Музей искусств в Сан-Паулу, одном из самых больших и красивых городов Бразилии, обладает уникальной коллекцией произведений западноевропейского и латиноамериканского искусства, что позволило причислить его не только к крупнейшим музеям Латинской Америки, но и к ведущим музеям мира. Однако в отличие от большинства других этот музей еще очень молод. Идея его создания возникла летом 1946 года. Она принадлежала Франсиску ди Ассизу Шатобриану (1892—1968), бразильскому журналисту, правоведу и дипломату, всесторонне образованной личности, как бы воскресившей традиции великих гуманистов, чье наследие не прошло даром для культуры Латинской Америки. По замыслу Шатобриана, патриота и гражданина своей страны, и его соратников, музей должен был стать в первую очередь культурно-просветительным учреждением, где посетители смогут получить необходимые знания об изобразительном искусстве и других видах художественной культуры. В своей статье, посвященной Музею искусств в Сан-Паулу, французский критик Андре Пери-но остроумно перефразировал известную поговорку: «Скажи мне, каков ваш музей, и я скажу, кто вы», считая, что музеи — в значительной степени лицо наций. Очевидно, эта мысль владела и Шатобрианом. Был снят этаж строящегося здания, и вскоре благодаря таланту архитектора Лины Бо он был прекрасно переоборудован под музейное помещение. Впоследствии для музея были приспособлены и другие этажи, и здание органично вписалось в окружающую среду шумного, многоэтажного, индустриального Сан-Паулу, став вместе с окружающими его газонами и скульптурой своего рода оазисом.
Первые годы работы музея требовали от его организаторов поистине неудержимой увлеченности. В основу коллекции Музея искусств было положено собрание старой пинакотеки города, в которой хранились картины, воскрешавшие историю Бразилии. Для обогащения коллекции было решено начать закупки на аукционах и в музеях Европы. Пострадавшие во время второй мировой войны европейские государства не всегда могли выделить необходимые средства на содержание национальных музеев, что вынуждало их подчас расставаться с рядом прекрасных произведений. Вскоре после организации музея в Сан-Паулу Пьетро Мариа Бранди, ставший его директором, отправился в Лондон, не рассчитывая на особый успех. Однако в эту первую поездку ему удалось приобрести за сравнительно невысокую цену «Портрет графа Оливареса» Веласкеса, а также картины Тициана, Перуджино и Пикассо. К 1953 году собрание Музея искусств стало представлять настолько высокую ценность, что Дворец Тюильри в Париже предоставил свои залы для проведения выставки, которая носила название «Шедевры пинакотеки в Сан-Паулу». С этого момента Музей в Сан-Паулу приобретает международное признание. За четверть века до появления Музея искусств, в 1922 году, именно в Сан-Паулу в муниципальном театре была проведена так называемая Неделя современного искусства, имевшая для культуры страны огромное значение. В ней приняли участие молодые живописцы, музыканты, литераторы, ставшие родоначальниками современного искусства Бразилии. Выставленные произведения были призваны познакомить местную публику с достижениями европейской культуры. Несмотря на то что в основе выпущенного вскоре манифеста лежали главным образом доктрины футуризма, молодые художники, ратовавшие за появление нового бразильского искусства, не забывали и достижений национальной культуры. Эти начинания продолжили и создатели Музея искусств, образование которого способствовало появлению в 1951 году знаменитых теперь Биеннале в Сан-Паулу, ставших регулярным смотром не только латиноамериканского, но и мирового искусства.
