четверг, 12 ноября 2009 г.

А. Романов - «Смольный»


Художник А. Романов, Русская школа. «Смольный» . Акварель. Из подборки открыток «Ленинград».
Возможно это: Романов Алексей Михайлович 09.10.1904 - График. Член Союза художников СССР. Кандидат архитектуры, доцент. Место проживания: Ленинград

среда, 11 ноября 2009 г.

Маркус Герартс Младший (1561 ?- 1635/36) - «Портрет сэра Роберта Сесила, впоследствии графа Солсбери»


Художник Маркус Герартс Младший (1561 ?- 1635/36), Голландская школа, английская школа. «Портрет сэра Роберта Сесила, впоследствии графа Солсбери». 1595 г.  Дерево, масло 114,5х89.  Государственный Эрмитаж

О.П. Раунам (род. 1914 г.) - «Эстонские красногвардейцы на подступах к Раквере»

Раунам Оскар Паулович (24.05.1914 г.р.) С именем художника Оскара Раунама связано становление и развитие эстонского послевоенного изобразительного искусства. Раунам последовательно шел по пути утверждения реалистического видения мира. Менялся живописный язык его произведений. Раунам обращался к разным жанрам и темам: исторической картине, жанру портрета, к пейзажу, работал в графике, занимался прикладным искусством. Столь разносторонняя одаренность и высокий профессионализм объясняются особенностями художественного образования, полученного мастером.
После окончания гимназии в родном городе Пайде в 1932 году Оскар Раунам перебирается в Таллин, где поступает в художественно-промышленное училище. В 1938 году он заканчивает его, получив диплом художника декоративного искусства. Затем он совершенствует свое мастерство в Таллинской педагогической школе и Высшем художественном училище.
Художественная жизнь Эстонии тех лет была достаточно насыщенной. Тартуская школа общества "Паллас" была крупным центром обучения молодых художников. Педагогами здесь были известные живописцы Роман Ниман, Аугуст Янсен и Пет Арен.
Еще во время учебы в 1937 году Оскар Раунам получает почетный заказ. Для павильона Прибалтийских стран на Всемирной выставке в Париже он пишет шесть больших живописных панно. К сожалению, судьба этих произведений в настоящее время неизвестна. В собрании художника сохранились эскизы, два из которых - "Лесное хозяйство" и "Рыболовство" - сам автор называет лучшими. В них художник стремился воплотить суровый пафос труда. В "Рыболовстве" центром композиции становится коренастая фигура старого рыбака, втягивающего в свою лодку веером расходящуюся сеть. Своим сильным движением он словно противостоит водной стихии. Сложный композиционный ракурс позволяет охватить взглядом широкие водные просторы с катером и летящей в разорванных облаках чайкой и громадный парус с крепящим его молодым рыбаком. Раунам сумел преодолеть декоративность и безличность большинства монументальных росписей тех лет и остаться самобытным и национальным художником. Недаром эти панно были замечены критикой и художнику была присуждена высшая награда выставки.
Началась Великая Отечественная война. Раунам без колебаний уходит на фронт. Суровый опыт войны нашел впоследствии отражение в творчестве художника. В 1948 году он создал большое полотно, принесшее ему заслуженную известность, - "Эстонские красногвардейцы на подступах к Раквере в 1918 году" (Государственный художественный музей Эстонской ССР). Это произведение выдвинуло Раунама в ряды выдающихся мастеров тематической историко-революционной картины. Славные события борьбы за Советскую власть нашли в нем талантливого интерпретатора. Зимний пейзаж передает ощущение тревожного ожидания. В глубине мелькают фигуры готовящихся к бою красногвардейцев. На первом плане, деловито сверяясь с картой, отдает последние распоряжения перед атакой командир. Еще мгновение... и вспыхнет смертельный огонь.
Художник вновь вернется к революционной теме в картине "Восстание" (1967), центром которой будет рабочий-знаменосец. Здесь словно сольются воедино и элементы станкового полотна, и своеобразный монументализм, и призывная мощь плаката.
Тематическая картина привела художника к разработке жанрового портрета, в котором особое место занимают "Портрет кузнеца Томпера" (1947, Художественный фонд ЭССР) и "Портрет пожилой женщины" (1948).
Раунам постоянно утверждает созидательное, действенное начало в своих героях. В картине "Полдень. Доение коров" (1949) повседневность колхозного труда в интерпретации художника окрашена жизнеутверждающим оптимизмом.
Среди многочисленных портретов, созданных Раунамом, значительное место занимают образы деятелей эстонской культуры. Ему позировали писатель Л.Реммельгас (1964, Государственный музей Эстонской ССР), художница Айли Винт (1965), керамистка Х.Кума (1982), актер Ю.Ярвет (1984).
На протяжении своей долгой творческой жизни Оскар Раунам постоянно пишет пейзажи, любимый старый Таллин. Особое внимание привлекают такие полотна, как "Стога" (1946), "Зимняя заготовка сена" (1947), акварели "Водопад на реке Суна в Карелии" (1959), "Старый город" (1984). В последние годы художник чаще обращается к жанру натюрморта.
Оскар Раунам ведет большую общественную и преподавательскую работу. В течение десяти лет (1952-1962) он был проректором Художественного института Эстонской ССР. Им был также написан ряд монографий по технике акварельной живописи и прикладной графики.
В 1964 году профессор Оскар Раунам был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Эстонской ССР.

