четверг, 26 февраля 2009 г.

Б.Ф. Домашников (род. 1924 г.)

Художник Б.Ф. Домашников (род. 1924 г.), Русская школа. «На вечерний сеанс». Холст, масло. 1969 г.


Домашников,  Борис Федорович (1924, деревня Кригоузово, Лухского района, Ивановской обл - 2003.).  В 1950 окончил Башкирское те­атрально-художественное учи­лище. Он учился у П.М. Лебе­дева и А.Э. Тюлькина. Диплом­ной работой стали эскизы декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1950). Сце­нографический опыт был ак­тивно использован художни­ком, особенно со второй поло­вины 1950-х — в период пере­хода от лирических пейзажных этюдов, где легко прочитывает­ся влияние таких классиков отечественной живописи, как И.И Левитан, М.В. Нестеров, В.К. Бялыницкий-Бируля и др., к законченным и ориги­нальным панорамным карти­нам, напоминающим декора­тивные камеи. В композициях «ГОЛУБОЙ АПРЕЛЬ» (1955), «БАЙКАЛ. СЕРЫЙ ДЕНЬ» (1959), «СТАНЦИЯ» (1959), «СНОВА БЕРЕЗЫ» (1960), «УТРО НА УРАЛЕ» (1962) и др.- автор уводит зрителя в праздничное царство зрелищ. Простран­ство решено не без помощи традиций театрально-декораци­онного искусства. Не только композицион­ный, но и цветовой строй поло­тен Домашникова приобретает все большую декоративную ус­ловность, благодаря чему мно­гие его произведения уподобляются гобеленным, ковровым творениям, где пол­ностью господствует предельно уплощенное изображение пер­вого плана («ВОСПОМИНА­НИЕ», 1973; «БЕЛАЯ ВЕС­НА», 1969; «ОСИННИК», 1971; «О БЕРЕЗАХ», 1978-1985). Даже чисто заказным, тематическим ком­позициям, на традиционные для соцреа­лизма сюжеты, как «22 АПРЕ­ЛЯ. К ЛЕНИНУ» (1975-1977), «ПЕРВОМАЙ» (1984), «В ДЕНЬ ПОБЕДЫ» (1985), присуща предельная декора­тивность изображения. Художник любит писать архитектуру - «СОФИЯ ЗИ­МОЙ», 1958; «НА РУСИ. НОВГОРОД», 1968; «ПСКОВ­ЩИНА», 1972, «В РИМЕ», 1970; «КАНАЛ В ВЕНЕЦИИ», 1970. Он не сосредотачивает внимание исключительно на привычных предметах сельско­го бытия, не фетишизирует островки старины. И старин­ный поселок, и город живут в его полотнах современной жиз­нью («ПРОБУЖДЕНИЕ», 1982; «МАРТ В УФЕ», 1983). Характерная для искусства ма­стера тема радости жизни, ощущение ее неисчерпаемой красоты и вдохновенная увле­ченность выразительными свойствами самого художест­венного материала отличают и его чрезвычайно красочные на­тюрморты («МАКИ», 1967-1972; «ГВОЗДИКА», 1972; «СИРЕНЬ», 1968-1974), представляющие праздник для глаз, души и сердца. Работы Домашникова хранятся в ГТГ, ГРМ, в ряде музейных и частных собраний России и других стран.



Художник Б.Ф. Домашников (род. 1924 г.), Русская школа. «Город Сатка». 1959 г. Художественная выставка "Советская Россия". 1960.

Художник Б.Ф. Домашников (род. 1924 г.), Русская школа. «Цветёт калужница»
.
Художник Б.Ф. Домашников (род. 1924 г.), Русская школа. «Река Сим».

среда, 25 февраля 2009 г.

В. Слендзинскас (1837-1909) - «Старушка с иглой»

Художник В. Слендзинскас (1837-1909), Литовская живопись. «Старушка с иглой». 1860 г. Вильнюсский государственный художественный музей

М. Залесский - «Брестская крепость»

Художник М. Залесский, Русская школа. «Брестская крепость» (Вид недостроенной восточной стороны Цитадели). 1846 г. Центральный исторический военно-инженерный музей. Ленинград
Художник М. Залесский, Русская школа. «Брестская крепость» (Западная часть центрального укрепления с Тереспольскими воротами). 1846 г. Центральный исторический военно-инженерный музей. Ленинград

Уча Малахиевич Джапаридзе ( род. 1906 г.)

Художник У.М. Джапаридзе ( род. 1906 г.), Грузия. «Гордость дедушки».
Художник У.М. Джапаридзе ( род. 1906 г.), Грузия. «Напутствие».

