понедельник, 18 августа 2008 г.

Эдуард Мане (1832-1883)

Художник Эдуард Мане (1832-1883). Французская школа. Флейтист. 1866 г. Париж, Лувр

Поль Сезанн (1839-1906)

Художник Поль Сезанн. Французская школа. Синяя ваза. Париж. Лувр

Поль Сезанн (1839-1906)

Художник Поль Сезанн. Французская школа. Натюрморт. Париж. Лувр

Михаил Шибанов - художник второй половины XVIII века

Шибанов, Михаил (? - после 1789) - живописец. Из крепостных князя Потёмкина. С 1783 г. - "вольный живописец". Возможные его учителя - Д.Г. Левицкий либо И.Г. Козлов. Работал в Петербурге, Москве, а с 1782 по 1786 г. - в Херсоне в качестве "живописца его светлости князя Г.А. Потёмкина". Зачинатель крестьянского жанра в русском искусстве ("Крестьянский обед, 1774; "Празднество свадебного договора", 1777, обе - в ГТГ). Исполнял портреты ("Екатерина II", А.М. Дмитриев-Мамонов, оба - 1787, ГРМ). Картины Шибанова имеются также в музеях Владивостока, Н.Новгорода, Одессы, Херсона.
Празднество свадебного договора. Исполнено в 1777 году.  Холст,масло. 199х244 см. Государственная Третьяковская галерея
Картины художника  М. Шибанова, крепостного графа Потёмкина, - "Крестьянский обед"  и "Празднество свадебного договора" - открывают путь бытовому жанру в русской живописи. На обороте "Празднества свадебного договора" сказано, что картина изображает "суздальской провинции крестьян" и что она написана "в селе Татарове". Сам обряд, народные костюмы изображены Шибановым с этнографической точностью . В картине представлен момент сговора - важного, предшествующего свадьбу действа, когда назначается день свадьбы, жених и невеста обмениваются кольцами, приглашаются гости. 
Картина Шибанова не просто бытовая сцена из народной жизни. Она ближе к историческому бытовому жанру и изображает событие, связанное  с народной обрядностью. Невеста и жених воплощают народный идеал: невеста робка и застенчива, жених простодушен и добр. Поведение молодых трогательно и целомудренно. Гости, миловидные подруги невесты, кумушки, любопытствующие соседи, из которых особенно выразительна старушка с лукавым  и живым лицом, схожи с героями пьес этого времени из народной жизни. Во всех персонажах есть родовая общность: это люди одного общего народного корня. Крестьяне Шибанова исполнены чувства собственного достоинства,  нравственной и физической красоты. В плавном медленном ритме следует торжественная процессия подруг, ведущих невесту. В тёплом колорите картины преобладает "растительная" цветовая гамма: красный, золотистый, коричневый. В монументальном полотне Шибанова классицистическая традиция сочетается с народно-песенным, исконно русским началом. 

Крестьянский обед. 1774 г. ГТГ
Святая Екатерина. 1783-1786 гг. Холст, масло. Херсонский художественный музей

Иван Петрович Аргунов

Аргунов, Иван Петрович (1727-1802) - живописец. Отец Николая и Якова Аргуновых. Был крепостным графа П.Б. Шереметьева. Возможно, учился живописи у двоюродного брата Ф.Л. Аргунова и у Г.Х. Гроота. Автор выразительных парадных и камерных портретов с использованием приёмов барокко, оказавших тем не менее влияние на развитие русской реалистической портретной живописи ("Портрет Б.П. Шереметьева", 1768, Кусково). Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее им. А.А. Бахрушина, Киевском музее русского искусства,музеях Рязани, Ульяновска и других.
И. П. АРГУНОВ (1727-1802). Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. Исполнено в 1784 году. Холст, масло. 67 х 53,6 см. Государственная Третьяковская гелерея
И. П. Аргунов происходил из талантливой крестьянской семьи. Он, как и два его брата, был крепостным художником графа Шереметева.
На этой самой известной картине художника изображена крепостная актриса в русском национальном костюме. Композиция портрета классически уравновешенна и устойчива. Лепка форм, их объемность, ровное и мягкое освещение придают портрету сходство со скульптурой, да и фигура как бы построена по законам греческого ордера, и это не случайно,: архитектура и скульптура были ведущими жанрами в искусстве классицизма.
Изображенная на портрете женщина смотрит на зрителя спокойно и невозмутимо. На ней праздничный русский костюм, колористическое решение которого построено на сочетании излюбленных в народном искусстве цветов — белого, золотистого и красного — но не ярких, а благородно приглушенных; золотое узорочье кокошника, серебряное и золотое шитье сарафана царственно торжественны. Расшитый золотом кокошник воспринимается как корона. Русский костюм изображенной — не маскарадный наряд, он словно призван помочь раскрыть характер модели, воплощающей для автора национальный этический идеал. Художник возводит на пьедестал женщину из народа и утверждает тип красоты, далекий от незыблемых в то время классицистических норм. Позже этот нравственный идеал лег в основу многих картин А. Г. Венецианова.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. Тюменская областная картинная галерея

Выполненные И.П. Аргуновым автопортрет и портрет Толстой, урождённой Лопухиной, можно увидеть в подборке:

Русская живопись 1700-1770 годов

Ирина Васильевна Шевандронова (1928-1993)

Шевандронова, Ирина Васильевна, заслуженный художник России. Училась в Московской средней художественной школе (1943-1947), затем в МГХИ им. В.И. Сурикова до 1953 г. Жила и работала в Москве. Жена А.А. Тутунова. Участвовала в выставках с 1951 г. Регулярно экспонировалась на московских, республиканских и всесоюзных художественных выставках. Работы И.В. Шевандроновой находятся в ГТГ, ГРМ. во многих частных коллекциях.
Миша и тузик. Холст, масло. 1969 г.
В сельской библиотеке (читатели)
Выставка скоро откроется. 1959 г.
На приёме у врача. Алтай.

воскресенье, 17 августа 2008 г.

Алексей Степанович Степанов (продолжение)

"Журавли летят". 1891 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Ранней весной. 1904 г.
Волки. 1900-е гг.
Лоси. 1889 г. ГТГ.
Рыбак. 1896 г. ГТГ.
"По матёрому". Акварель. ГТГ
Кормят щенят. Акварель. ГТГ.
Прачки в Виши. ГТГ.
Рання весна. ГТГ
Дети на хворосте. Ульяновский художественный музей

Другие работы художника >

Алексей Степанович Степанов

суббота, 16 августа 2008 г.

Франсуа Буше (1703-1770)

Франсуа Буше (Francois Boucher) — французский живописец, родился в Париже 29 сентября 1703, умер 80 мая 1770 года. Отец его Николай Б. бедный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки, был, по видимому, первым его учителем. Затем Б. стал учеником Лемуана и поступил к граверу Карсу, у которого занимался составлением виньеток, гербов и эмблем для франмассонских дипломов, заглавных листов и т. п. В 1722 ему было поручено иллюстрировать новое издание «Французской истории» О. Даниеля, а в 1723 он получил академическую премию за картину «Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима». В 1725 г. Буше выставил несколько мелких картин на»выставке молодежи» и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антона Ватто. В 1727 он отправился на свой счет в Рим, где усерднее всего изучал Альбано и Пьетро да Кортоне, с которым нередко его впоследствии сравнивали, и срисовал целое собрание голов с Траяновой колонны (изданное Гютеном). Современные критики находили, что картины, написанные Б. по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится может быть к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы их исчезли. 24 ноября 1731 года Б. был принят в академию, а в 1732 написал «Венеру, заказывающую Вулкану вооружение для Энея». В 1734 г. Б. был удостоен звания академика за картину, изображающую «Рено и Армиду», и в том же году украсил комнату королевы в Версальском дворце аллегорическими фигурами Сострадания, Изобилия, Верности и Благоразумия, иллюстрировал большое издание Мольера, и исполнил одно за другим несколько собраний эстампов, как напр. «Cris de Paris»; «Livres de sujets et Pastorales»; «Elements», «Saisons» и др. В 1735 году он был назначен адъюнкт профессором, в 1737 году профессором академии. В промежуток от 1737 по 1740 он написал; «Воспитание амура Меркурием», «Аврора и Кефал» и «Венера, входящая в купальню» — картины, заказанный для отеля Субиз (ныне дворец национальных архивов). С этих пор начинается его в высшей степени плодовитая деятельность: он доставляет мануфактуре в Бовэ, торговцам эстампов и китайщины, только что вошедшей в моду, любителям и двору целую массу картонов. рисунков и картин, из которых некоторые, — как напр. «Рождение Венеры» (1740 г., ныне в Стокгольмском музее), «Эпическая Поэзия» (1741) и «История», исполненные для Королевской библиотеки, «Диана, выходящая из купальни» и «Пастушеская сценка» (в Лувре) — считаются лучшими из его произведений. В 1743 г. Б. был назначен декоратором оперы и руководил постановкою нескольких балетов; он писал также декорации для театров ярмарки С.-Лоран и Бельвю и для любительских спектаклей, устраиваемых маркизой Помпадур, его ученицею и покровительницей. Громадное количество получаемых заказов вскоре, однако, превратило произведения этого «Анакреона живописи» в спешно сделанные наброски, на которые критика не могла смотреть благосклонно, хотя от времени до времени ему удавалось сосредоточиться на таких произведениях, как «Собрание гениев искусства» (1751), «Латона на острове Делосе», «Солнце, начинающее свой путь и изгоняющее ночь». В это время Буше, находясь в полном блеске славы и королевской милости, получил пенсию и квартиру в Лувре. В 1757 г. он выставил портрет марк. Помпадур, для которой в то же время написал: «Музу Эрато», «Музу Клио», «Отдых в Египте» и др. В 1765 году, несмотря на смерть маркизы Помпадур, лишившую его столь могущественного покровительства, Буше удалось, однако, получить место первого живописца короля, сделавшееся вакантным за смертью Карла Ван-Ло. Но картины, относящиеся к последним годам жизни состарившегося, прожившегося и сбитого с пути началом классической реакции, Б. не могли уже производить прежнего впечатления; несмотря однако на это и не обращая внимания на едкую критику Дидро, он принимает участие во всех выставках и не оставляет оперы. Последним его произведением был «Цыганский обоз», выставленный в 1769 г. и написанный не задолго до его смерти, последовавшей в 1770 г. Слава его вскоре после его смерти совершенно упада под влиянием реакции классицизма; его стали обвинять в развращении юношества и лучшие из его картин не находили покупателей. Ныне эти несправедливые обвинения потеряли свое значение, современная критика отводит Б. видное место среди художников французской школы XVIII ст. Ср. Mariette, «Abecedario»: Diderot, «Salon de 1759, 1761, 1763, 1765, 1767» (т. X и XI изд. Асеза-Турне); Е. и Ю Goncourt, «L'art au XVIII siecle» (Париж, 1881); P. Mantz, «Francois Boucher, Lemoyne et Natoire» (Париж, 1880); A. Michel, «Francois Boucher» (сборник «Artistes celebres» (Париж, 1886). В петербургском Эрмитаже имеется его «Отдохновение на пути в Египет». Подписана: J. Boucher 1757.

Девушка с розой (пастель, итальянский карандаш). ГЭ - Государственный Эрмитаж
Франсуа Буше.Мадам де Помпадур. Около 1750 года. Национальная галерея Шотландии в Эдинбурге

ФРАНСУА БУШЕ (1703—1770) Мадам де Помпадур. 1756 Холст, масло. 201x157 Старая пинакотека. Мюнхен

Франсуа Буше. Отдыхающая девушка. 1752 год. Старая Пинакотека в Мюнхене.

Франсуа Буше. Туалет Венеры. 1751год. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Спящая молодая женщина (итальянский карандаш, пастель). ГЭ
Мельница
Франсуа Буше. Венера, утешающая амура. 1751 год. Национальная галерея в Вашингтоне

Франсуа Буше. Завтрак. 1750 год. Лувр. Париж.

Франсуа Буше. Купание Дианы. 1742 год. Лувр. Париж.

Пастушеская сцена. Холст, масло. 60х74 (овал). ГЭ
Пейзаж в окрестностях Бове. 1741-1743 гг. Холст, масло. 40х58. ГЭ
Мельница. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Сидящая молодая женщина (итальянский карандаш, пастель). ГЭ
Женская головка. Пергамент, пастель.
Пейзаж с прудом. 1746 г. Холст, масло. 51х65. ГЭ
Спящий пастушок. Итальянский карандаш. ГЭ
Голова юноши.
Пигмалион и Галатея. Холст, масло. 230х329. ГЭ
Пейзаж с водяной мельницей. Гуашь. ГЭ