четверг, 22 июля 2010 г.

Н.А. Тырса (1887-1942). «Мойка»

Тырса Николай Андреевич.
Сын офицера Кубанского казачьего войска, Н. А. Тырса обучался с перерывами на архитектурном отделении АХ (1905-09) и в художественной школе Е. Н. Званцевой (1907-10). Впервые он обратил на себя внимание критики в 1914 г., представив на выставке блестящие рисунки с изображениями обнаженных натурщиц. Творческие интересы его были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопрофессионально и самобытно.
В молодости Тырса отдал несколько лет изучению древнерусского искусства - копируя фрески и участвуя в их реставрации; потом занимался декоративной росписью петербургских особняков.
В 1920-х гг. внимание художника было сосредоточено на графике. В станковой графике - многочисленных рисунках и акварелях с натуры - он оттачивал свое мастерство. Графика промышленная была для него прежде всего средством заработка, но и над нею он трудился с увлеченностью.
В графику книжную Тырса вошел еще в 1921 г., оформив "Комедию о царе Максимилиане", а иллюстрации к "Козлику" (1923) положили начало работе в детской книге, где он вскоре стал одним из наиболее крупных мастеров. Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы современности или ближайшего прошлого, он оформил десятки книг, среди которых выделялись "Осада дворца" В. А. Каверина, "Республика ШКИД" Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, "Снежная книга" В. В. Бианки, "Военные кони" Н. С. Тихонова, "Детство" М. Горького; чаще же всего он обращался к книгам Б. С. Житкова, своего постоянного и любимого автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Тырсы реалистическая точность соединялась с романтическим чувством.
В 1920-х гг. он начал преподавать рисунок и акварель в разных институтах, воспитав немало прекрасных художников. С середины 1920-х гг. Тырса больше внимания уделял акварели, как бы подготавливая себе переход к масляной живописи в 1930-х гг.
Его картины - пейзажи, натюрморты, интерьеры, изображения обнаженных моделей - вырастали из натурных этюдов и, в отличие от иллюстраций, носили созерцательный характер, но они заряжены восторгом перед богатством и красочностью мира и увлекают темпераментностью воплощения этого мира на холсте.
В те же годы для него самостоятельный интерес приобрела литография, которую раньше он использовал лишь в иллюстрациях. Идея распространения высокохудожественных массовых картинок увлекла его и подвигла на создание отличных многокрасочных эстампов (в том числе знаменитого "Букета", 1939), а неутомимость ума подтолкнула к изобретению совершенно новой техники "размывки тушью по камню", небывало расширившей возможности литографии. В детской книге Тырса теперь работал меньше, зато обратился к книгам для взрослых и исполнил прекрасные иллюстрации к "Пиковой даме" А. С. Пушкина (1936), "Анне Карениной" Л. Н. Толстого (1939) и "Герою нашего времени" М. Ю. Лермонтова (1940). В 1940-41 гг. он занялся еще и стеклоделием и, работая вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около двух десятков изделий - графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла. Большая персональная выставка Тырсы открылась 15 июня 1941 г., но продлилась лишь неделю - началась война. 29 января 1942 г. его, обессиленного блокадной зимой, эвакуировали из Ленинграда, но было уже слишком поздно.
Художник Н.А. Тырса (1887-1942). «Мойка». 1931 г. Бумага, акварель. 67х53 см. Государственная Третьяковская галерея. Русская школа

N. Tyrsa (1887-1942)
The Moika Embankment. 1931
Water-colour on paper. 67x53 cm.
The Tretyakov Gallery

См. также:

среда, 21 июля 2010 г.

Б.М. Кустодиев (1878-1927). «27 февраля 1917 года»