Иван Алексеевич Владимиров (1870-1947)

Художник И.А. Владимиров (1870-1947), Русская школа. «На рабочей окраине в дни свержения самодержавия. Февраль. 1917 г.». Государственный музей революции СССР
Художник И.А. Владимиров (1870-1947), Русская школа. «Снятие царских гербов 1917 г.». Государственный музей революции СССР

Иван Алексеевич Владимиров (1870-1947)

Художник И.А. Владимиров (1870-1947), Русская школа. «На баррикаде». Центральный музей В.И. Ленина
Художник И.А. Владимиров (1870-1947), Русская школа. «Расстрел демонстрации 9 (22) января 1905 года у Зимнего дворца». Центральный музей В.И. Ленина

Сергей Ефимович Захаров

Художник С.Е. Захаров, Русская школа. «Натюрморт. Цветы». Всесоюзная художественная лотерейная выставка. 1954 г.
Захаров Сергей Ефимович (26.11.1900, Александровск Сахалинской области – 1993, Санкт-Петербург)  - советский архитектор, монументалист, живописец и акварелист. Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1951). Сын писаря пограничного госпиталя. С 1917 учился в Томском художественном училище (до 1922) и одновременно – в Томском архитектурно-строительном институте (? – 1927). По окончании института работал в строительных и проектных организациях Томска и Свердловска.
Участник выставок с 1927 (Красноярск – Новосибирск – Томск, 1-я Всесибирская), тогда же и до 1931 – член Свердловской организации АХР.
В 1932 переехал в Ленинград, продолжая работать архитектором (1930-е). В 1938 стал членом ЛОСХа. С конца 1930-х работает в Москве (павильон «Хлопок», ВДНХ) и Таджикистане (1936 – 1940, Таджикский театр оперы и балета). В годы войны осуществлял авторский надзор за оформлением построенного театра, создавал настенные росписи, оформлял балетные спектакли. В 1945-1946 участвует в восстановлении здания Ленгорисполкома (б. Мариинского дворца): выполняет для зала приёмов панно «Салют Победы в Ленинграде» (другое название – «Ленинград в День Победы») и ряд других произведений, посвящённых городу-герою. В 1947 – 1956 совместно со Зубреевой М.А. оформил интерьеры Дома правительства Таджикистана («Промышленность, сельское хозяйство и скотоводство» и др.) и Публичной библиотеки им. Фирдоуси в Душанбе («Фирдоуси и герои его поэмы «Шахнаме», «Родина»).
В пятидесятые годы занимался интерьерным проектированием (дизайном) полученных по немецким репарациям теперь советских лайнеров «Адмирал Нахимов» (ранее «Берлин» (1925), впоследствии затонул в Новороссийске в 1986), «Советский Союз» (ранее «Hansa» («Albert Ballin», 1922)) и «Крым». Так для «Адмирала Нахимова» создал портреты русских флотоводцев, панно «Бой при Гангуте».
Сюжеты многослойных, полифоничных натюрмортов и пейзажей С.Е. Захарова, выполненных в технике акварели и темперы и во многом определены экзотикой Таджикистана: «Закат» (1928), «Нижний Тагил» (1928), «Вечер» (1934), «Чинаровая роща» (1936), «Проспект 25 Октября» (1937), «Ирисы» (1954), «Изобилие» (1957), «Натюрморт с дыней» (1957, 1960, 1967), «Персики» (1961), «На Волхове» (1966), «Ленинград. Новая Голландия» (1970), «Ананас» (1975) – все акварели; «Лесоповал на горной реке» (1944, НМРТ им. Бехзода), «Горный Таджикистан. Весна» (Воронежский ОХМ), «Петродворец. Самсон» (1947), «В Белоруссии» (1953), «Весна на Малой Охте» (1959), «Индустриальный пейзаж. Таджикистан» (1961) – все темпера; «Тимур Малик» (1943, м., НМРТ им. Бехзода).
Персональные выставки художника состоялись в Ленинграде – С.-Петербурге (1937, 1951, 1980, 1984, 1996), Кирове (1938) и Москве (1961(1962?) – «Таджикские впечатления»; 1965).
Его произведения находятся в ГРМ (СПб), ГТГ (Москва), НКГ им. Айвазовского (Феодосия, 10 работ), НМР Таджикистан им. Камолиддина Бехзода (Душанбе), Воронежском ОХМ им. И.Н. Крамского, МГУ, в других государственных и частных собраниях России и зарубежья.
Художник С.Е. Захаров, Русская школа. «Натюрморт. Цветы». Выставка в Москве 1957 г.

Художник С.Е. Захаров, Русская школа. «В Белоруссии».

Художник С.Е. Захаров, Русская школа. «Фрукты».

вторник, 24 февраля 2009 г.

ПОЛЬ ГОГЕН (1848—1903) - «Пастораль (Остров Мартиника)»

Художник ПОЛЬ ГОГЕН (1848—1903), Французская школа. «Пастораль (Остров Мартиника)». Цинкография. Дрезденская картинная галерея