понедельник, 26 июля 2010 г.

Кончаловский Пётр Петрович - «Ессунтуки. Лестница»

Родился 9 февраля 1876 года в Славянске в семье видного литератора. Самые ранние годы он провел в Харьковской губернии, в имении родителей. Однако вскоре отец был арестован за участие в революционной деятельности и сослан в Холмогоры. Имение конфисковали. Когда семья переехала в Харьков, Петр уже с восьми лет начал посещать школу живописи Раевской. В 1889 году все перебрались в Москву. Именно в это время отец предпринял издание сочинений Лермонтова, а потом и Пушкина с иллюстрациями лучших художников - Сурикова, Поленова, Репина, Айвазовского, Серова, Васнецова, Шишкина, Врубеля...
В Москве Петр Кончаловский начал посещать вечерний класс Строгановского училища. Но отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета. Однако живопись неудержимо влекла Петра. И вместе с Коровиным Кончаловский попросил своего отца отпустить его в Париж. Там с 1896 по 1898 год он занимался в академии Жулиана. По возвращении домой Петр Кончаловский сразу поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.
Картины его хвалили, ему предсказывали большое будущее, а он сам чувствовал, что еще не нашел в творчестве чего-то очень важного. И, недовольный, часто смывал свои картины с полотна.
В 1907 году Петр Кончаловский поехал в Париж и посетил там выставку Ван Гога, которая потрясла его.
"Произведения Ван Гога,- писал позже Петр Кончаловский,- раскрыли мне глаза на мою живопись. Я ясно почувствовал, что не топчусь больше на месте, как раньше, а иду вперед, знаю, как должен художник относиться к природе. Не копировать ее, а настойчиво искать в ней характерное..."
До этого он писал работы в духе К. Коровина. А в 1908- 1909 годах прошел своеобразную стадию фовистской активизации цвета. Влияние Ван Гога ощутимо в "Доме в розовом" и других пейзажах Южной Франции, написанных в это время.
В 1910-х годах Петр Кончаловский увлекался холстами Ларионова. И это нашло отражение в таких его работах, как "Перец и пурон" и "Наташа на стуле".
В это время Кончаловский и Машков, Лентулов, Фальк, Куприн образовали общество "Бубновый валет". Все они очень внимательно изучали принципы кубизма, увлекались Сезанном, но всегда оставались верными натуре. Композиции Кончаловского обычно очень просты. Он умел отбросить все случайное, однако всегда придавал натуре чувственную материальность, как бы концентрировал заложенную в каждой вещи энергию. Живопись Кончаловского отличается особой плотностью. Некоторые говорят, что его краски замешаны не на масле, а на глине.
Предпримитивистской можно считать написанную Кончаловским в 1910 году композицию "Бой быков". Натура в натюрмортах и композициях и даже портретах Кончаловского как бы утрачивает свою динамичность, будто находится в оцепенении. Главное в ней - характерность.
"Нагнетание характерности" особенно заметно в двух семейных портретах 1911 и 1912 годов, первый из которых П. Муратов назвал "черным", а второй "сиенским". Мы видим жену Кончаловского Ольгу Васильевну, сына Мишу, дочь Наташу, которую он очень любил рисовать. Она в будущем стала известной писательницей, вышла замуж за поэта Сергея Михалкова. А их сыновья - Андрон Михалков-Кончаловский и Никита Михалков сейчас одни из самых популярных и известных в мире кинорежиссеров.
В 1910-1912 годах в работах Кончаловского вдруг появилась так называемая "подносно-черная" основа, которая присутствует не только в натюрмортах, но и в некоторых портретах, давая возможность еще полнее ощутить звучность красок. В это время были написаны натюрморт "Пиво и вобла" и натюрморты с цветами.
По-новому написаны итальянские пейзажи 1912 года - "Сиена", "Сан-Джиминиано". Здесь уже ощущается внутреннее движение, жизнь.
Лентулов вспоминал: "Кончаловский писал колоссальное количество этюдов ежегодно, не менее шестидесяти".
Наиболее же напряженными, энергичными воспринимаются натюрморты с законченными примитивистскими решениями - написанные в 1912-1913 годах "Палитра и краски", "Печка", "Сухие краски".
В 1914 году Петр Кончаловский попал на фронт артиллерийским офицером и сражался против немцев.
Всю жизнь Кончаловский очень любил писать натюрморты. В 1916 году появился его удивительный натюрморт "Агава", в 1939 - "Глухари", в 1946 - "Подсвечник и груши", в 1955 - "Клубника".
Своим духовным отцом Петр Кончаловский всегда считал Сурикова. В конце 20-х годов ему пришлось подолгу жить и работать в Новгороде, и художник вдруг с особой остротой ощутил необходимость воплощения национального начала, которое так полнозвучно звучало в творчестве его духовного наставника.
Очень интересны портреты Кончаловского, где человек показан в мгновение особого вдохновения - это и портреты Пушкина, Лермонтова, композитора Прокофьева, режиссера Мейерхольда.
Одной из наиболее интересных работ художника в театре было оформление оперы А. Рубинштейна "Купец Калашников" для театра Зимина, где Кончаловский, увлеченный в это время примитивами, использовал стилизацию "под лубок". Умер Петр Кончаловский 2 февраля 1956 года.
(Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.)
Художник П.П. Кончаловский (1876-1956).  
«Ессунтуки. Лестница». 1948 г. 
Бумага, акварель. 40,5х53,3 см.  
Государственная Третьяковская галерея. Русская школа

