четверг, 18 февраля 2010 г.

Н.А. Шифрин (1892-1961) - Эскиз декорации к пьесе А.Н. Афиногенова "Москва-Кремль"

[16(28).6.1892, Киев, — 3.4.1961, Москва], народный художник РСФСР (1958). Член КПСС с 1942. Учился в школе рисования и живописи А. А. Мурашко (1912—15), студии А. А. Экстер (1918—19), Украинской AX (1920—21) — в Киеве. Преподавал во Вхутеине (1929—30), Полиграфическом институте (1931—32), Институте театрального искусства им. А. В. Луначарского (1934—36) — в Москве. Член ОСТ (с 1925). Главный художник Центрального театра Советской Армии (1935—61). Основные театральные работы Ш. ["Разлом" Лавренёва (1950), "Чайка" Чехова (1960) — обе МХАТ, "Московский характер" Софронова (Малый театр, 1948), "Гибель эскадры" Корнейчука (1934), "Укрощение строптивой" Шекспира (1937), "Поднятая целина" по Шолохову (1957), "Барабанщица" Салынского (1958) — все в Центральном театре Советской Армии] отличаются тесной связью изобразительного решения спектакля с режиссёрским замыслом, строгой продуманностью пространств. решений, органическим включением живописи (панно, портальные обрамления) в сценическое действие. Выступал также как живописец и автор иллюстраций ["Кем быть?" В. В. Маяковского (изд. в 1929) и др.]. Государственная премия СССР (1949, 1951).
Соч.: Художник в театре, Л., 1964; Моя работа в театре, [М., 1966].
Художник  Ниссон Абрамович Шифрин (1892-1961), Русская школа. Эскиз декорации к пьесе А.Н. Афиногенова "Москва-Кремль" Центральный театр Советской Армии. Москва. 1956 г. Государственный Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

среда, 17 февраля 2010 г.

В.П. Ефанов (1900-1978) - «И.В. Курчатов»

Родился в Самаре 10 (23) ноября 1900 в семье мелкого предпринимателя, недавнего крестьянина. Учился в местном Художественно-промышленном техникуме (1917–1921). После неудачных попыток поступить в петроградские Свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств) и московские Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас) все же переселился в 1922 в Москву, где занимался в студиях А.Е.Архипова (1919–1921) и Д.Н.Кардовского (1921–1926). Был членом АХРР.
В 1934–1938 работал в панорамной бригаде мастерской «Перекоп» под руководством Г.К.Савицкого. Выдвинулся именно как автор «панорам», изображавших, правда, уже не батальное прошлое, а ослепительно-счастливую современность – с верховными вождями, военными, партийной элитой, деятелями культуры и науки, представленными в воодушевленном взаимообщении. Как раз в «Перекопе» были написаны известнейшее его полотно Незабываемая встреча (Встреча И.В.Сталина и членов правительства с женами руководителей Наркомата тяжелой промышленности) (1936–1937, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1941) и Встреча артистов театра имени К.С.Станиславского с учащимися Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского, 1938, Русский музей). В 1939 возглавил бригаду художников, создавших самое масштабное из соцреалистических живописных полотен, грандиозный (9 на 16 м) групповой портрет Знатные люди Страны Советов для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке (ныне – в Русском музее). Позднее, также бригадным методом, были написаны: Передовые люди Москвы в Кремле (Третьяковская галерея; Сталинская премия 1950) и Заседание Президиума Академии наук СССР (1951, Президиум АН, Москва; Сталинская премия 1952).
Солнечный «академический импрессионизм» – типический как для манеры Ефанова, так и для официальной живописи тех лет в целом – драматически приглушен в картине И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов и В.М.Молотов у постели больного А.М.Горького (1940–1944, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1946). Написал целый ряд одиночных парадных портретов (В.М.Молотов на фоне Кремлевской стены, 1947, там же; Сталинская премия 1948).
Работал как педагог: в Художественном институте имени В.И.Сурикова (1948–1957) и Педагогическом институте имени В.И.Ленина (с 1959). Для его творчества «оттепельно-застойного» периода наиболее характерны салонные портреты (Дедушка (художник М.И.Курилко) с внучкой, 1957, там же; Г.П.Вишневская, 1963, частное собрание, Москва). Умер Ефанов в Москве в 1978 г..
Художник Василий Прокофьевич Ефанов (1900-1978), Русская школа. «И.В. Курчатов». Холст, масло. 1969 г.

П. Чернышёв. «Слава героям Великого Октября»

Художник П. Чернышёв. «Слава героям Великого Октября». Русская школа.
Рискну предположить, что автором данной работы является Чернышев Павел Михайлович (род. 08.09.1917) художник-график. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР.

А. Зайцев. «Нева»

Художник А. Зайцев. «Нева».  Русская школа. Государственный Русский музей


З.Ы. К сожалению на открытке не указано более подробных данных о художнике

А. Я. ГОЛОВИН (1863—1930) - "Берег Волги"

Художник Александр Яковлевич ГОЛОВИН (1863—1930), Русская школа. "Берег Волги" Эскиз декорации первого акта драмы А. Островского "Гроза"1916 г. Государственный Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

В.Я. Хрусталёв (1896 - 1954). «Константин Заслонов»

Художник Владимир Яковлевич Хрусталёв  (1896 - 1954). «Константин Заслонов». Русская школа.

вторник, 16 февраля 2010 г.

Александр Семёнович Егорнов - «Дубы»

Художник Александр Семёнович Егорнов (1858 - 1902). «Дубы». 1888 г. Русская школа. 
Живописец и акварелист. Брат Сергея Егорнова. Учился в Академии Художеств (с 1883 по 1888) у М.К. Клодта; В 1888-1891 гг. пенсионер академии за границей (Франция, Италия, Англия) . Награжден медалями (1884 г. - 2 и 1 серебряными; 1885 г. - 2 серебряной; 1886 г. - 1 серебряной), имеет звание классного художника 1-й степени за картину "Дубы". Участвовал на выставках с 1887 г.. Писал пейзажи, преимущественно лирические. За пейзажи "Перед грозой" (1893, ГРМ) и "Нормандский берег" (1893) получил от АХ звание академика. Из его произведений особенно известны: "Вид Мисхора, близ Ай-Петри, в Крыму" (1888), "Перед дождем" (в музее Александра III ), "Водяная мельница", "Зима во Франции" (в Третьяковской галерее). Работы хранятся в Музее искусств Узб ССР, Чувашской респ. худ. галерее, ГРМ, Респ. Худ. музее С.-О. АССР, Свердловской картинной галерее, Воронежском обл. музее изобр. искусств, Краснодарском худ. музее и др.

М.Ф. Хвития (род. 1923 г.). «Весна в ЗАГЭС»

Художник Михаил Фомич Хвития (род. 1923 г.). «Весна в ЗАГЭС».  1960 г. Грузинская живопись

Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник Грузинской ССР.