В настоящий момент Музей искусств в Сан-Паулу является одним из крупнейших центров бразильской культуры. Здесь ведется интенсивная научная, реставрационная и популяризаторская работа. Посетителей неизменно привлекает замечательно продуманная экспозиция залов, где наряду с произведениями той или иной школы, того или иного мастера помещены стенды, рассказывающие не только об истории и культуре, но и географии страны, искусство которой представлено в зале. Сотрудники Музея стремятся ввести зрителя в самую гущу проблем не только изобразительного искусства, но и культуры в целом. Регулярно проводятся «Музыкальные субботы», где даются концерты как классической, так и авангардистской музыки. Постоянно организуется выставки, которые заставляют зрителя творчески подходить к процессу восприятия искусства. Но главное внимание уделяется самим произведениям. Гордостью Музея является его картинная галерея, коорая постоянно обогащается за счет закупок на знаменитых мировых аукционах, в других музеях, в мастерских современных художников и у частных владельцев. В Музее несколько отделов, но среди них выделяются два — западноевропейской и латиноамериканской живописи.
Настоящий комплект открыток посвящен западноевропейской живописи, представленной в Музее искусств в Сан-Паулу множеством школ, произведениями мастеров разных эпох, начиная с итальянского Возрождения и кончая современностью. Одной из самых ранних живописных работ в Музее является «Мадонна с младенцем», созданная художником итальянского Проторенессанса Бернардо Дад-ди. В коллекции пинакотеки Сан-Паулу находятся прекрасные произведения и других известных живописцев итальянского Ренессанса —Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Тициана, Тинторетто и даже раннего Рафаэля, чье полотно «Воскресение Христа» репродуцировано в этом комплекте.
Замечательными произведениями представлены и другие живописные школы Европы: нидерландская — творением Ханса Мемлинга «Мадонна со св. Иоанном и св. женами»; голландская — полотном Рембрандта «Автопортрет с отрастающей бородкой»; немецкая — «Портретом Генри Говарда, графа де Саррей», написанным Хансом Хольбей-ном Младшим; английская — полотнами Гейнсборо «Пейзаж Дринкстоун-парка» (на обложке) и Тернера «Замок Кэрнарвон»; испанская — «Портретом дона Хуана Ан-тонио Льоренте» кисти Франсиско Гойи. Особый раздел составляет живопись XIX—XX веков. Музей располагает произведениями мастеров ряда школ, и в первую очередь французской. В коллекции Музея хранятся картины Эжена Делакруа, Доминика Энгра, Гюстава Курбе, Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Пьера Боннара, Эдуарда Вюйара, Анри Матисса, Фернана Леже, Мориса де Вламинка и Мориса Утрилло. Среди работ мастеров других национальных школ выделяются полотна Винсента Ван Гога, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, а также произведения латиноамериканских художников, и прежде всего бразильских.
Музей искусств в Сан-Паулу мало знаком широким кругам советских любителей живописи, поэтому комплект открыток, посвященный этому музею, вызовет у них несомненный интерес.
Первые годы работы музея требовали от его организаторов поистине неудержимой увлеченности. В основу коллекции Музея искусств было положено собрание старой пинакотеки города, в которой хранились картины, воскрешавшие историю Бразилии. Для обогащения коллекции было решено начать закупки на аукционах и в музеях Европы. Пострадавшие во время второй мировой войны европейские государства не всегда могли выделить необходимые средства на содержание национальных музеев, что вынуждало их подчас расставаться с рядом прекрасных произведений. Вскоре после организации музея в Сан-Паулу Пьетро Мариа Бранди, ставший его директором, отправился в Лондон, не рассчитывая на особый успех. Однако в эту первую поездку ему удалось приобрести за сравнительно невысокую цену «Портрет графа Оливареса» Веласкеса, а также картины Тициана, Перуджино и Пикассо. К 1953 году собрание Музея искусств стало представлять настолько высокую ценность, что Дворец Тюильри в Париже предоставил свои залы для проведения выставки, которая носила название «Шедевры пинакотеки в Сан-Паулу». С этого момента Музей в Сан-Паулу приобретает международное признание. За четверть века до появления Музея искусств, в 1922 году, именно в Сан-Паулу в муниципальном театре была проведена так называемая Неделя современного искусства, имевшая для культуры страны огромное значение. В ней приняли участие молодые живописцы, музыканты, литераторы, ставшие родоначальниками современного искусства Бразилии. Выставленные произведения были призваны познакомить местную публику с достижениями европейской культуры. Несмотря на то что в основе выпущенного вскоре манифеста лежали главным образом доктрины футуризма, молодые художники, ратовавшие за появление нового бразильского искусства, не забывали и достижений национальной культуры. Эти начинания продолжили и создатели Музея искусств, образование которого способствовало появлению в 1951 году знаменитых теперь Биеннале в Сан-Паулу, ставших регулярным смотром не только латиноамериканского, но и мирового искусства.