P. Konchalovsky (1876-1956)
Essentuki. Stairway. 1948
Water-colour on paper. 40,5х53,3 cm.
The Tretyakov Gallery

См. также:

суббота, 24 июля 2010 г.

А.В. Фонвизин - «Портрет Д.В. Зеркаловой в роли роли Юлии Павловны Тугиной в пьесе А.Н. Островского "Последняя жертва"»

Художник А.В. Фонвизин (1882-1973).  
«Портрет Д.В. Зеркаловой в роли роли Юлии Павловны Тугиной в пьесе А.Н. Островского "Последняя жертва"». 1939 г. 
Бумага, акварель. 64,5х44,2 см.  
Государственная Третьяковская галерея. Русская школа

A. Fonvizin (1882-1973)
Portrait of the actress D. Zerkalova as Yulia Pavlovna Tugina in A. Ostrovsky`s play The Last Sacrifice. 1939
Water-colour on paper. 64,5х44,2 cm.
The Tretyakov Gallery

Лапшин Николай Фёдорович - «Зима. Адмиралтейство»

Питомец Петербургского политехнического института, не имел систематического художественного образования. Учился в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, в рисовальной школе Общества поощрения художеств ВАХ (1919 - 1922). Преподавал в полиграфическом техникуме и с 1929 года на графическом факультете ВХУТЕМАСа – ИЖСА Всероссийской Академии художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры). В 1910-е годы он - участник радикальных футуристических объединений, сподвижник Михаила Ле-Дантю, Веры Ермолаевой, в начале1920-х - руководитель Музея Художественной Культуры. Лапшин был одним из активнейших теоретиков новейшего искусства, участником легендарной выставки русского искусства левых течений в Берлине в 1922 году.
Известна его станковая живопись, акварель, цветная автолитография. С особым успехом занимался книжной графикой. С середины 20 годов сотрудничал с отделом детской и юношеской литературы Госиздательства. Лапшин создал свою оригинальную систему иллюстрирования книг крошечными картинками-ремарками. В 1930-х годах Лапшин вместе В. Лебедевым и Н. Тырсой работал в известных журналах "Ёж" и "Чиж", ставших гаванью для многих ярких мастеров ленинградской школы. Лапшин вошел в историю отечественного искусства как один из трех столпов детской иллюстрации, мастер тонких, проникновенных пейзажей Ленинграда и его окрестностей. В 1932 году на конкурсе нью-йоркского издательства художник победил четырехсот конкурентов – лучших книжных графиков мира, оформив книгу «Путешествие Марко Поло». Всего художник создал 150 иллюстраций к изданию. Во многом под его влиянием формировались школа ленинградской пейзажной живописи 20 – 30-х годов, творчество членов объединения «Круг художников». К великому сожалению, этого исключительно талантливого художника, которого называли «загадкой», постигла трагическая доля - в конце 1930-х годов Лапшин практически потерял зрение, поэтому ему особенно трудно было выжить в голодном блокадном Ленинграде в феврале 1942 года. Большую часть работ удалось сохранить друзьям живописца, но часть произведений была безвозвратно утрачена.
Художник Н.Ф. Лапшин (1888-1942). «Зима. Адмиралтейство». 1938 г. Бумага, акварель. 32,4х43,5 см. Государственная Третьяковская галерея. Русская школа

N. Lapshin (1888-1942)
Winter. The Admiralty. 1938
Water-colour on paper. 32,4х43,5 cm.
The Tretyakov Gallery

См. также:

пятница, 23 июля 2010 г.

