вторник, 17 ноября 2009 г.

П.П. Литвинский (р. 1927 г.), В.И. Рейхет (р. 1922 г.), В.Т. Скрябин (р.1927 г.) - «Мы новый мир построим»


Художники П.П. Литвинский (р. 1927 г.), В.И. Рейхет (р. 1922 г.), В.Т. Скрябин (р.1927 г.), Русская школа. «Мы новый мир построим». 1960 г. Художественная выставка "Советская Россия". 1960 г.

А.М. Лаптев - «Никольская церковь»

Лаптев Алексей Михайлович (1905 - 1965). Учился: в 1929 окончил графический факультет ВХУТЕИНа, Москва, у П.И.Львова, Н.Н.Купреянова. Жил в Москве.С 1925 работает художником-иллюстратором в ряде журналов. Сотрудничает с книжными издательствами Москвы. Автор книг-учебных пособий для художественных ВУЗов. В 1944 отмечен дипломом I-й степени Комитета по делам искусств при СНК СССР за цикл рисунков «Военная серия» 1942-1943. Участник выставок: в т.ч. многих республиканский, всесоюзных, зарубежных; персональные: 1938, 1949 – Москва. Член СХ. Член-корреспондент АХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Награжден медалями СССР. Автор иллюстраций к произведениям классической русской и советской литературы, в т.ч. книг для детей. Работал в области станковой графики на современные и исторические темы, а также в скульптуре малых форм.

Художник А.М. Лаптев, Русская школа. «Никольская церковь». Из серии открыток "Памятники русского зодчества. Суздаль".

понедельник, 16 ноября 2009 г.

М.Ф. Ларионов (03.06.1881 - 10.05.1964) - «Яблони после дождя»

Ларионов Михаил Федорович. Родился в Тирасполе 22 мая (4 июня) 1881 в семье военного фельдшера. В 1898 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами (его трижды исключали за художественное вольномыслие) учился до 1910; среди его наставников были К.А.Коровин и В.А.Серов. В 1900 познакомился с Н.С.Гончаровой, на долгие годы ставшей его спутницей в жизни и соратницей в искусстве. Уже в ранний, импрессионистический период Ларионов зарекомендовал себя как колорист жизнелюбивого склада (Куст сирени в цвету, 1904, Третьяковская галерея). Жил в Москве, летом наезжая в Тирасполь и Крым.
В 1907–1912 мастер осваивает городской изо-фольклор, перенимая приемы росписи вывески и подноса, лубка и т.д.; в духе «примитива» он пишет серию Парикмахеры (1907) и другие сценки провинциального быта. Добродушный житейский юмор перемежается с драматическим гротеском в его знаменитых «солдатских» полотнах, возникших после службы в армии (Отдыхающий солдат, 1911, Третьяковская галерея), с нарочито-эпатажной грубостью картин в манере заборных надписей и фигурок (серия Времена года, 1912). Вожак бунтующий богемы, входит в число основателей общества «Бубновый валет» (1910), затем, выйдя из него, берет еще круче «влево», организовав выставки «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913). Устраивает в 1913 (вместе со И.М.Зданевичем и М.В.Ле-Дантю) экстравагантные «футуристические прогулки» по Москве, вошедшие в число первых хэппенингов (попутно опубликовав вместе со Зданевичем манифест Почему мы раскрашиваемся). В том же году создает собственную систему беспредметного искусства – «лучизм», представляющий (как он указал в одноименном манифесте) «пересечения отраженных лучей различных предметов». Важным этапом авангарда явились и издания поэтов-футуристов (преимущественно А.Е.Крученых и В.В.Хлебникова), оформленные Ларионовым совместно с Гончаровой.
В 1914 г. Ларионов участвовал в сражениях Первой мировой войны, был контужен.
Приглашенный С.П.Дягилевым в его антрепризу, уехал в 1915 вместе с женой за границу, обосновавшись в 1919 в Париже. В эмиграции плодотворно работал как сценограф (Шут С.С.Прокофьева, 1921, Байка про лису И.Ф.Стравинского, 1922) и многие другие дягилевские спектакли. В поздние годы писал воспоминания, частично опубликованные в газете «Русские новости» в 1967–1968.

Умер Ларионов в Фонтене-о-Роз близ Парижа 10 мая 1964. По завещанию А.К.Томилиной (его супруги после кончины Гончаровой), значительная часть его (и Гончаровой) творческого наследия была передана в 1988 Третьяковской галерее. Его работы также имеются в Государственном Русском музее, музеях Архангельска, Владикавказа, Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Кирова. Краснодара, Нижнего Новгорода, Омска, Ульяновска.

Художник М.Ф. Ларионов (03.06.1881 - 10.05.1964), Русская школа. «Яблони после дождя». Государственная Третьяковская галерея

Варвара Аркадьевна Раевская-Рутковская (1895 г.р.) - «Председатель совнаркома».


Художник В.А. Раевская-Рутковская (1895-?), Русская школа. «Председатель совнаркома». 1959 г. Художественная выставка "Советская Россия". 1960 г.

И. Серебряный (1907-1979) - «Портрет композитора Д.Д. Шостаковича»

Серебряный Иосиф Александрович (25.04.1907 - 1979). Советский живописец, народный художник РСФСР (1965), член-корреспондент АХ СССР (1947). Член КПСС с 1943. Учился в ленинградском Вхутеине - институте пролетарского изобразительного искусства (1927-31) у В. Е. Савинского, А. А. Рылова, М. П. Бобышова. Председатель правления Ленинградского отделения Союза сов. художников (1948-52 и 1954-58). Преподаёт в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде (1948-51 и с 1954; профессор с 1949). Работает преимущественно в историко-революционном и портретном жанрах; пользуясь простыми композиционными приёмами, С. создаёт возвышенные и вместе с тем жизненно-конкретные образы сов. людей - тружеников и воинов ["Партизаны-лесгафтовцы" (1942), "Концерт Ленинградской филармонии" (1957) - обе в Русском музее в Ленинграде; портрет Д. Шостаковича (восковая темпера, 1964, Третьяковская галерея)].

Художник И. Серебряный (1907-1979), Русская школа. «Портрет композитора Д.Д. Шостаковича». 1964 г. Холст, масло. 79х150. Зональная выставка "Ленинград"

М.С. Родионов (1885-1956) - Иллюстрация к рассказу А.П. Гайдара «Четвёртый блиндаж»


Художник М.С. Родионов (1885-1956), Русская школа. Иллюстрация к рассказу А.П. Гайдара «Четвёртый блиндаж». 1933 г.

Самуэлис Розинас (род. 1926 г.) - «Мы строим мирное будущее»


Художник Самуэлис Розинас (род. 1926 г.), Литовская живопись. «Мы строим мирное будущее». 1961 г. Всесоюзная художественная выставка. 1961 г.

воскресенье, 15 ноября 2009 г.

Г.Ф. Рыбаков (1859-?) - «Возвращение из школы»

Живописец. Представлен жанровыми картинами в Государственной Третьяковской галерее ("Возвращение из школы", 1884) и Государственном Русском музее ("Игра в жмурки). Портрет его кисти имеется в Козьмодемьянском художественно-историческом музее им. А.В. Грибоедова

Художник Г.Ф. Рыбаков (1859-?), Русская школа. «Возвращение из школы». 1884 г. Государственная Третьяковская галерея