Картина «Ремонтные работы на железной дороге», входившая в экспозицию третьей передвижной выставки, сначала как бы отсылает зрителя к поэзии Н. А. Некрасова, в частности,— к стихотворению «Железная дорога». По существу же художник нашел в ней самостоятельное решение важной темы, разработав сюжет, не менее убедительный для разоблачительной характеристики капитализма.
Русский капитализм, серьезно отстававший в развитии, носил «первобытный» характер. Его стремление встать вровень с американским и европейским осуществлялось в условиях примитивной организации труда, за счет нещадного закабаления трудящихся масс.
Железнодорожное строительство стало в те годы ведущей отраслью хозяйства в России, как в государстве колоссальной протяженности, нуждавшемся в налаживании общения между районами промышленного производства, источниками сырья, рынками сбыта. Вокруг железнодорожных концессий разгорелся сильнейший ажиотаж. Железнодорожные магистрали создавались в бешеных темпах с тем, чтобы, сдав готовое строительство, быстрее перебить у конкурентов новый выгодный заказ. В результате, как правило, вслед за строительством почти немедленно приступали к ремонтным работам.
Подобный ремонт и запечатлен Константином Аполлоновичем Савицким. Главное впечатление, которое эта сцена вызывает у зрителя, что — низкий уровень организации, крайняя примитивность используемых средств, гнетушее и отупляющее воздействие тяжелого труда на рабочих.
К. Л. Савицкий (1844—1905) "Ремонтные работы на железной дороге". 1874 г. Холст, масло. 100х175 см Государственная Третьяковская галерея 48. Из подборки «Художники-передвижники». Выпуск III
9-335 Ц. 3 коп.КОНСТАНТИН АПОЛЛОНОВИЧ САВИЦКИЙ (1845—1905) «НА ВОЙНУ». 1888 Масло, холст. 207,5X303,5 Государственный Русский музей
Картины передвижников в Государственном Русском музее
© Издательство «Изобразительное искусство». 1973
Изд.№9-381. Цена 3 к. Т. 35000. Тип. № 2 Заказ 2623. 2121281 Пересылке по почте в открытом виде не подлежит.
Савицкий был одним из наиболее выдающихся деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Его картины «Ремонтные работы на железной дороге» и «Встреча иконы» (обе — в ГТГ) принадлежат к числу самых значительных достижений передвижников в области бытовой живописи. Так же серьезно по содержанию и полотно «На войну». Художник написал картину спустя десять лет со времени тяжелой русско-турецкой войны, но память о ней, о понесенных потерях еще была жива в народе. Картина «На войну» посвящена тем событиям. В своей основе это антимилитаристское произведение. Его основная идея: война — всегда народное горе, что раскрыто через драматические переживания персонажей. Толпа распадается на несколько замкнутых групп, в каждой из которых господствует определенное настроение, хотя общий тон — отчаяние. И в горестно склоненных спинах женщин, и в бесшабашно пляшущих новобранцах, и в мрачном взгляде бывалого солдата ощущается напряжение последних минут расставания. Поезд уже подан. Бесстрасные, подтянутые фигуры жандармов на перроне как бы утверждают близкую неизбежность разлуки. Сложный и единый ритм построения композиции способствует объединению внешне безразличных друг к другу групп людей. Действующие лица располагаются таким образом, что общее звучание мрачного настроения, развиваясь, углубляется и увеличивается. В то же время это создает ощущение внутренней духовной связи персонажей, чувство массовости и народности, то «хоровое», по выражению В. В. Стасова, начало, которое было вообще столь характерно для лучших работ передвижников.