С.В. Герасимов (1885-1964) - «Кавказ»

Герасимов Сергей Васильевич
Представитель русского импрессионизма, создавший также целый ряд эталонных соцреалистических картин. Родился в Можайске 14 (26) сентября 1885 в крестьянской семье. Занимался в московском Строгановском художественно-промышленном училище (1901–1907), а также в Училище живописи, ваяния и зодчества (1907–1912), где его наставниками были С.В.Иванов и К.А.Коровин. Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР. Жил в Москве и Можайске, где в 1915 построил себе дом-мастерскую.
В ранней живописи художника (Фронтовик, 1926, Третьяковская галерея, Москва) проступают черты умеренного кубизма («сезаннизма»). В Клятве сибирских партизан (1933, Русский музей, Петербург) он осваивает принципы революционно-пропагандистской «тематической картины». Если этот образ запоминается своей жесткой суровостью, то знаменитый Колхозный праздник (1937, Третьяковская галерея) выглядит как сценическая красочная феерия, сотканная из отдельных «сочных» кусочков. Одним из известнейших живописных полотен о войне стала герасимовская Мать партизана (1943–1950, там же). Сквозь все творчество мастера проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед – прежде всего в повторяющихся мотивах соседствующего с его домом Лужецкого монастыря, разрушенного и варварски разоренного после его закрытия в 1926. В простых по сюжету, лирически-задушевных пейзажах (серия Можайские пейзажи, 1954, там же; и др.) живописный импрессионизм Герасимова выразился наиболее органично. Окружающая реальность неразрывно соединилась в этих композициях с воспоминаниями о русской провинциальной старине.

Проявил себя как опытный педагог (преподавал, еще с 1912, в художественной школе при типолитографии И.Д.Сытина, а затем во Вхутемасе – Высших художественно-технических мастерских, и других институтах), а также умелый и чуткий администратор, завоевав в середине века прочную репутацию осторожного, но стойкого либерала (за что в 1948 был уволен с поста директора Московского художественного института имени В.И.Сурикова). Занимал также посты директора Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского; 1950–1964) и Первого секретаря правления Союза художников СССР (1958–1964).
Ленинская премия (1966). Награжден 2 орденами, а также медалями.. Его официальные выступления собраны в книге Об искусстве (1973).
Умер Герасимов в Москве 20 апреля 1964.
Художник С.В. Герасимов (1885-1964). «Кавказ». 1936 г. Бумага, акварель. 43,6х54,5 см. Государственная Третьяковская галерея. Русская школа

S. Gerasimov (1885-1964)
The Caucasus. 1936
Water-colour on paper. 43,6х54,5 cm.
The Tretyakov Gallery

См. также:

А.А. Дейнека (1899-1969) - «Пейзаж со стадом»

Художник А.А. Дейнека (1899-1969). «Пейзаж со стадом». 1934 г. Бумага, белила, тушь. 41,5х34,6 см. Государственная Третьяковская галерея. Русская школа

A. Deyneka (1899-1969)
Landscape with a Herd of Cows. 1934
White and India ink on paper. 41,5x34,6 cm.
The Tretyakov Gallery

См. также:

четверг, 22 июля 2010 г.

А.Н. Самохвалов (1894-1971) - «Шпульница»