Кустодиев Борис Михайлович (07.03.1878 - 26.05.1927).
Родился в Астрахани. Отец, преподаватель гимназии, скончался рано, и все материальные заботы легли на плечи матери.
Интерес к рисованию пробудился у мальчика очень рано. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, мальчик был потрясен... Он твердо решил стать художником. Несмотря на денежные затруднения, мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. "На Кустодиева, — писал Репин, — я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу..."
Получив заказ написать огромное полотно к столетнему юбилею Государственного Совета, И. Е. Репин приглашает Кустодиева быть его помощником. Работа предстояла сложная и трудоемкая. Молодой художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине, им написана и правая часть самого полотна. Параллельно с этой работой Кустодиев создал серию портретов своих современников, духовно близких ему людей. Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). Работа над портретами чрезвычайно обогатила художника, заставила пристальней вглядываться в натуру, постигать сложный мир человеческой души.
Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал в дипломной картине "Базар в деревне" (не сохранилась). Получив знание художника и право на заграничную командировку, Кустодиев в 1903 году выехал во Францию и Испанию.
К 1905 году относятся и первые опыты художника в книжной иллюстрации, к которой он будет обращаться на протяжении всей своей жизни. Им проиллюстрированы многие произведения русской классической литературы: "Мертвые .души", "Коляска" и "Шинель" Н. В. Гоголя, "Песня про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова, "Как черт у мужика краюху украл" и "Свечка" Л.Н.Толстого. В этих рисунках— глубокое проникновение в суть литературного произведения.
В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Он продолжал напряженно работать, но тяжелая болезнь — туберкулез позвоночника — требовала неотложных мер. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Он томится вдали от родины, и русские темы продолжают оставаться основным содержанием его произведений, созданных за границей. В 1912 году он написал картину "Купчихи" (Киевский государственный музей русского искусства) — одну из первых в галерее купеческих образов.
Творчество Кустодиева остается лучезарным и оптимистичным, хотя болезнь все прогрессирует.
Главная линия жанровой живописи Кустодиева этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых — создать обобщенные, собирательные образы женской красоты, какая бытовала в понимании народа: "Купчиха" (1915, ГРМ). "Девушка на Волге" (1915, Япония) и "Красавица" (1915, ГТГ).
В 1918 году Кустодиев исполняет несколько панно для украшения площадей Петрограда к празднованию первой годовщины Великой Октябрьской революции. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина "Степан Разин" (1918, ГРМ). В первые послереволюционные годы художник напряженно и вдохновенно работает в различных областях изобразительного искусства. Тема современности становится для него основной. Образы своей эпохи Кустодиев воплощает в рисунках для календарей и обложек, в иллюстрациях и эскизах оформления улиц.
Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова "Штопальщик" (1922) и "Леди Макбет Мценского уезда" (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Он исполнил декорации к спектаклю "Горячее сердце" А. Н. Островского, и успех обеспечил далее постоянные заказы; в 1913 году художник оформлял "Смерть Пазухина" в Московском Художественном театре и исполнил не только декорации, но и эскизы костюмов. С особой яркостью дарование Кустодиева -декоратора проявилось в оформлении пьес Островского "Свои люди—сочтемся", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Волки и овцы", "Гроза". Они свидетельствовали о глубоким проникновении художника в суть авторскою замысла. Купеческим мир Кабановых, уклад их жизни, быт провинциального городка — все эти было близко жанровым картинам Б. М. Кустодиева, и декорации он пишет легко и быстро.
Умер Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927.
Художник Б.М. Кустодиев (1878-1927). «27 февраля 1917 года». 1917 г. Бумага, акварель. 33,6х25,8 см. Государственная Третьяковская галерея. Русская школа

B. Kustodiyev (1878-1927)
February 27,1917. 1917.
Water-colour on paper. 22,6x25,8 cm.
The Tretyakov Gallery

См. также:

О.Г. Верейский ( род. 1915) - «Деревня на Ангаре»

Верейский Орест Георгиевич (15.07.1915 - 1993).
Родился в Смоленской области. Известный российский график, Народный художник РСФСР, член Союза художников СССР. Иллюстрировал книги для Детгиза, издательства "Советский писатель": "Кортик" А. Рыбакова, "Стихи Дж. Родари" (1955) и многие другие. В 1955 году создал целую серию иллюстраций для романа "Тихий Дон" М. А. Шолохова. Позже, в 1958 году, О. Верейский также создает серию иллюстраций к "Судьбе человека", которые по своему стилю сродни иллюстрациям к "Тихому Дону". В 1981 году в издательстве "Книга" готовилось подарочное издание рассказа "Судьба человека" - к 25-летию его первой публикации с иллюстрациями Верейского. Портрет главного героя рассказа Андрея Соколова был повторен и в юбилейном издании. Остальные рисунки, более 10 - художник создал вновь. Кроме того, художником проиллюстрирован роман "Поднятая целина" (1965). Рисунки Верейского нравились Шолохову. Когда в 1975 году готовилось собрание сочинений писателя в приложении к журналу "Огонек", то писатель посоветовал издателям "дать иллюстрации Верейского". Произведения М. А. Шолохова с иллюстрациями О. Г. Верейского выходили в разных издательствах огромными тиражами и до сих пор остаются самыми издаваемыми.
Художник О.Г. Верейский ( род. 1915),. «Деревня на Ангаре». 1959 г. Бумага, акварель, тушь. 68х48,6 см. Государственная Третьяковская галерея. Русская школа
 O. Vereisky (b. 1915)
Village on the Angara. 1959
India ink, water-colour on paper. 68x48,6 cm
The Thetyakov Gallary

См. также:

вторник, 20 июля 2010 г.

