понедельник, 16 ноября 2009 г.

М.Ф. Ларионов (03.06.1881 - 10.05.1964) - «Яблони после дождя»

Ларионов Михаил Федорович. Родился в Тирасполе 22 мая (4 июня) 1881 в семье военного фельдшера. В 1898 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами (его трижды исключали за художественное вольномыслие) учился до 1910; среди его наставников были К.А.Коровин и В.А.Серов. В 1900 познакомился с Н.С.Гончаровой, на долгие годы ставшей его спутницей в жизни и соратницей в искусстве. Уже в ранний, импрессионистический период Ларионов зарекомендовал себя как колорист жизнелюбивого склада (Куст сирени в цвету, 1904, Третьяковская галерея). Жил в Москве, летом наезжая в Тирасполь и Крым.
В 1907–1912 мастер осваивает городской изо-фольклор, перенимая приемы росписи вывески и подноса, лубка и т.д.; в духе «примитива» он пишет серию Парикмахеры (1907) и другие сценки провинциального быта. Добродушный житейский юмор перемежается с драматическим гротеском в его знаменитых «солдатских» полотнах, возникших после службы в армии (Отдыхающий солдат, 1911, Третьяковская галерея), с нарочито-эпатажной грубостью картин в манере заборных надписей и фигурок (серия Времена года, 1912). Вожак бунтующий богемы, входит в число основателей общества «Бубновый валет» (1910), затем, выйдя из него, берет еще круче «влево», организовав выставки «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913). Устраивает в 1913 (вместе со И.М.Зданевичем и М.В.Ле-Дантю) экстравагантные «футуристические прогулки» по Москве, вошедшие в число первых хэппенингов (попутно опубликовав вместе со Зданевичем манифест Почему мы раскрашиваемся). В том же году создает собственную систему беспредметного искусства – «лучизм», представляющий (как он указал в одноименном манифесте) «пересечения отраженных лучей различных предметов». Важным этапом авангарда явились и издания поэтов-футуристов (преимущественно А.Е.Крученых и В.В.Хлебникова), оформленные Ларионовым совместно с Гончаровой.
В 1914 г. Ларионов участвовал в сражениях Первой мировой войны, был контужен.
Приглашенный С.П.Дягилевым в его антрепризу, уехал в 1915 вместе с женой за границу, обосновавшись в 1919 в Париже. В эмиграции плодотворно работал как сценограф (Шут С.С.Прокофьева, 1921, Байка про лису И.Ф.Стравинского, 1922) и многие другие дягилевские спектакли. В поздние годы писал воспоминания, частично опубликованные в газете «Русские новости» в 1967–1968.

Умер Ларионов в Фонтене-о-Роз близ Парижа 10 мая 1964. По завещанию А.К.Томилиной (его супруги после кончины Гончаровой), значительная часть его (и Гончаровой) творческого наследия была передана в 1988 Третьяковской галерее. Его работы также имеются в Государственном Русском музее, музеях Архангельска, Владикавказа, Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Кирова. Краснодара, Нижнего Новгорода, Омска, Ульяновска.

Художник М.Ф. Ларионов (03.06.1881 - 10.05.1964), Русская школа. «Яблони после дождя». Государственная Третьяковская галерея

Варвара Аркадьевна Раевская-Рутковская (1895 г.р.) - «Председатель совнаркома».


Художник В.А. Раевская-Рутковская (1895-?), Русская школа. «Председатель совнаркома». 1959 г. Художественная выставка "Советская Россия". 1960 г.

И. Серебряный (1907-1979) - «Портрет композитора Д.Д. Шостаковича»

Серебряный Иосиф Александрович (25.04.1907 - 1979). Советский живописец, народный художник РСФСР (1965), член-корреспондент АХ СССР (1947). Член КПСС с 1943. Учился в ленинградском Вхутеине - институте пролетарского изобразительного искусства (1927-31) у В. Е. Савинского, А. А. Рылова, М. П. Бобышова. Председатель правления Ленинградского отделения Союза сов. художников (1948-52 и 1954-58). Преподаёт в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде (1948-51 и с 1954; профессор с 1949). Работает преимущественно в историко-революционном и портретном жанрах; пользуясь простыми композиционными приёмами, С. создаёт возвышенные и вместе с тем жизненно-конкретные образы сов. людей - тружеников и воинов ["Партизаны-лесгафтовцы" (1942), "Концерт Ленинградской филармонии" (1957) - обе в Русском музее в Ленинграде; портрет Д. Шостаковича (восковая темпера, 1964, Третьяковская галерея)].

Художник И. Серебряный (1907-1979), Русская школа. «Портрет композитора Д.Д. Шостаковича». 1964 г. Холст, масло. 79х150. Зональная выставка "Ленинград"

М.С. Родионов (1885-1956) - Иллюстрация к рассказу А.П. Гайдара «Четвёртый блиндаж»


Художник М.С. Родионов (1885-1956), Русская школа. Иллюстрация к рассказу А.П. Гайдара «Четвёртый блиндаж». 1933 г.