Самохвалов Александр Николаевич
8 августа 1894 (Бежецк Тверской губернии) — 20 августа 1971 (Ленинград)
Живописец, график, скульптор, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства.
В начале 1910-х посещал занятия в частной школе Я. С. Голдблата в Петербурге. В 1914–1918 учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ у В. А. Беляева и Г. Р. Залемана, в 1920–1923 — в петроградском ВХУТЕМАСе у К. С. Петрова-Водкина, Д. Н. Кардовского, А. А. Рылова, В. Е. Савинского. В 1921 в составе экспедиции Института истории материальной культуры совершил путешествие в Самарканд.
Жил в Ленинграде. С 1917 участвовал в выставках. Входил в объединения «Мир искусства» (с 1917), «Община художников (с 1922), «Объединение новых течений в искусстве» (с 1922), «Жар-цвет» (с 1924), «Круг художников» (1926–1930), «Октябрь» (с 1930). Занимался книжной графикой, сотрудничал с издательством «Радуга», Детгизом. В 1932 написал картину «Девушка в футболке», удостоенную золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937) и ставшую программным произведением советского искусства 1930-х. Создал живописные и графические серии «Метростроевки» (1934–1937), «Физкультурницы» (1935).
С середины 1930-х работал как сценограф. Выполнил оформление спектаклей «Бесприданница» А. Н. Островского в Государственном Большом драматическом театре в Ленинграде (1935), «Горячее сердце» Островского, «Стакан воды» Э. Скриба в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина в Ленинграде (оба — 1943) и другие.
В 1930-х сотрудничал с Государственным фарфоровым заводом им. М. В. Ломоносова (Ленинградским фарфоровым заводом им. М. В. Ломоносова), создавал модели скульптуры и эскизы росписи фарфора.
В 1940 в Ленинграде прошла первая персональная выставка Самохвалова (совместно с Г. М. Манизером), за ней последовали выставки 1963 и 1964 в Москве. В 1948–1951 преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. В 1967 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1977 были изданы мемуары Самохвалова «Мой творческий путь».
Ретроспективная выставка художника состоялась в 1974 в Государственном Русском музее.
Самохвалов — выдающийся мастер советского искусства, создавший собственный узнаваемый стиль в живописи, графике, декоративно-прикладного искусстве. В своем творчестве соединил черты экспрессионизма с идейной программой социалистического реализма, очень точно выразив «дух 1930-х годов». Его произведения проникнуты радостью бытия и оптимизмом, главные герои полотен — энергичные молодые созидатели новой жизни — физкультурники, метростроевцы, заводские рабочие. Произведения художника отличает монументальность, свобода живописной манеры, яркость колорита.
Творчество Самохвалова представлено в крупнейших музейных собраниях России и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Художник А.Н. Самохвалов (1894-1971). «Шпульница». 1930 г. Бумага, акварель. 26,6х21,2 см. Государственная Третьяковская галерея. Русская школа

A. Samokhvalov (1894-1971)
The Textile Worker. 1930
Water-colour on paper. 26,6x21,2 cm.
The Tretyakov Gallery

См. также:

Н.А. Тырса (1887-1942). «Мойка»

Тырса Николай Андреевич.
Сын офицера Кубанского казачьего войска, Н. А. Тырса обучался с перерывами на архитектурном отделении АХ (1905-09) и в художественной школе Е. Н. Званцевой (1907-10). Впервые он обратил на себя внимание критики в 1914 г., представив на выставке блестящие рисунки с изображениями обнаженных натурщиц. Творческие интересы его были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопрофессионально и самобытно.
В молодости Тырса отдал несколько лет изучению древнерусского искусства - копируя фрески и участвуя в их реставрации; потом занимался декоративной росписью петербургских особняков.
В 1920-х гг. внимание художника было сосредоточено на графике. В станковой графике - многочисленных рисунках и акварелях с натуры - он оттачивал свое мастерство. Графика промышленная была для него прежде всего средством заработка, но и над нею он трудился с увлеченностью.
В графику книжную Тырса вошел еще в 1921 г., оформив "Комедию о царе Максимилиане", а иллюстрации к "Козлику" (1923) положили начало работе в детской книге, где он вскоре стал одним из наиболее крупных мастеров. Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы современности или ближайшего прошлого, он оформил десятки книг, среди которых выделялись "Осада дворца" В. А. Каверина, "Республика ШКИД" Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, "Снежная книга" В. В. Бианки, "Военные кони" Н. С. Тихонова, "Детство" М. Горького; чаще же всего он обращался к книгам Б. С. Житкова, своего постоянного и любимого автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Тырсы реалистическая точность соединялась с романтическим чувством.
В 1920-х гг. он начал преподавать рисунок и акварель в разных институтах, воспитав немало прекрасных художников. С середины 1920-х гг. Тырса больше внимания уделял акварели, как бы подготавливая себе переход к масляной живописи в 1930-х гг.
Его картины - пейзажи, натюрморты, интерьеры, изображения обнаженных моделей - вырастали из натурных этюдов и, в отличие от иллюстраций, носили созерцательный характер, но они заряжены восторгом перед богатством и красочностью мира и увлекают темпераментностью воплощения этого мира на холсте.
В те же годы для него самостоятельный интерес приобрела литография, которую раньше он использовал лишь в иллюстрациях. Идея распространения высокохудожественных массовых картинок увлекла его и подвигла на создание отличных многокрасочных эстампов (в том числе знаменитого "Букета", 1939), а неутомимость ума подтолкнула к изобретению совершенно новой техники "размывки тушью по камню", небывало расширившей возможности литографии. В детской книге Тырса теперь работал меньше, зато обратился к книгам для взрослых и исполнил прекрасные иллюстрации к "Пиковой даме" А. С. Пушкина (1936), "Анне Карениной" Л. Н. Толстого (1939) и "Герою нашего времени" М. Ю. Лермонтова (1940). В 1940-41 гг. он занялся еще и стеклоделием и, работая вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около двух десятков изделий - графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла. Большая персональная выставка Тырсы открылась 15 июня 1941 г., но продлилась лишь неделю - началась война. 29 января 1942 г. его, обессиленного блокадной зимой, эвакуировали из Ленинграда, но было уже слишком поздно.
Художник Н.А. Тырса (1887-1942). «Мойка». 1931 г. Бумага, акварель. 67х53 см. Государственная Третьяковская галерея. Русская школа

N. Tyrsa (1887-1942)
The Moika Embankment. 1931
Water-colour on paper. 67x53 cm.
The Tretyakov Gallery

См. также:

среда, 21 июля 2010 г.

