воскресенье, 24 августа 2008 г.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. Даная. Вторая половина 16 века. Масло, холст. Музей изящных искусств в Лионе.

Якопо Тинторетто (1518-1594)


Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. «Каин убивает Авеля».1550-1553 годы. Галерея Академии. Венеция.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

ХудожникЯкопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. Распятие. 1588-90 гг.
Церковь Сколо ди Сан Рокко.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник ТИНТОРЕТТО (ЯКОПО РОБУСТИ. 1518—1594). Итальянская школа.Млечный путь. 1577—1578 Холст, масло. 148х165 Лондон. Национальная галерея

Тинторетто, творчество которого приходится на период позднего Возрождения, часто обращался к античной мифологии. В ней он видел не только источник вдохновения, но и возможность выражения своих представлений об устройстве мира.
Среди созданных им в 1570-е годы монументальных композиций мифологического или аллегорического характера (Тициан называл их «поэзиями») «Млечный путь» занимает главное место. Сюжет этой картины довольно сложен. Тинторетто заимствует его из античной легенды в ее византийской редакции (была опубликована в Венеции в 1538 году). Мастер изображает тот момент повествования, когда Зевс, желая наделить своего сына Геракла бессмертием, прикладывает его к груди спящей Геры. Разбрызганное в разные стороны молоко образует на небесах звезды, а на земле вместо капель вырастают лилии. Картина дошла до нас в урезанном виде, поэтому о ее нижней части можно судить только по рисункам и копиям.
Композиция пронизана движением, что вообще было свойственно всему позднеренессансному искусству. Но Тинторетто идет дальше — он вносит динамику и в цветовое решение картины. Игра света и тени превращается в средство эмоционально-драматического выражения. Всем этим мастер добивается особых эффектов, которые предвосхищают черты стиля барокко и отражают господство космологических идей в научно-философской мысли того времени.

Якопо Робусти, получивший прозвище Тинторетто («маленький красильщик»), родился в Венеции в семье красильщика шелка. Считают, что он не учился ни в какой художественной мастерской и был самоучкой. По некоторым сведениям, он провел несколько дней в мастерской Тициана, который по непонятным причинам не принял его в ученики.
Его произведения свидетельствуют о глубоком изучении искусства Микеланджело и Тициана. Он работал в Венеции, в 40-х годах посетил Рим. Тинторетто был последним великим живописцем
XVI века, чье творчество знаменует конец искусства Возрождения и сложение новых принципов искусства XVII века.
Мироощущение Тинторетто пронизано противоречивыми устремлениями, напряженным драматизмом восприятия жизни, иногда почти мистической экзальтацией и вместе с тем гуманистическим утверждением ценности человека. Наделенный необузданной фантазией, он создает картины, полные таинственности и очарования.
«Возникновение Млечного пути» — это миф о боге Зевсе, который, желая сделать своего сына от земной женщины Алкмены Геракла бессмертным, прикладывает его к груди Геры. Младенец так жадно приникает к груди, что брызги молока разлетаются во все стороны. На небе они образуют Млечный путь, а на земле из них вырастают лилии.
В поэтической аллегории Тинторетто раскрывает единство и связь земли и неба, первым из художников ощутив безграничные просторы вселенной.
В картине проявляется столь свойственное Тинторетто чувство прекрасного, облеченное в поэтическую сказочную форму, еще не лишенное прежней чувственной полноты жизни, которое было свойственно мастерам венецианской школы эпохи Возрождения.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (наст. фам. Робусти, Robusti) (1518-1594), итальянский живописец. Венецианская школа. Рождение Иоанна Крестителя. Холст, масло. 181х266.Около 1562-1566 гг. Государственный Эрмитаж

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. Чудо святого Марка. Галерея Венецианской академии.

суббота, 23 августа 2008 г.

Рогир ван дер Вейден - Женский портрет

Художник Рогир ван дер Вейден (ок. 1399 г. - 1464). Нидерландская школа. Женский портрет. 1455 г. Вашингтон. Национальная галерея
Рогир ван дер Вейден был замечательным портретистом. Как и у ван Эйка, в его портретах всегда чувствуется не просто внимательно острое восприятие модели, но и радость утверждения ценности человеческой индивидуальности с ее неповторимым обликом, духовным богатством и достоинством. Оттого так незабываемо значительны все его портретные образы. Однако в отличие от портретов ван Эйка, им присуща большая утонченность, которая выражена прежде всего в осанке, манере держаться, в сдержанной гордости. Почти все его модели принадлежали к кругу знати бургундского двора, отличавшегося высокой культурой и рыцарскими идеалами, которые культивировали бургундские герцоги.
«Женский портрет» Рогира поражает совершенным мастерством выполнения и безошибочным художественным вкусом. Молодая женщина принадлежит, судя по ее костюму, к знатному роду. Поразительно то, что художник эстетизирует ее облик, но одновременно подчеркивает естественную здоровую прелесть ее молодости.
В создании портретного образа главную роль у Рогира выполняет рисунок. Четкие линии ясно очертили пространственно-плоскостное расположение фигуры. Силуэт головного убора пирамидальной формы придал ее позе оттенок сдержанного достоинства. Сквозь прозрачную ткань виден мягкий склон плеча, на лице, чуть скуластом, выделены большие чувственные губы. Рогир стремится прежде всего передать прелесть ее женского обаяния, но в то же время он покорен силой характера и умом женщины.

РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН - Мадонна со святыми Петром, Иоанном Крестителем, Козьмой и Демианом

Художник РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (1399/1400-1464) . Нидерландская школа. Мадонна со святыми Петром, Иоанном Крестителем, Козьмой и Демианом. Около 1450. Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств