понедельник, 1 июня 2009 г.

Дирк Гальс (1591-1656)

Художник Дирк Гальс (1591-1656). Голландская школа. «Концерт». Дерево, масло. 43х47. Государственный Эрмитаж
Художник Дирк Гальс (1591-1656). Голландская школа. «Пирушка». Дерево, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Художник Дирк Гальс (1591-1656). Голландская школа. «Весёлое общество в таверне». 1626 г. Дерево, масло. 27,5х36. Государственный Эрмитаж

суббота, 30 мая 2009 г.

МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО (1573—1610) - «Мадонна Палафреньери»


Художник МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО (1573—1610), Итальянская школа, «Мадонна Палафреньери». 1605 .Холст, масло 292Х.211 Рим. Галерея Боргезе

«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392.

Караваджо был дерзновенно смелым новатором, выступившим против господствующих в его время принципов эпигонского подражания искусству Высокого Возрождения и объявившим суровый реализм своим художественным методом. Он первым ввел в искусство плебейский демократический типаж, лишил евангельскую легенду покрова идеальности, показав ее героев как простых людей с их характерным грубоватым обликом. В его творчестве ощущается постоянное стремление внести дыхание конкретной жизни.
Караваджо прожил недолгую, но бурную жизнь, полную романтических приключений, громких скандалов и шумного успеха. Он был сыном каменщика-строителя и сохранил на всю жизнь демократические позиции, отстаивая свою независимость и чувство достоинства. Его влияние на художников XVII века трудно переоценить. Во всех странах Европы можно встретить его поклонников «караваджистов».
«Мадонна Палафреньери» была написана для алтаря капеллы Палафреньери в соборе св. Петра, но заказчики отказались от нее, и ее приобрел кардинал Боргезе, покровитель Караваджо. На картине изображены св. Анна, Мария и младенец Христос. Идея картины имеет символический характер — змея олицетворяет грех. Однако Караваджо вносит жанровый момент, мать опережает ребенка и первая наступает на змею. В этой картине для художника оказывается более важным проявление материнского самопожертвования, нежели религиозная идея. Благодаря жесту Марии сцена приобретает характер жанровой ситуации, что усугубляется простонародным обликом мадонны, ее скромной одеждой и прической.
Подобной трактовки образа мадонны еще не знало религиозное искусство Европы.

Картина «Мадонна с младенцем и св. Анной» была выполнена для церкви св. Анны деи Палафреньери, отсюда и происходит ее название. В ней проявились все особенности, присущие искусству Караваджо, — подлинная демократичность и монументальная выразительность образов.
Сюжет картины должен был выразить религиозную символику. Требовалось изобразить младенца Христа, попирающего змею — символ порока и зла. Караваджо трактует религиозную тему как реальное, жизненное событие. Молодая мать, бережно обхватив руками ребенка, помогает ему расправиться со змеей. Рядом стоящая старая женщина с интересом наблюдает за этой сценой. Художник дает здесь не идеализированные образы, а простых людей из народа. Он их показывает такими, каких можно было встретить на улицах и площадях Италии, в костюмах того времени. Эта трактовка сюжета как уличной сцены, как реального события не устраивала церковь. Коллегией кардиналов картина была отвергнута.
«Мадонна деи Палафреньери» написана в манере тенеброзо (контрастная светотень), где преобладает темная тональность. Поток света выхватывает из мрака лица, руки, подчеркивает очертания фигур, придавая особую пластическую выразительность формам. Тенеброзо служило Караваджо не только для объемного выделения форм, но и для эмоционального усиления образов.

С) «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2075. 119 ООО. 946. 5 к.

Якоб Герритс Кейп (1594—1651) - «Виноградарь»

Художник Якоб Герритс Кейп (1594—1651), Голландская школа. «Виноградарь». Холст, масло. 112х107. Государственный Эрмитаж

Паоло Веронезе (Паоло Калиари) (1528—1588) - «Коварство»

Художник Паоло Веронезе (Паоло Калиари) (1528—1588), Итальянская школа. «Коварство». Национальная галерея в Лондоне

ПЬЕТРО ДА КОРТОНА (1596—1669) - «Бронзовый век»

Художник ПЬЕТРО ДА КОРТОНА (1596—1669), Итальянская школа. «Бронзовый век». 1640-е годы. Деталь. Флоренция. Палаццо Питти
«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392. Блестящий мастер декоративных росписей, талантливый архитектор, построивший ряд прекрасных сооружений в Риме, Пьетро да Кортона может быть назван одним из главных представителей итальянского барочного искусства XVII века. Живописная одаренность и композиционное мастерство сочетались в нем с глубоким знанием античности, археологии, истории. Кортона прославился фресковыми росписями. В его декоративных работах ощущается праздничная пышность, широта и величие, необыкновенная легкость как бы импровизируемой на глазах композиции, динамика форм. Им созданы целые декоративные ансамбли, ставшие школой для европейских мастеров XVII века. Одним из них может быть назван дворец Питти, часть залов которого он покрыл росписями в 40-х годах. В так называемой «Комнате с печью» он представил четыре века человеческой истории: золотой, серебряный, бронзовый и железный. Бронзовый век символизирован сценкой распределения добычи. Рослые солдаты пришли к военачальнику, чтобы получить свою долю. На переднем плане, скованные одной цепью,— король и королева варваров, у ног которых брошены богатые трофеи. Обращает на себя внимание благородный профиль вождя варваров. Красива его склоненная в тоске голова, усталое лицо выражает безнадежную покорную печаль, как и лицо молодой белокурой женщины. Свободная живописная трактовка форм, непринужденная легкость движений, пластика фигур, иллюзорная передача пространства, обилие света и воздуха, крупные пятна цвета служат достижению декоративного зрелищного эффекта.

Алексей Фёдорович Пахомов «Салют 27 января 1944 г.»

Художник Пахомов А.Ф. (род. 1900 г.), Русская школа. «Салют 27 января 1944 г.». Автолитография

Л.М. Непомнящий - «Да здравствует социалистическая революция»

Художник Л.М. Непомнящий, Русская школа. «Да здравствует социалистическая революция». Плакат. 1969. Четвёртая выставка "Советская Россия"

Т.Ф. Нариманбеков - «Фрукты»

Тогрул Фарман оглы (р.7.8.1930,Баку), советский живописец и график, народный художник Азербайджанской ССР (1967). Учился в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (1950—55). Автор жанровых композиций ("Заря над Каспием", 1957, Азербайджанский музей искусств, Баку; "На полевом стане", 1967, Третьяковская галерея; "Перед праздником", 1971), пейзажей ("Баку", 1964, Азербайджанский музей искусств, Баку), портретов (С. Бахлулзаде, 1959) и натюрмортов ("Гранаты и груши", 1961, Музей искусства народов Востока, Москва). Произведения Н. отличаются энергичностью мазка, напряжённостью форм, звучностью колорита, порой примитивистской характерностью. Государственная премия Азербайджанской ССР (1974) за оформление хореографической поэмы "Сказание о Насими" в Азербайджанском театре оперы и балета им. М. Ф. Ахундова.
Художник Т.Ф. Нариманбеков, Азербайджан . «Фрукты».