Коровин Ювеналий Дмитриевич (07.01.1914 - 16.02.1991). «Делегатка»


График. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР. Коровин Ювеналий Дмитриевич (07.01.1914 - 16.02.1991)
«Делегатка». Из серии «Всемирный конгресс женщин». 1963.
Бумага, акварель, цветной карандаш, мел. 52,9х43. Государственная Третьяковская галерея. Русская школа

Y. Korovin (1914-1991).
The Delegate. From the World Congress of Women series. 1963
Water-colour on paper wiht coloured pencils and chalks. 52,9x43 cm
The Tretyakov Gallery

Ю.И. Пименов (род. 1903 г.) - "Маруся, пора обедать!"

Пименов Юрий (Георгий) Иванович (1903, Москва — 1977, там же), живописец, академик Академии художеств СССР (1962), народный художник СССР (1970). Учился во Вхутемасе (1920—25). Преподавал во ВГИКе (1945—72, профессор). В большинстве работ зрелого периода Пименов с живой непосредственностью и тонким пониманием красоты и поэзии повседневности раскрывал особенности облика и быта Москвы, показывая жизнь обычных москвичей. Создав обобщённый, возвышенно-идеальный и в то же время совершенно конкретный образ города («Новая Москва», 1937), продолжал развивать эту тему в её более частных, индивидуальных вариациях, отражая в своих произведениях движение времени, определявшего судьбы Москвы и её жителей. Картины московской жизни 30-х гг. полны оптимизма, ощущения полноты бытия (триптих «Москва», 1938; иллюстрации к книге С.Я. Маршака «Хороший день», 1941). В годы Великой Отечественной войны преобладали суровая лаконичность и обобщённость образов, запечатлевших город военного времени («Ночная улица», 1942; «Следы шин», 1944; «Снег идёт», 1945). В послевоенные годы городской пейзаж, насыщенный настроениями мирной жизни, органично соединился с полными обаяния женскими образами («Весеннее окно», 1949; «В весеннем парке», акварель, 1955). Москва в произведениях Пименова предстаёт деловой, исполненной движения и красочно-шумной («Конечная станция», 1955; «В центре Москвы», «Центральный рынок», «Проливной дождь», «Обыкновенное утро», все — 1957). Особой темой в 60-х гг. стала жизнь новостроек, московских окраин: серия «Новые кварталы» («Первые модницы нового квартала», 1961, ГРМ; «Свадьба на завтрашней улице», 1962, «Ливень», 1963, обе — в ГТГ). Тонко и образно Пименову удалось раскрыть тесное соприкосновение старого города и заполнившего его нового молодого бытия («Кусок стекла», 1966, ГТГ). В многочисленных натюрмортах Пименова предметы красочно и достоверно передают атмосферу московского быта («Актриса», 1935, «Старые и новые вещи», 1967, оба — в ГТГ); фрагменты городского пейзажа нередко вплетаются в замкнутый мир вещей, составляя его индивидуальный лирический тон, то спокойно-умиротворённый («Окно», 1935), то напряжённо-эмоциональный («Ожидание», из серии «Вещи людей», ГТГ). С 30-х гг. Пименов работал как театральный художник, стремился к праздничной зрелищности и достоверности воссоздания на сцене места действия («Сирано де Бержерак», 1941, Театр имени Ленинского комсомола; «За тех, кто в море», 1947, Малый театр; «Степь широкая», 1949, ЦТСА; «На белом свете», 1947, «Наш современник», 1949, оба спектакля — Малый театр). Выполнил эскизы к кинофильму «Кубанские казаки» (1949). Писал портреты людей, связанных с театральным миром (З. Райх в роли Маргариты Готье, 1934, акварель, гуашь, ГТГ; Т.Е. Самойлова в роли Анны Карениной, 1966, собственность семьи), делал театральные и киноафиши.
Среди монументальных произведений Пименова — панно «Россия — Красная площадь» (1950). Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1947, 1950).

Художник Ю.И. Пименов (род. 1903 г.). "Маруся, пора обедать!". 1955 г. Бумага, акварель. 84х62. Государственная Третьяковская галерея. Русская школа - Y. Pimenov (b. 1903). "Verusia, lunch time!" 1955 Water-colour on paper. 84x62 cm The Tretyakov Gallery



понедельник, 19 июля 2010 г.

Американская гравюра - 15

Бен Шан. "Мешок с покупками", сериграфия (68,6 х 101,6 см).

Американская гравюра - 14

Джейкоб Ландау. "Аттракцион", гравюра по дереву, 1961 год (41,9 х 31,7 см).

Американская гравюра - 13

Глен Алпс. "Коллограф № 21" (67,3 х 82,5 см).