Б.М. Кустодиев (1878-1927). «27 февраля 1917 года»

Кустодиев Борис Михайлович (07.03.1878 - 26.05.1927).
Родился в Астрахани. Отец, преподаватель гимназии, скончался рано, и все материальные заботы легли на плечи матери.
Интерес к рисованию пробудился у мальчика очень рано. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, мальчик был потрясен... Он твердо решил стать художником. Несмотря на денежные затруднения, мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. "На Кустодиева, — писал Репин, — я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу..."
Получив заказ написать огромное полотно к столетнему юбилею Государственного Совета, И. Е. Репин приглашает Кустодиева быть его помощником. Работа предстояла сложная и трудоемкая. Молодой художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине, им написана и правая часть самого полотна. Параллельно с этой работой Кустодиев создал серию портретов своих современников, духовно близких ему людей. Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). Работа над портретами чрезвычайно обогатила художника, заставила пристальней вглядываться в натуру, постигать сложный мир человеческой души.
Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал в дипломной картине "Базар в деревне" (не сохранилась). Получив знание художника и право на заграничную командировку, Кустодиев в 1903 году выехал во Францию и Испанию.
К 1905 году относятся и первые опыты художника в книжной иллюстрации, к которой он будет обращаться на протяжении всей своей жизни. Им проиллюстрированы многие произведения русской классической литературы: "Мертвые .души", "Коляска" и "Шинель" Н. В. Гоголя, "Песня про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова, "Как черт у мужика краюху украл" и "Свечка" Л.Н.Толстого. В этих рисунках— глубокое проникновение в суть литературного произведения.
В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Он продолжал напряженно работать, но тяжелая болезнь — туберкулез позвоночника — требовала неотложных мер. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Он томится вдали от родины, и русские темы продолжают оставаться основным содержанием его произведений, созданных за границей. В 1912 году он написал картину "Купчихи" (Киевский государственный музей русского искусства) — одну из первых в галерее купеческих образов.
Творчество Кустодиева остается лучезарным и оптимистичным, хотя болезнь все прогрессирует.
Главная линия жанровой живописи Кустодиева этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых — создать обобщенные, собирательные образы женской красоты, какая бытовала в понимании народа: "Купчиха" (1915, ГРМ). "Девушка на Волге" (1915, Япония) и "Красавица" (1915, ГТГ).
В 1918 году Кустодиев исполняет несколько панно для украшения площадей Петрограда к празднованию первой годовщины Великой Октябрьской революции. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина "Степан Разин" (1918, ГРМ). В первые послереволюционные годы художник напряженно и вдохновенно работает в различных областях изобразительного искусства. Тема современности становится для него основной. Образы своей эпохи Кустодиев воплощает в рисунках для календарей и обложек, в иллюстрациях и эскизах оформления улиц.
Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова "Штопальщик" (1922) и "Леди Макбет Мценского уезда" (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Он исполнил декорации к спектаклю "Горячее сердце" А. Н. Островского, и успех обеспечил далее постоянные заказы; в 1913 году художник оформлял "Смерть Пазухина" в Московском Художественном театре и исполнил не только декорации, но и эскизы костюмов. С особой яркостью дарование Кустодиева -декоратора проявилось в оформлении пьес Островского "Свои люди—сочтемся", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Волки и овцы", "Гроза". Они свидетельствовали о глубоким проникновении художника в суть авторскою замысла. Купеческим мир Кабановых, уклад их жизни, быт провинциального городка — все эти было близко жанровым картинам Б. М. Кустодиева, и декорации он пишет легко и быстро.
Умер Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927.
Художник Б.М. Кустодиев (1878-1927). «27 февраля 1917 года». 1917 г. Бумага, акварель. 33,6х25,8 см. Государственная Третьяковская галерея. Русская школа

B. Kustodiyev (1878-1927)
February 27,1917. 1917.
Water-colour on paper. 22,6x25,8 cm.
The Tretyakov Gallery

См. также: