Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. Даная. Вторая половина 16 века. Масло, холст. Музей изящных искусств в Лионе.
воскресенье, 24 августа 2008 г.
Якопо Тинторетто (1518-1594)
Якопо Тинторетто (1518-1594)
Якопо Тинторетто (1518-1594)
Церковь Сколо ди Сан Рокко.
Якопо Тинторетто (1518-1594)
Художник ТИНТОРЕТТО (ЯКОПО РОБУСТИ. 1518—1594). Итальянская школа.Млечный путь. 1577—1578 Холст, масло. 148х165 Лондон. Национальная галерея
Тинторетто, творчество которого приходится на период позднего Возрождения, часто обращался к античной мифологии. В ней он видел не только источник вдохновения, но и возможность выражения своих представлений об устройстве мира.
Среди созданных им в 1570-е годы монументальных композиций мифологического или аллегорического характера (Тициан называл их «поэзиями») «Млечный путь» занимает главное место. Сюжет этой картины довольно сложен. Тинторетто заимствует его из античной легенды в ее византийской редакции (была опубликована в Венеции в 1538 году). Мастер изображает тот момент повествования, когда Зевс, желая наделить своего сына Геракла бессмертием, прикладывает его к груди спящей Геры. Разбрызганное в разные стороны молоко образует на небесах звезды, а на земле вместо капель вырастают лилии. Картина дошла до нас в урезанном виде, поэтому о ее нижней части можно судить только по рисункам и копиям.
Композиция пронизана движением, что вообще было свойственно всему позднеренессансному искусству. Но Тинторетто идет дальше — он вносит динамику и в цветовое решение картины. Игра света и тени превращается в средство эмоционально-драматического выражения. Всем этим мастер добивается особых эффектов, которые предвосхищают черты стиля барокко и отражают господство космологических идей в научно-философской мысли того времени.
Якопо Робусти, получивший прозвище Тинторетто («маленький красильщик»), родился в Венеции в семье красильщика шелка. Считают, что он не учился ни в какой художественной мастерской и был самоучкой. По некоторым сведениям, он провел несколько дней в мастерской Тициана, который по непонятным причинам не принял его в ученики.
Его произведения свидетельствуют о глубоком изучении искусства Микеланджело и Тициана. Он работал в Венеции, в 40-х годах посетил Рим. Тинторетто был последним великим живописцем XVI века, чье творчество знаменует конец искусства Возрождения и сложение новых принципов искусства XVII века.
Мироощущение Тинторетто пронизано противоречивыми устремлениями, напряженным драматизмом восприятия жизни, иногда почти мистической экзальтацией и вместе с тем гуманистическим утверждением ценности человека. Наделенный необузданной фантазией, он создает картины, полные таинственности и очарования.
«Возникновение Млечного пути» — это миф о боге Зевсе, который, желая сделать своего сына от земной женщины Алкмены Геракла бессмертным, прикладывает его к груди Геры. Младенец так жадно приникает к груди, что брызги молока разлетаются во все стороны. На небе они образуют Млечный путь, а на земле из них вырастают лилии.
В поэтической аллегории Тинторетто раскрывает единство и связь земли и неба, первым из художников ощутив безграничные просторы вселенной.
В картине проявляется столь свойственное Тинторетто чувство прекрасного, облеченное в поэтическую сказочную форму, еще не лишенное прежней чувственной полноты жизни, которое было свойственно мастерам венецианской школы эпохи Возрождения.
Якопо Тинторетто (1518-1594)
суббота, 23 августа 2008 г.
Рогир ван дер Вейден - Женский портрет
Художник Рогир ван дер Вейден (ок. 1399 г. - 1464). Нидерландская школа. Женский портрет. 1455 г. Вашингтон. Национальная галерея |