Самуэлис Розинас (род. 1926 г.) - «Мы строим мирное будущее»


Художник Самуэлис Розинас (род. 1926 г.), Литовская живопись. «Мы строим мирное будущее». 1961 г. Всесоюзная художественная выставка. 1961 г.

воскресенье, 15 ноября 2009 г.

Г.Ф. Рыбаков (1859-?) - «Возвращение из школы»

Живописец. Представлен жанровыми картинами в Государственной Третьяковской галерее ("Возвращение из школы", 1884) и Государственном Русском музее ("Игра в жмурки). Портрет его кисти имеется в Козьмодемьянском художественно-историческом музее им. А.В. Грибоедова

Художник Г.Ф. Рыбаков (1859-?), Русская школа. «Возвращение из школы». 1884 г. Государственная Третьяковская галерея

Т.В. Ряннель (род. 1921 г.) - «Саяны. Цветут жарки»


Художник Т.В. Ряннель (род. 1921 г.), Русская школа. «Саяны. Цветут жарки». 1957 г.

Рогаль В.С. (1915 - 2004) - «Вечер на Байкале»

Рогаль Виталий Сергеевич (09.08.1915 - 4.12.2004).
В.С. Рогаль родился в селе Снегиревка Киевской области 9 августа 1915 года. После окончания семилетки в 1934-35 годах учился на рабфаке Харьковского строительного института. Вместе с семьей Виталий Сергеевич приехал в Сибирь и в 1936 году поступил в Иркутский изопедтехникум. Здесь он постигал азы мастерства, совершенствовал свой талант. Его учителями были А. Вологдин, А. Жибинов, А. Руденко. В первый год Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт, где не щадя себя защищал Родину. Несмотря на трудности и тяготы фронтовой жизни, полученные ранения, все годы войны В.С. Рогаль не расставался с кистью и карандашом. В своем путевом альбоме фронтовика, этюдах и зарисовках он с документальной достоверностью фиксировал реалии войны. На фронте прошли несколько выставок его работ.

После победы, с 1947 года, Виталий Сергеевич работал художником производственных мастерских Иркутского областного общества "Художник", в этом же году был принят в члены областного Союза художников. В 1948 году был избран председателем правления областного Союза художников, в 1951 -- председателем правления Иркутского отделения Художественного фонда. С 1952 года В.С. Рогаль постоянно участвовал во всесоюзных и республиканских художественных выставках, где неоднократно был отмечен дипломами и наградами. На первом Всесоюзном съезде советских художников В.С. Рогаль был избран членом правления Союза художников СССР, а на учредительном съезде Союза художников РСФСР -- членом правления от зоны Сибири и Дальнего Востока. Он неоднократно назначался председателем зонального выставочного комитета "Сибирь социалистическая".

Наряду с активной общественной деятельностью Виталий Сергеевич продолжал творческую работу, воспевая красоту сибирского края, стремясь проникнуть в изначальные тайны природы. Широкую известность и признание получили его работы "Полевые цветы", "Деревня Никола", "Вечер на Байкале" и другие. Не только природные богатства, но и труд сибиряков на долгие годы стал главной темой творчества Рогаля. Под его началом организовывались творческие группы художников, выезжающих на новостройки Сибири. Сам художник объездил всю Сибирь и Дальний Восток, Алтай, Памир, Кавказ. Особой страстью и любовью художника на двадцать лет стала Монголия. Работы разных лет, посвященные Монголии, такие как "Царство песков", "Буря в Гоби", "Просторы Булгана", "Прошлое Гоби", "У священного озера", проникнуты особым взглядом мастера на одну из самых удивительных стран Центральной Азии. В 1977 году состоялась первая персональная выставка В.С. Рогаля в г. Улан-Баторе, а затем персональная выставка в Иркутске и творческая поездка в Монголию с выставкой "Дорогами дружбы".

Мастерство и творческая самобытность В.С. Рогаля получили широкое признание. В 1962 году ему было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР, а через десять лет -- заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1980 году за большой вклад в российское искусство он получил звание народного художника России. Государство высоко оценило заслуги художника перед Отчизной. Виталий Сергеевич был награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Дружбы народов.

В 1999 году почетный гражданин г. Иркутска В.С. Рогаль передал свою богатейшую коллекцию и архив-летопись в дар городу Иркутску. Сейчас работы художника, материалы о его жизни и деятельности размещены в экспозиционных залах филиала музея истории г. Иркутска -- городском выставочном центре имени народного художника России В.С. Рогаля.
Художник Рогаль В.С. (9.08.1915 - 4.12.2004), Русская школа. «Вечер на Байкале».