Федотов, Павел Андреевич - живописец, рисовальщик, поэт. Родился в семье отставного военного. В 1833 г. окончил 1-й Московский кадетский корпус. Посещал рисовальные классы Академии художеств (1834-1844). Учился в батальной мастерской у А.И.Зауервейда, пользовался советами К.П. Брюллова. В 1844 году в чине штабс-капитана вышел в отставку, решив целиком посвятить себя живописи. Дебютировал картинами "Свежий кавалер" (1846), "Разборчивая невеста" (1847), "Сватовство майора" (1848, все - в ГТГ). За последнюю картину получил звание академика. Федотов - основоположник критического реализма в русском изобразительном искусстве, мастер социального бытового жанра. В 1850-е гг. отказываясь от сатиры, создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку ("Вдовушка", 1851-1852; "Анкор, ещё анкор!" 1851-1852, обе - в ГТГ; "Игроки", 1852, Киевский музей русского искусства) Великолепный портретист ("Н.П. Жданович", 1849, ГРМ) и рисовальщик. Автор басен, стихов, поэм сатирического направления. В Последние годы страдал тяжёлой психической болезнью. Творчество Федотова сыграло важную роль в развитии русской живописи 2-й половины 19-го века. Его работы имеются также в музеях Архангельска, Иванова, Варшавы, Минска и других городов.
Сам автор так описывает содержание картины: "Пожилая девица гадала. Является жених, не совсем красивый господин с букетом цветов. Вручив его гадавшей, падает на колени перед ней, видна взаимность. За двербю мать, подслушивая, что тут происходит, даёт знать мужу и тот крестится от радости". В смехе Федотова звучат саркастические ноты.
Всё холера виновата. Государственный Русский музей.
На обороте картины стихотворение Федотова:
Как лукавого в грехах
Наш брат вечно укоряет,
Так, когда холеры страх
В городе гуляет.
Все всему она виной,
Всё холера. Так, иной
Чуть до вкусного дорвётся,
Не утерпит - так нажрётся,
Что в здоровую-то пору
Переварить желудку в пору.
Так под час забывши страх,
На приятельских пирах
Выпивши одного вина
По полдюжины на брата.
Смотрим худо - кто ж вина?
Всё холера виновата.
Как лукавого в грехах
Наш брат вечно укоряет,
Так, когда холеры страх
В городе гуляет.
Все всему она виной,
Всё холера. Так, иной
Чуть до вкусного дорвётся,
Не утерпит - так нажрётся,
Что в здоровую-то пору
Переварить желудку в пору.
Так под час забывши страх,
На приятельских пирах
Выпивши одного вина
По полдюжины на брата.
Смотрим худо - кто ж вина?
Всё холера виновата.
Вдовушка (вариант). 1851 г. Холст, масло. 59х34,5. Картинная галерея Ивановского областного краеведческого музея
Одна из обличительных картин художника, второе название которой "На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк". Молодого человека в роскошном халате чуть было не застали за завтраком, состоящим из куска чёрствого хлеба.
В маленьком эпизоде, высмеивающем стремление к внешнепоказному блеску, художник вскрывает подлинный облик разоряющегося дворянства, не желающегос отказатьс от блеска и привычек роскошной жизни.
Мастерски, с тонким юмором, изображена сцена сватовства, как торговой сделки, - поправки обстоятельств промотавшегося майора женитьбой на богатой. Федотов так описывает эту сцену: "Майор бравый, карман дырявый, крутит ус, думает: до денежек доберусь". В этой популярной картине раскрываются характерные для того времени взаимоотношения двух социальных групп: дворянство стремится любыми путями уйти от разорения, а богатое купечество хочет породниться с "благородными".
Изображена обыденная сцена из жизни заброшенного в глухую провинцию офицера, убивающего врем за отупляющим сознание занятием, свидетельствующем об отсутствии подлинных жизненных интересов: свесившись с лавки, монотонно и бесконечно повторяет собаке приказание прыгать ("Анкор" по-французски означает "ещё). Картина пронизана чувством безысходности и тоскливого одиночества
Передняя частного пристава накануне большого праздника. 1837 г. Бумага, акварель, тушь, перо. 18,4х23,5 см. Государственная Третьяковская галерея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий