительно, пространственный размах России, страны, раскинувшейся на десятки тысяч верст, обрел здесь свое достойное воплощение. Простота композиции — уходящая в перспективу линия лесов, широкая лента дороги—сразу порождают настроение величавого покоя. Спокойно почти безоблачное небо. На ровном небосводе четко вырисовывается силуэт гигантской сосны. Своей застылостью она как бы подчеркивает простор и однообразие местности, усиливает ощущение неподвижности воздуха, царящую в природе тишину.
Картина открывала новые тенденции творчества Михаила Константиновича Клодта: художник до того зарекомендовавший себя «живописцем поэтических сельских настроений», начал переходить от выражения в пейзаже лирического чувства к эпичности, к художественному воплощению идеи величия русской природы.
Эта идея становилась господствующей в демократической пейзажной живописи конца 1870-х годов как наиболее активно противостоящая салонным. «уголковым» мотивам, утверждавшимся академической пейзажной школой.
Волга у Жигулей. 1879 г. Курская областная картинная галерея
Комментариев нет:
Отправить комментарий