Художник О.П. Раунам (род. 1914 г.), Эстонская живопись. «Эстонские красногвардейцы на подступах к Раквере». 1919 г.

Р.К. Руйга (род. 1923 г.) - «В краю большого будущего»

Руйга Рудольф Крустинович (20.03.1923 г.р.). График. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Место проживания: Красноярск.

Художник Р.К. Руйга (род. 1923 г.), Русская школа. «В краю большого будущего». 1960 г.

Я.И. Роздзяловская (род. 1902 г.) - «Утро»

Роздзяловская Ядвига Иосифовна (р. 01.11.1902 г.). Живописец. Член Союза художников СССР. Место проживания: Молодечно, Белоруссия

Художник Я.И. Роздзяловская (род. 1902 г.), Русская школа. «Утро».

Т.А. Рудь (род. 1911 г.) - «Здесь начинается Ангара»

Рудь Тимофей Аврамович (р. 01.01.1911 г.). Живописец. Член Союза художников СССР. Народный художник Бурятской АССР.

Художник Т.А. Рудь (род. 1911 г.), Русская школа. «Здесь начинается Ангара». 1956.

вторник, 10 ноября 2009 г.

Иоганн Генрих Шенфельд (1609-1682/83)) - «Похищение сабинянок»

Немецкий живописец, гравер. Подобно И. Лиссу и К. Лоту, провел большую часть жизни в Италии. Тридцатилетняя война в Германии вынуждала художников покидать родину. С 1633 в Италии, где его привлекают очень разные мастера — Караваджо, Пьетро да Кортона, Бернини, северные художники-итальянисты. Около 10 лет работал в Неаполе (с 1638), изучал реалистическую грубоватую манеру Б. Каваллино, его приемы передачи эффектного освещения. После Вестфальского договора 1648 возвратился в Германию. Много работал в гравюре, что способствовало его известности. В полотне Скифы у гробницы Овидия (ок. 1640, Будапешт, Музей изобразительных искусств) Шёнфельд в традиции северных мастеров изображает простой люд, стремится передать обаяние итальянского пейзажа с руинами. Фигуры главных персонажей всегда удалены от первого плана, они имеют удлиненные пропорции, композиция четко продумана (Ипполит и Аталанта, 1650—1660, Сибиу, Нац. музей Брукенталя). Некоторые образы несут отпечаток эффектной театральности римского барокко (Триумф Давида, 1640—1642, Карлсруэ, Кунстхалле; Триумф Венеры, ок. 1640—1645, Берлин, Гос. музеи).

Художник Иоганн Генрих Шенфельд (1609-1682/83)), Немецкая школа. «Похищение сабинянок». Холст, масло 98,5х134 Государственный Эрмитаж

Ран Лазарь Саулович - «К сыну».


Художник Л.С. Ран (род. 05.04.1909 г.), Русская школа. «К сыну».