В настоящий момент Музей искусств в Сан-Паулу является одним из крупнейших центров бразильской культуры. Здесь ведется интенсивная научная, реставрационная и популяризаторская работа. Посетителей неизменно привлекает замечательно продуманная экспозиция залов, где наряду с произведениями той или иной школы, того или иного мастера помещены стенды, рассказывающие не только об истории и культуре, но и географии страны, искусство которой представлено в зале. Сотрудники Музея стремятся ввести зрителя в самую гущу проблем не только изобразительного искусства, но и культуры в целом. Регулярно проводятся «Музыкальные субботы», где даются концерты как классической, так и авангардистской музыки. Постоянно организуется выставки, которые заставляют зрителя творчески подходить к процессу восприятия искусства. Но главное внимание уделяется самим произведениям. Гордостью Музея является его картинная галерея, коорая постоянно обогащается за счет закупок на знаменитых мировых аукционах, в других музеях, в мастерских современных художников и у частных владельцев. В Музее несколько отделов, но среди них выделяются два — западноевропейской и латиноамериканской живописи.
Настоящий комплект открыток посвящен западноевропейской живописи, представленной в Музее искусств в Сан-Паулу множеством школ, произведениями мастеров разных эпох, начиная с итальянского Возрождения и кончая современностью. Одной из самых ранних живописных работ в Музее является «Мадонна с младенцем», созданная художником итальянского Проторенессанса Бернардо Дад-ди. В коллекции пинакотеки Сан-Паулу находятся прекрасные произведения и других известных живописцев итальянского Ренессанса —Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Тициана, Тинторетто и даже раннего Рафаэля, чье полотно «Воскресение Христа» репродуцировано в этом комплекте.
Замечательными произведениями представлены и другие живописные школы Европы: нидерландская — творением Ханса Мемлинга «Мадонна со св. Иоанном и св. женами»; голландская — полотном Рембрандта «Автопортрет с отрастающей бородкой»; немецкая — «Портретом Генри Говарда, графа де Саррей», написанным Хансом Хольбей-ном Младшим; английская — полотнами Гейнсборо «Пейзаж Дринкстоун-парка» (на обложке) и Тернера «Замок Кэрнарвон»; испанская — «Портретом дона Хуана Ан-тонио Льоренте» кисти Франсиско Гойи. Особый раздел составляет живопись XIX—XX веков. Музей располагает произведениями мастеров ряда школ, и в первую очередь французской. В коллекции Музея хранятся картины Эжена Делакруа, Доминика Энгра, Гюстава Курбе, Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Пьера Боннара, Эдуарда Вюйара, Анри Матисса, Фернана Леже, Мориса де Вламинка и Мориса Утрилло. Среди работ мастеров других национальных школ выделяются полотна Винсента Ван Гога, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, а также произведения латиноамериканских художников, и прежде всего бразильских.
Музей искусств в Сан-Паулу мало знаком широким кругам советских любителей живописи, поэтому комплект открыток, посвященный этому музею, вызовет у них несомненный интерес.
Н. Шелешнева
Художник Огюст Ренуар (1841-1919). Французская школа. «Девочка с охапкой травы». Музей искусств в Сан-Паулу
Художник Томас Гейнсборо (1727 -1788), Английская школа. «Пейзаж Дрингстоун-парка» Музей искусств в Сан-Паулу.
См. также: Сан-Паулу
См. также: Сан-Паулу